Статья
10463 21 октября 2014 12:06

Корни украинской пассионарности

18 октября Сергею Доренко, известному журналисту, главному редактору радиостанции «Говорит Москва» исполнилось 55 лет. Накануне юбилея «АиФ» опубликовал интервью с юбиляром.

В интервью еженедельнику Сергей Леонидович затронул один из интересных и актуальных вопросов сегодняшнего дня в свете происходящего на Украине. По мнению Доренко, корни политической нестабильности на Украине лежат в ментальных особенностях украинцев и их национальной склонности к разрушению. «Помните картину Репина “Запорожцы”, на которой они пишут письмо турецкому султану? Это было матерное послание: запорожцы писали матом турецкому султану и умилялись от собственного хамства. И мы умилялись вместе с ними. Вот они какие, украинцы! Лихие!", — пишет Доренко. «...С таланта можете лопаться — в ответ снисходительно цедят смешок уста украинца-хлопца», цитирует он Маяковского и продолжает: "Украин­ский цинизм и неприятие авторитетов, описанные Маяков­ским, вызывали у него умиление. Ему нравилось, что украинцы ниспровергают любые институты. Украинец — в принципе, разрушитель институтов».

Именно во внутренней ориентации на разрушение Доренко видит кардинальное отличие украинцев от белорусов: «Если вдруг инопланетяне украдут президентов России, Белоруссии и Украины, то сколько времени по инерции граждане этих стран будут следовать порядку? Если похитят Лукашенко, белорусы будут следовать жесточайшему порядку (подметать улицы, красить бордюры, обрабатывать сельхозугодья и т. д.) ещё месяцев шесть. Даже без окриков всё будет делаться, как при батьке. Почему? Потому что белорус сам хочет порядка. Если инопланетяне похитят верховную власть России, то русские, думаю, без окрика, без острастки будут подчиняться порядку ещё недели две. А после этого пойдут вразнос. А каковы же украинцы? Если не будет президента, а соответственно, не будет законов, судов, вообще ничего, они будут жить без оргии и хаоса секунд 20. А через 20 секунд начнут рубить друг друга топорами. Таков народ. Что бы вы ни сказали на Украине, даже просто “здравствуйте”, следующая фраза вашего собеседника будет: “А ты кто такой?” Вызов и деструкция, на мой взгляд, национальные черты характера украинцев».

Доренко отметил, что россияне страдают от недостатка институтов в России: «У нас до сих пор не выстроен институт суда, у нас на начальной стадии институт парламентаризма, он пока ужасен. Но у нас, в России, в любом случае есть институт исполнительной власти, трон, который занимает или царь, или генеральный секретарь, или президент. У нас есть почтение к трону. Внутри каждой русской головы, даже самой свободолюбивой, есть понимание, что трон — центр нашей российской вселенной. А у украинцев этого нет вовсе». Украинцы, по мнению главреда радиостанции, ломают вообще все институты, поэтому «сегодня на Украине — ноль дейст­вующих институтов».

Обсуждая тему санкций, Сергей Доренко подчеркнул, что санкции вводились Западом не для народа, «а (как полагали в американской разведке и Госдепе) в расчёте на истерическую антипутинскую реакцию элит, принимающих решения в РФ». Журналист назвал российские элиты продажными и не мыслящими своего будущего внутри России: «Все последние 20 лет русские элиты в индивидуальном порядке вступали в НАТО: получали там граждан­ство, покупали недвижимость и бизнес, обеспечивали будущее своим детям и т. д. НАТО и рассчитывал на то, что элиты по­влияют на решения президента. Но страна оказалась слишком велика. Мы спокойно можем отторгнуть предательскую элиту». Доренко отметил, что часть людей при этом пороговом испытании откажется от НАТО и Европы и вернётся в Россию.

Продолжая тему российского менталитета, Сергей Леонидович ещё раз заметил, что «Россия такова, что не позволит никому вытирать о себя ноги. Наши идеалы таковы, что мы всегда будем защищать свой русский мир. Если вы зашли для диалога — садитесь, братья. Если вы пришли потявкать из-под американского забора — тявкайте. Пока не устанете. Может, когда-нибудь простим. Но пока Киев ведёт себя стыдно. И это братья? Пусть сначала исправятся».

