Статья
3157
1 февраля 2016 8:45
Атлант расправил попу
Двадцать восьмого января в продажу поступила новая серия кукол «Барби», получившая название «Fashionistas» или «Модницы».Это, казалось бы, несравнимое с угрозой мирового терроризма или глобального потепления событие всколыхнуло мировую общественную жизнь. Журнал «Time» даже поместил фотографию одной из кукол на свою февральскую обложку. Дело в том, что впервые в истории официальная «стандартная» Барби завела себе трех разительно отличающихся от неё «родственниц». На русский язык названия этих трёх новых моделей (представленных также в семи разных цветах) условно можно перевести как «жердь» (очень высокая Барби), «толстушка» (Барби с бедрами значительно больше тех, которые мы привыкли у неё видеть) и «коротышка» (низкорослая Барби).
Случившееся уже объявили победой феминизма и движения body-positive (приветствующее принятие своего тела со всеми его недостатками, мнимыми и реальными) , но сами феминистки видеть в этом свою победу отказываются, подозревая в очередной раз заговор против женщин.
Действительно, корпорация «Mattel», выпускающая Барби с 1959 года, может по праву войти в мировой список Корпораций Зла наряду с «Monsanto», «Shell» или Ростехнологиями. Её уже больше полувека упрекают в конструировании нездоровой нормативности, уродовании детской психики, ущемлении прав, идиотизации наций.
Джек Райан, военный инженер, которому в шестидесятых на первых этапах было поручено доводить «до ума» изобретенную Рут Хендлер игрушку, даже в сегодняшние свободные времена слыл бы человеком неприятным. При нём головной офис «Mattel», если верить историкам, напоминал декорацию к фильмам Пазолини: секс-вечеринки для сотрудников, куклы, стоящие в развратных позах (Райан придумал механизм «гибких» конечностей куклы) на рабочих столах, вооруженная охрана, разъезжающие по офису на кровати с колесиками сотрудницы, одетые только в откровенные ночнушки, проститутки в директорских кабинетах…
Именно Райан поставил во главу угла маркетинговые исследования, основываясь на которых корпорация строила свою стратегию, в том числе и скрытое наблюдение за играющими детьми, цель которого – понять, в какие куклы они предпочитают играть и почему. Неудачные проекты уничтожались в измельчителях под бдительным присмотром, они ни в коем случае не должны были достаться конкурентам. Т.е. никакой розовой фабрикой волшебства корпорация «Mattel» не была с самого начала. Самым «добрым гением» для Барби же была Шарлотта Джонсон, благодаря которой кукла получила едва ли не главное свое конкурентное преимущество – богатый гардероб. Железной рукой госпожа Джонсон управляла рабочими группами американских модельеров и швейным цехом в Японии.
Но вся эта «жестокость» ограничивалась бизнесом – «Mattel» всегда шла в кильватере мировых трендов, пусть иногда и вплотную, и никому не промывала мозги, пытаясь сохранить status quo. Да, были и есть объемные журналы для девочек, мультфильмы о жизни Барби, но…
Во-первых, не надо держать детей за дураков и в «Mattel», к чести компании, их за таковых никогда не держали. Дети прекрасно знают разницу между «быть», «хотеть быть» и «неплохо бы быть». Взрослые не видят этой разницы куда чаще. То, что девочка хочет много кукол, это не значит, что она хочет быть как эта кукла, просто они очень красивые, а красивых вещей хочется иметь побольше.
Во-вторых, мало какая компания была настолько услужлива в отношении своих клиентов и в этом служении настолько же бесстрашна. «Модницы» далеко не первый отход компании от «нормы». Ещё в 1999 годы «Mattel» выпустила куклу-подружку Барби, скопированную с Рози О’Доннел, яркой актрисы, открытой лесбиянки и, говоря без обиняков, крупной женщины. В 1963 году специальная комиссия Элионоры Рузвельт опубликовала отчет об ущемлении прав женщин на рабочих местах и в этот же год вышла Business Woman Barbie (исчезнет вместе с трендом в семидесятые). Первую же чернокожую куклу «Mattel» произвела ещё в 1967 – за год до убийства Мартина Лютера Кинга.
В-третьих, «Mattel» сегодня выпускает Барби-азиаток, Барби-скандинавок, чернокожих Барби, врачей, принцесс, путешественниц, викторианок. Никакой нацио Также как оружейной корпорации все равно, кому продавать оружие, если это не запрещено законом, «Mattel» все равно, кому и какую Барби продавать. Так, недавний коллекционный комплект Барби и Кена «Сказки Шахерезады», ориентированный на клиентов с Востока, общественный активист может счесть вполне сексистским.
Когда продажи Барби с 2012 по 2014 начали сокращаться и в итоге упали на 20%, компания начала искать пути выхода из кризиса. И очевидным образом, как и всегда, попробовала оседлать актуальные тренды. Сняла в рекламе коллаборативного проекта с Moschino играющего с Барби мальчика, а когда художник Николай Лэмм выпустил авторскую куклус прыщами и целлюлитом, о которой дети сказали, что де она им нравится не меньше, чем настоящая, появление официального молда оказалось неизбежным.
Так что феминистки, скорее всего, правы – победы тут нет. В конце концов, старые модели куклы с её невероятными нарядами, аксессуарами и образом жизни из продажи не изъяли и свободные люди могут их по-прежнему покупать. И еще неизвестно, пройдет ли расправившая телеса «толстушка» в дверь домика «старой» Барби или поместится ли в её автомобиле. Если кто и победил, то рынок.
А вот единственным проигравшим во всей этой истории оказался Кен, нежный друг Барби, который даже на фигурке к своему сорокалетнему юбилею щеголял плоским животом и густой шевелюрой. Конечно, девочка хочет играть с куклой, на которую может и не хотела бы сама быть похожа, но кто захочет, чтобы твоя кукла встречалась с толстым кукольным мальчиком?
Вадим Ветерков специально для «Актуальных комментариев»
Другие материалы автора
____________
Читайте также:
КомментарийКомментарий
философАркадий Недель
18 декабря 2022
Анонс
Первый съезд Российского детского движения
18-20 декабря в Москве состоится первый съезд
Российского детского движения. На мероприятии пройдут дискуссионные площадки и панельные сессии, просветительские и культурные встречи.
Цифра дняЦифра дня
20
процентов россиян воспитывают детей телесными наказаниями