Статья
12181 29 мая 2014 12:28

Евразийский союз

В Астане президенты трех стран - России, Белоруссии и Казахстана - подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Свои подписи поставили Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, передал корреспондент Интерфакса.

Национальные парламенты трех государств должны осуществить ратификацию договора до конца 2014 года и с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз начнет функционировать.

Создание Евразийского экономического союза будет означать появление крупнейшего в мире после Евросоюза экономического объединения. Оно раскинется на огромном пространстве, которое населяют почти 170 миллионов человек, отмечает НТВ.

Экономическая интеграция

Работа над документом продолжалась почти 3 года. В нем расписано снятие таможенных и миграционных барьеров между странами-участницами. Перемещаться внутри союза граждане России, Белоруссии и Казахстана смогут беспрепятственно — они сами решат, где жить, работать или учиться. У предпринимателей появится возможность ввозить товары и вести бизнес в любой из указанных стран.

В ключевых отраслях экономики государства будут вести согласованную политику — это касается энергетики, промышленности, транспортной сферы и сельского хозяйства. Ожидается, что всё это увеличит доходы трёх стран минимум на 15%.

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой - в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

Россия, Белоруссия и Казахстан договорятся проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную и финансовую политику (общий финансовый мегарегулятор планируется создать к 2025 году). О переходе на единую валюту в документе не говорится. Государства смогут «в исключительных случаях» вводить валютные ограничения на срок до одного года, отмечают Ведомости.

Казахский коллега Путина Нурсултан Назарбаев никаких претензий по поводу документа о создании Евразийского союза не высказывал, а президент Белоруссии Александр Лукашенко ожидал большего. «Договор, который мы можем подписать, является неким компромиссом, - заявил Лукашенко. - К сожалению, это не тот договор, на который рассчитывала Беларусь, и не тот, о котором изначально заявляли наши партнеры».

Однако компромиссы удалось найти.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой интеграционное объединение, не затрагивающее вопросы независимости государств-членов, передает корреспондент «Газеты.Ru» со ссылкой на заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Назарбаев особо отметил, что подписание договора о создании ЕАЭС как «исторический акт» происходит в Астане — «новой столице независимого Казахстана».

Глава Казахстана также добавил, что вопрос по вступлению Армении в ЕАЭС должен быть решен в течение июня. «Нам надо поручить подготовить соответствующее решение. Если все подготовленные оставшиеся вопросы могут быть решены на самом деле, давайте остановимся на том, что в течение июня, до 1 июля этот вопрос решить», — сказал он заседании Высшего Евразийского экономического совета.

В свою очередь, президент Армении Серж Саргсян попросил установить срок присоединения республики к союзу до 15 июня.

Как отмечает «Российская газета», определено и месторасположение основных органов будущего союза. Несмотря на серьезную дискуссию, был найден консенсус. Штаб-квартира Евразийской экономической комиссии будет в Москве, суд - в Минске, а финансовый регулятор - в Алма-Ате. На финальном отрезке работы с документом удалось выработать стратегию постепенного создания общих рынков нефти и газа. Они должны быть сформированы к 2025 году. С 2016 года заработает общий рынок медицинских изделий.

Всего в договоре 28 разделов, 118 статей и 32 приложения - около 700 страниц. Состоит он из двух частей, первая институциональная - стратегические цели и основные задачи интеграции, правовой статус союза, принципы деятельности и система органов. И вторая - функциональная: регламентирует механизмы экономического взаимодействия и фиксирует обязательства по основным направлениям. Отдельным блоком закрепляются положения по поэтапной интеграции энергетических рынков.

Шанс на модернизацию

Эксперты считают, что евразийский союз даёт реальный шанс для государств-участников и потенциальных членов повысить свою конкурентоспособность на глобальных рынках, а также совместными усилиями осуществить модернизацию экономики. Об этом «Независимой газете» сказала исполнительный директор политологического центра «Север–Юг» Юлия Якушева.