«Актуальные комментарии» по материалам Владимира Полупанова, «АиФ».

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Комментарии экспертов

Есть два аспекта, определяющих национальный характер украинцев. Во-первых, традиция этих территорий. За 700 лет развития на Украине не наблюдалось своего государственного проекта. Население привыкло либо тихо ненавидеть власть, приспосабливаться к ней, либо с удовольствием восстаёт против неё. Потому что украинцы по-прежнему склонны видеть в независимой Украине внешнюю власть.

Украинцы всё время обвиняют президентов и других носителей власти, что они работают на зарубежные силы, что они поставлены из-за рубежа. Украинцы не верят в то, что у них есть своя государственность, и всё время пытаются её обосновать, но при этом без какой-либо серьёзной программы создания государственности, потому что на территориях Украины нет такого опыта исторически. Это первый аспект.

Есть второй аспект, который лежит в самой идеологии украинства, на основе которой сейчас только и можно создавать какие-либо государственные проекты. Это идеология, которая является альтернативной русской национальной идеологии, русской идентичности на территории Украины. Будучи альтернативной, она вынуждена с ней конкурировать.

Эта идеология была создана в течение XIX века на основе двух течений — украинофильства, которое, в общем-то, было общерусским по самосознанию, но пыталось утвердить своеобразие юго-западной Руси на общем русском фоне, и польского колониального течения (польской колониальной хлопомании), которое и придало некой украинской идеологии особое видение восточно-славянского пространства, выработанного исторически польской культурой.

Украинство, каким оно сформировалось к началу ХХ века, представляло собой альтернативу местному русскому самосознанию, то есть было вынуждено с ним: а) конкурировать, б) его замещать. Чтобы стать украинцем, надо отказаться от русского самосознания — это главная особенность этой идеологии.

Никакому другому народу не приходилось осознавать себя национально, отказываясь от прежней идентичности. Основанное на исторической идентичности, этничности, украинство требует замены наименования, аргументируя это тем, что старое имя было навязано «москалями», теперь необходимо себя называть иначе.

Еще один любопытный момент в отношении украинства заключается в том, что оно призвано актуализировать сельскую традицию и культуру Среднего Поднепровья и казачества. В то же время оно полностью игнорирует всё наследие местной городской культуры и составляет культуру степной полосы. При этом сейчас большинство населения на Украине живёт в городах. Для жителей городов лесной зоны Украины идеология украинства крайне чужда в своих культурных корнях, потому что она степная, не сельская.

Таким образом, есть просто несовпадение идеологии украинства, украинского национального проекта с реалиями нынешней социальной жизни на Украине, с этническими реалиями страны. Поэтому эта идеология насаждается в довольно жёстких формах и приводит к странному психологическому состоянию, когда человек русской культуры, которому удобнее говорить на русском языке, вынужден доказывать то, что он не русский, что ему всё русское противно. Утверждаться такая идеология может только за счёт ненависти разрушительной силы. Она настроена не на созидание, так как ничего не взращивает и не консервирует, она настроена на замещение старой культурной традиции новой, созданной на основе получения избранных, взятых извне традиций.

Это ежедневно проявляется в регулярной жизни украинцев. Любой украинец имеет психологический комплекс, по которому он вынужден всё время бороться с русскостью в себе и с русскостью вокруг себя, то есть со всем культурным и политическим наследием, которое имеет отношение к русской культуре, к русскому пространству, которое маркировано как русское. Сознательный украинец в первую очередь борец со всем русским. Он психологически настроен негативно,он настроен не на созидание, а на разрушение, на борьбу не столько даже с соседской, сколько со своей собственной культурной традицией. Поэтому украинское общество настроено разрушительно, а не созидательно.

