Комментарий
3021 26 октября 2014 15:16

Грубейшее нарушение

Дмитрий Лабин профессорДмитрий Лабин

Дмитрий Лабин
профессорДмитрий Лабин

Жителям Крыма уже начали оформлять российские загранпаспорта. Однако для того, чтобы получить шенгенскую визу, проживающим на полуострове гражданам необходимо будет сперва поехать за визами в консульства европейских стран в Киеве, что не гарантирует им получение соответствующего разрешения на выезд в Европу.

Подробнее — в материале «Невъездные».

Профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин в интервью «Актуальным комментариям» прокомментировал возможные трудности в выдаче шенгенских виз жителям Крыма и о тенденции в отношениях между Россией и государствами ЕС.

«Конечно, отказ в выдаче виз жителям Крыма противоречит шенгенским соглашениям, потому что, насколько я знаю, европейцы могут читать соглашение ещё более глубоко и детально. Шенгенское соглашение не предусматривает возможностей вводить ограничения в отношении отдельных категорий граждан третьих стран.

В данном случае жители полуострова являются гражданами Российской Федерации. И, естественно, если крымчанам отказывают в выдаче шенгенских виз — это прямая дискриминация отдельных граждан РФ, что не соответствует тем нормам международного соглашения, которые существуют между нашими государствами.

Те ограничительные меры, о которых мы говорим, и которые называются в прессе санкциями, в общем-то вводились на индивидуальной основе, и касаются только отдельных лиц и предприятий. Исходя из этих списков, можно увидеть порядка 50. То есть они не касаются граждан Крыма только лишь потому, что они там зарегистрированы по месту жительства. Это предприятия — такие, как "Сбербанк", "Роснефть" и другие мощные крупные предприятия, и отдельные лица — граждане РФ, которые входят в так называемый ближний круг Путина. Все граждане Крыма вряд ли входят в этот круг. Поэтому в данном случае я не видел документов, на основании которых бы вводились какие-то ограничения в отношении жителей Крыма.

Безусловно, если будут иметь место факты отказов в предоставлении шенгенских виз, и если они будут носить массовый характер, то это будет грубейшим нарушением норм международного права.

Во-первых, в современном обществе не обязательно иметь гражданство и жить в этом государстве. Есть много россиян, которые живут в Европейском Союзе, но им не предъявляют претензии, что они живут не там, где, по мнению европейцев, они должны жить. Тем более что российская Конституция предусматривает свободу передвижения. Сегодня он в Крыму живёт, а завтра он может жить в Москве или на Дальнем Востоке. Это его личное право. Европейцы не могут на это никак влиять. Я понимаю, конечно, с чем это связано — с провозглашением независимости и последующим воссоединением с Россией. Но насколько я знаю, пока у европейцев нет никакой правовой основы, чтобы такие ограничительные меры вводить.

Если этот случай произойдёт, то есть стандартная процедура, поскольку европейские государства демократические и предусматривают возможность всеми доступными средствами защищать свои права. Ведь и в Москве тоже есть отказы в выдаче шенгенской визы, они могут, по сути, ничем не обосновываться формально. Но это не означает, что их нельзя оспорить. Поэтому эти решения оспариваются. Либо подаётся апелляция в то консульство, которое занималось выдачей. Если опять ответ неудовлетворительный, то нужно оспаривать уже непосредственно обращением в национальный суд или соответствующие органы юстиции. Это затратно, но, возможно, если будет угроза того, что такие действия будут иметь массовый характер, то юрист возьмёт эти дела и доведёт их до логического завершения, чтобы доказать, что в данном случае это нарушение прав российских граждан.

Во-вторых, несмотря на такое охлаждение в торгово-экономических отношениях между государствами Европейского Союза и России, всё-таки это сотрудничество у нас многоплановое. И буквально вчера появились новости о том, что, несмотря на это, европейцы всё-таки работают над упрощением визового режима между Россией и европейскими государствами, и даже вводится возможность оформления туристической визы непосредственно на границе при въезде в страны Европейского Союза. Поэтому эта тенденция говорит о том, что не всё будет решаться так однозначно в данном случае.

Поэтому, я считаю, что если у крымчан и будут трудности с получением виз в страны ЕС, то это вряд ли будет носить коллективный характер. Повторюсь, нет ни одного нормативного обоснования коллективных санкций в отношении группы населения отдельных территорий. Но если такие решения превысят определённую статистическую массу, конечно, это повод для беспокойства в российском правительстве, которое, полагаю, незамедлительно включится в эту ситуацию и, руководствуясь соответствующими положениями двухсторонних соглашений, эту тему обозначит.

С другой стороны, Европейский Союз — это не отдельные политики, которые попадают в прессу, это очень серьёзный и достаточно отлаженный правовой механизм. Европейцы уже строят свой союз больше 60 лет. Они изначально заложили в фундамент именно эти демократические принципы разделения власти. Это и европейский парламент, и европейский суд, и европейская комиссия. Поэтому если даже и будут какие-то отдельные решения приниматься, то есть надёжные, хорошие правовые инструменты, чтобы эти решения отменить или исправить».

Беседовала Елена Миронова

Фото: Сайт Дмитрия Лабина

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".