«Западные политические элиты воспринимают ЕАЭС как враждебный проект, способный создать серьезную конкуренцию доминирующему влиянию Запада не только на постсоветском пространстве, но и в глобальном формате. Мы видели, как много было сделано для того, чтобы не допустить вступления Украины в евразийский проект. Но, несмотря на ситуацию в Украине, факт создания ЕАЭС и укрепление сотрудничества России и Казахстана с Китаем больно бьют по амбициям Запада, претензиям на сохранение однополярного миропорядка. Поэтому в ближайшем будущем стоит ожидать попыток дестабилизации ситуации, прежде всего в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация в Таджикистане, теракты в Урумчи – первые сигналы к реализации такого сценария. Что касается западного бизнеса, то он уже давно присматривается к евразийскому проекту и ищет новые форматы взаимодействия и бизнес-коммуникаций с евразийскими партнерами», – подчеркнула она.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, в свою очередь, считает, что ЕАЭС – это более удобная правовая форма для межрегионального сотрудничества, которое на своем уровне уже давно работает. Причем это сотрудничество заключается не в торговле сырьем, а в совместных промышленных предприятиях, которые смогут развиваться на необходимом уровне только в условиях единых правил игры. ЕАЭС является безальтернативным путем развития.

Руководитель Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько полагает, что ЕАЭС поможет создать более справедливую мировую экономику. Об этом он сказал в интервью телекомпании «Мир24».

«В развитии мировой экономики, особенно после распада Советского Союза, сложилась диспропорция. Она и раньше была в сторону США, а за последние 20 лет этот перекос стал еще больше. В последние 10 лет наблюдается рост новых центров экономической силы. В экономическом плане очень вырос Китай. Подтягивается Латинская Америка и Индия. Так что ЕАЭС в тренде. Это попытка сформировать один из экономических центров силы будущей мировой экономики. Успешное развитие евразийского интеграционного проекта будет способствовать тому, что мировая экономика будет более справедливой и плюралистичной», - отметил эксперт.

Комментарии экспертов

Сегодняшнее подписание соглашения о создании Евразийского экономического союза, действительно, напоминает некоторые этапы создания Европейского союза. Для решения чисто прагматических задач было решено объединить экономики разных стран - в основном, ведущих государств Европы. Поэтому сравнение вполне подходящее, но я не думаю, что это полноценная аналогия, потому что сегодня решается много других задач.

Европейский союз создавался на достаточно спокойном фоне, хотя, конечно же, шла «холодная война», и противостояние двух блоков было достаточно серьёзным, но, тем не менее, внутри самой Европы никаких реальных угроз не существовало, её безопасность гарантировало НАТО. А при лидирующей роли Соединённых Штатов и задачи в основном были не столько в реагировании на текущую ситуацию, сколько в создании в перспективе большого общего рынка, в рамках которого все экономики входящих государств могли бы получить дополнительный стимул для развития.

При создании Евразийского экономического союза помимо стратегической цели создания большого рынка (где у участников появятся дополнительные возможности, поскольку четыре главные формы мобильности – товаров, услуг, капитала и людей – включаются активно), появляются дополнительные возможности для того, чтобы экономики наши развить более высокими темпами. Особенно это касается России.

С учётом того, что на Москву со стороны западных стран существует очень серьёзный прессинг, проводится осознанная политика экономической, дипломатической и политической изоляции России, создание этого экономического пространства – действительно, построение альтернативы и способ переконфигурации глобального мира. Понятно, что Запад старается оставить Россию в изоляции. Мы же демонстрируем, что такая стратегия не сработает.

Мы создаём основу, некий каркас, к которому еще готовы присоединиться два государства – Армения и Киргизия. В перспективе очень возможно, что появится какая-то ситуация, где и Китай в той или иной степени может интегрироваться в эту структуру.

Прибавятся и другие страны, которые пока смотрят на это как на эксперимент и тоже взвешивают свои шансы. Я не исключаю, что желание активно сотрудничать с Евразийским экономическим союзом проявит Турция. У нашего соседа по Южному Черноморью тоже могут появиться вполне реальные интересы для вхождения в это экономическое пространство, поскольку Турция – своеобразная азиатская Украина, находящаяся между Востоком и Западом, выступающая в качестве своеобразного моста и получающая доходы именно потому, что является транзитным государством.

