Статья
7437 26 декабря 2017 10:20

Как были связаны Чарли Чаплин и политика

Вчера исполнилось 40 лет со дня смерти Чарли Чаплина. Мало кто знает, что «маленький бродяга» никогда не имел американского гражданства, постоянно подвергался давлению со стороны американских властей за политическую сатиру и обнажение социальных проблем в своих фильмах и даже был изгнан из страны. «Актуальные комментарии» решили вспомнить, как и почему великий комик впал в немилость - сначала государства, а потом и простых американцев.

Первое появление «маленького бродяги» с тростью, шляпой-котелком и усиками, которые, по легенде скопировал сам Гитлер, состоялось в 1913 году в короткометражке «Детские автомобильные гонки»: в кадре низкорослый задира усердно мешал фотографам снимать действо. В первых своих фильмах Чаплин и был таким – нелепым, но обаятельным клоуном и не более.

Уже позднее между строк комедийных сценок в его фильмы будут вписаны социальные и политические проблемы. Они были знакомы Чаплину: он рано остался без родителей, и ему приходилось с малых лет плясать на улицах, колесить по стране с чечеточниками и в конце концов уехать за океан в поисках лучшей жизни.
Проблемы, поднятые великим мастером в ранних фильмах, были, скорее, социальным отражением его личного опыта. Однако с течением времени великий мастер начал высказываться о более глобальных и серьезных вещах. Потеря родителей в «Малыше» и классовое неравенство в «Огнях большого города» хоть и были заметными болевыми точками на теле тогдашней Америки, но в этих картинах тема политики все-таки не застрагивалась.

Другое дело – «Новые времена» и «Великий диктатор». Первая картина была не только протестом против звукового кино (в финале Чаплин, глубоко убежденный, что звуковое кино «убьет» весь шарм немых фильмов, специально спел песню на «тарабарском» языке), но и первым мощным политическим заявлением автора. Главный герой, казалось бы, все тот же милый бродяга. Но теперь он – борец с капиталистической машиной, которая эксплуатирует его на заводе, оставляет без работы, заставляет бастовать, отправляет в тюрьму и подталкивает на преступления.

Ярко выраженный антикапиталистический характер картины можно было трактовать как антиамериканский – именно так поняли фильм в СССР, где картина прошла «на ура» и понравилась высшему руководству страны Советов. На родине же комика все больше начали подозревать в антиамериканских настроениях и прокоммунистических симпатиях. К нему начинает присматриваться ФБР. Во время проката фильма Чаплину посыпались угрозы подброса бомб с удушливым газом во время сеансов.

Но если «Новые времена» (1936) - это просто заявление, то «Великий диктатор» (1940) - мощный антинацистский манифест. Великий комик в гротескной манере высмеивает Адольфа Гитлера и Третий Рейх в лице полоумного диктатора вымышленной страны Томании Аденоида Кинкеля. Чаплин играет и другую роль – еврея-цирюльника, попавшего под репрессивную нацистскую машину. Несмотря на зрительский успех по обе стороны Атлантики, фильм стал лебединой песней спокойной жизни и всеобщего признания Чаплина в США.

После выхода картины на Чаплина начались гонения. Виноват в этом, скорее, не сам фильм, а заявление комика о симпатиях к СССР. Через несколько лет началась холодная война. Новый президент Гарри Трумэн начал вести жесткую антисоветскую риторику, которая проникла из политической сферы уже в общественную жизнь.

Досталось и Чаплину. Эдгар Гувер, глава ФБР при Трумэне, начал собирать расследование на Чаплина. В середине сороковых Чаплин снял фильм «Месье Верду». Решение кардинально отойти от образа «маленького бродяги» стало творческим харакири для мастера – Чаплин в роли серийного убийцы не понравился никому. «Месье Верду», как и «Новые времена» занимался диагностикой политики и общества времен Великой депрессии – только в куда более жесткой форме. Потеряв работу, герой Чаплина взялся за ружье и стал безжалостным киллером. Таким Чаплина видеть не привыкли. От него отвернулись теперь еще и зрители. «Маленький бродяга» больше не вернется никогда – с этих пор Чаплин будет снимать совсем другое кино.

«Месье Верду» же подвергся цензуре, а сам Чаплин начал принимать на себя обвинения в антиамериканских настроениях, покровительстве коммунизму и в том, что он не принял гражданство США.

В 1952 году Чаплин снял «Огни Рампы» - очень личную ленту, где режиссер акцентирует внимание на себе, впервые за долгое время абстрагируясь от происходящего вокруг. Но фильм так и не появился в американском прокате. Более того, Чаплин стал жертвой мрачной эпохи антикоммунистических репрессий «маккартизма».

Уехав в том же 1952 году в Европу для продвижения фильма, Чаплин в итоге больше не вернулся в Америку, за исключением короткого визита в 1972 году. Его визу аннулировали, и ему пришлось остаться в Женеве до конца своих дней.

Чарли Чаплин умер в 1977 году. В Америке, на его второй родине, наследие комика начали по-настоящему осмыслять уже задолго после его смерти, поняв, что никто после него так и не смог так же гротескно высмеять положение дел в текущей политике и обществе. Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".