Сегодняшнее соглашение – один из этапов реализации того стратегического плана, который был выработан в начале десятых годов. Иногда это сравнивают с планами евразийской кооперации девяностых, но, повторяю, ситуация принципиально различная. В девяностых мы еще жили в глобальной парадигме с надеждой на то, что, освободившись от Советского Союза, Россия сможет войти в это цивилизованное сообщество на равных и участвовать на партнерских основаниях во всех глобальных проектах – политических, экономических и всех остальных. Сегодня все иллюзии рассеялись, и понятно, что нужно строить мир, исходя из опоры на самих себя. Именно это и продемонстрировало сегодняшнее подписание.

Очень важно, что удалось преодолеть разногласия с Белоруссией и с Казахстаном. Всё не так просто. Каждая страна пытается чётко обозначить свои интересы и гарантировать их продвижение. Очень хорошо, что этот процесс завершился на данном этапе, и что с 2015 года Евразийский экономический союз, наконец, заработает.

Будем ждать результатов, но прогнозы у всех благоприятные, потому что опыт подобных объединений и в Европе, и в Латинской Америке, и на Североамериканском континенте свидетельствует о том, что чем меньше барьеров, чем свободнее передвигаются люди, товары, идеи, и чем меньше все это занимает транзакционных издержек, тем больше выгоды у всех участников проекта.

В зарубежных СМИ часто возникает тема, что Россия занимается воссозданием СССР. Понятно, что ни о каком Советском Союзе речь идти не может: политическая независимость и суверенитет стран, входящих в Евразийский экономический союз, абсолютно гарантированы.

Никто не будет навязывать идеи создания некого единого государства. Но, безусловно, чем плотнее экономические связи, тем выше уровень политической координации: если в экономике страны получают взаимную выгоду, следовательно, и союзнические дипломатические отношения значительно улучшаются. Так что в этом смысле я бы сказал, что да, есть очень серьезная политическая и геополитическая перспектива.

Что касается прогнозов относительно сотрудничества в Евразийском экономическом союзе – Китай будет всё взвешивать. Традиционно Китай был и остаётся совершенно самостоятельным государством, у него сейчас на данный момент плотная кооперация (даже иногда говорят о кондоминиуме) с Соединёнными Штатами: Китай – страна с наибольшим золотовалютным запасом, прежде всего, в долларовом выражении, и это основной кредитор Соединенных Штатов, покупающий бонды американского правительства. Но Китай - это государство, которое строит свою политику самостоятельно. Я не исключаю, что в какой-то среднесрочной перспективе в Китае всерьёз будут рассматривать возможность в той или иной форме наладить ассоциативное членство с Евразийским экономическим союзом.

Удивляюсь тем людям, которые говорят про альтернативу Евразийского экономического союза ЕС. ВВП Евросоюза несопоставимо с валовым продуктом России, Белоруссии и Казахстана. ВВП Белоруссии и Казахстана – это примерно около 10% от ВВП России. ВВП России – это где-то 1/6 или 1/7 от ВВП Евросоюза. О какой альтернативе ЕС может идти речь?

К тому же я совершенно не понимаю, в чем историческое значение этого подписания. Договор этот давно готовился, ничего нового в нем нет. Будет ли дальнейшее расширение этого объединения? Если присоединятся Киргизия и Армения – тогда альтернатива Евросоюзу возникнет, это правда. Но до тех пор, пока Киргизия и Армения не присоединились, об этом говорить рановато. А если кроме Киргизии и Армении присоединится еще и Таджикистан, то по объему ВВП это будет, пожалуй, вызов Соединенным Штатам.

Идея объединения крупных экономик на постсоветском пространстве - хорошая и разумная. Беда в том, что ее искусственно раздувает анекдотический пиар, от чего сама идея и страдает.

Есть мнение, что создаваться этот союз будет во многом за счет российской экономики, что никакого кумулятивного эффекта не будет, а Россия просто дополнительно вкладывает деньги в амбициозные имперские проекты. Я – не экономист, и оценить это не могу. Я думаю, что отчасти объединение принесет эффект, в то же время будут какие-то издержки.

Настораживает анекдотический пиар на уровне Эллочки-людоедки, когда объединение Белоруссии с Казахстаном (в потенциале – с Арменией и Киргизией) сравнивают с Евросоюзом.

Что касается перспектив сотрудничества этого объединения с Китаем, то Пекин и так это делает. Китай – большая страна, вторая экономика мира, со всеми торгует. Какое там объединение и какое сверхъестественное сотрудничество, я просто не понимаю.

Понимаете, бывает пиар умный и глупый. Умный пиар отличается от глупого пиара одним – правдоподобием. Вот если бы сказали, что это объединение может принести дополнительные экономические выгоды и России, и другим странам-участницам, это был бы нормальный пиар. Когда говорят об историческом событии, об альтернативе Евросоюзу, о чуть ли не присоединении Китая, создании Советского Союза и т.д. – это пиар анекдотический, издевательский. Его авторов можно только поздравить – заставь дурака богу молиться, он лоб расшибет. У любого пиара существуют какие-то разумные границы. Данные сравнения далеко выходят за пределы самых разумных границ.

Что касается воссоздания Советского Союза, то это очевидно невозможно ни в какой форме. Ни одна страна никогда от своей государственной независимости не откажется. Двадцать лет существует единое государство Россия и Белоруссия, избраны там единые парламенты, избрано какое-то правительство, секретариат союзного государства, но фикция так и остается фикцией, нет никакого единого государства, есть два государства, и Белоруссия от своей независимости не откажется. Это после двадцати лет разговора.

Мы все видим, какая отчаянная склока идет в ЕС, насколько там сильны тенденции к развалу Евросоюза и против объединения. Если бы хоть одна страна Евросоюза заикнулась о том, что другая страна потеряет или может потерять государственный суверенитет, то в тот же день Евросоюзу наступил бы конец. О каком Советском Союзе может идти речь? Воссоздание империи невозможно, это знают все.

Россия не может существовать в одиночку. Противостоять экспансии Запада и Соединённых Штатов становится все труднее, потому что эти страны не выполняют взятые на себя обязательства, они стремятся заключить Россию в кольцо недружественных ей стран. Самый наглядный пример –  Украина. За двадцать лет Украину удалось отсечь от России. 

Сейчас единственный возможный вариант движения России –  не на Запад, а в сторону Востока. И в этом отношении интеграционные проекты с Казахстаном – только начало.

Полагаю, что в будущем к Евразийскому экономическому пространству присоединятся и Киргизия, и Таджикистан, и Туркмения, и Армения. За них, как и за все страны Евразии, идет большая геополитическая борьба. Все эти страны смогут присоединиться.

Эмиссары Соединённых Штатов и Европы и у Назарбаева были в Казахстане, и в Киргизии, Туркмению и Таджикистан всячески отговаривают от союза с Россией, предлагают различные льготы и т.д.

Мы наблюдаем сейчас продолжение «холодной войны». У России просто нет другого выхода, как искать теперь на Востоке своих союзников. Полагаю, что очень скоро состоится большой проект Евразийского союза.

Туда войдут и Китай, и Иран, и другие страны, которые недовольны экспансией Запада, выступают против навязывания западных ценностей, чуждых культуре и традициям этих стран.

Сейчас закладывается фундамент большого проекта, который будет альтернативой не только ЕС, но и всей западной гегемонии в мире, в том числе и США.

В первую очередь надо отметить экономические плюсы, которые достаточно велики.

Создание ЕАЭС даст возможность гражданам России, Белоруссии, Казахстана свободно, без дополнительных разрешений работать на территории этих трех государств.

Во-вторых, формируется крупнейший единый рынок, который объединяет 170 миллионов человек с огромным производственным, научным, психологическим потенциалом.

Нелишне заметить, что Казахстан богат природными ресурсами - не случайно эта страна притягивает к себе и Турецкую республику, которая пытается вести там свою игру, и Соединённые Штаты. Без Казахстана Евразийский союз по сути дела не смог бы состояться. ЕАЭС - проект Путина и Назарбаева, они оба понимают - поодиночке в современном мире выжить сложно. ЕАЭС - очень важный проект, как экономический, так и политический. 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".