Высказывания некоторых представителей СМИ о деструктивности украинского национального характера с точки зрения науки никоим образом нельзя рассматривать серьезно. Такая позиция в отношении украинского менталитета крайне далека от реальности и являет собой, скорее, яркий пример стереотипизации и активной пропаганды социальных, а в данном случае этнических национальных стереотипов. Любой студент третьего курса, изучающий психологию в любом приличном вузе, знает, что стереотипы имеют отношение к действительности примерно так же, как слон имеет отношение к мухе. Муха действительно есть, но к слону она имеет отношение очень отдаленное. То же самое и все стереотипы.

Существует такая вещь как национально-культурные различия, про нее очень много говорится, и в современной науке в том числе, но она не имеет никакого отношения к броским фразам, подобным «украинцы — разрушители институтов». Это такое квазистереотипизированное представление о существовании понятия национальный характер. Национального характера в том понимании, какое распространено в общественном сознании, в полной мере не существует. Синоним этого — слово «ментальность». Это замечательная вещь, потому что объяснить ею можно все что угодно, и главное — доказывать ничего не нужно, звучит умно. Никакой ментальности, национального характера в обыденном восприятии, именно в обыденном, не существует вообще.

Существуют национальные культурные особенности, которые воплощаются в различных социальных практиках, образах, представлениях. На наиболее глубоком уровне они отражаются в ценностных различиях. Самая большая проблема с национальными культурными различиями Украины и России заключается в том, что межстрановые различия меньше, чем разброс внутристрановой. Это эмпирически доказанный факт. И в нашей стране — например, между жителями центральной России и, скажем, якутами. В небольшой Голландии внутристрановые различия по любым ценностям гораздо больше, чем различия в среднем по странам всего мира. И существование национальных культурных особенностей никоим образом не говорит и не доказывает, что украинцы лучше или хуже других национальностей.

Национальные особенности — это некоторый тренд, но в рамках этого тренда есть гигантская вариативность. Это то, что накладывает определенный отпечаток в том числе на повседневное взаимодействие. Это часто исследуемая тема в научном мире.

Государственности Украины двадцать лет. С точки зрения социальных изменений — это не срок. Все наши страны — это части бывшей большой страны Советского Союза. Объективно, у всех у нас идет новое нациестроительство, которое было начато в 1991 году. И для построения нового национального государства, пускай на обломках старых вещей и прочего, двадцать лет — это начало пути.

Где-то это начало пути проходило проще, и при всей сложности России в стране объективно много ресурсов и богатый опыт. У нас не было нациестроительства в понимании современной политологии — сначала была Российская империя, потом Советский Союз, — но в общем и целом было нечто сквозное, преемственное в государственности.

Украинская ситуация потенциально безумно сложна: это сочетание очень разных территорий с разным представлением о прошлом, о прошлой истории. Один из ключевых моментов, которые скрепляют современные нации (под нациями я имею в виду жителей национального государства, а не этническую общность), — это представление об общей истории, о том, что есть что-то объединяющее нас, и что мы примерно одинаково относимся к осевым вопросам. Украинская проблема не столько в том, что люди разные, сколько в совершенно разных представлениях о некоторой исторической памяти о прошлом. К сожалению, за эти двадцать лет украинцам не удалось договориться. И сомнительно, что было много попыток.

Если обратиться к научным материалам относительно национальных культурных различий, например, к европейским исследованиям ценностей по методике Шалома Шварца (израильского кросскультурного психолога, автора одной из наиболее репрезентативных и представленных в современном мире кросскультурных моделей ценностных различий), в статье «Базовые ценности россиян в европейском контексте» есть распределение населения из 25 стран по кластерам четырех блоков ценностей первого уровня. Россия попадает в четвертый кластер — крайне высокая ценность сохранения, консервативные ценности, традиции, безопасность и средневысокая ценность самоутвреждения этого достижения. И мы здесь попадаем в один кластер с Украиной и Польшей. Понятно, что у нас есть много противоречий, много особенностей, но по ценностям мы вполне близки. Но близость ценностей не гарантирует одинакового представления о реальности, как это ни парадоксально. Более того, часто самые страшные и злые конфликты происходят именно между близкими людьми, между родственниками, между детьми и родителями. Подобная ситуация и напряжение есть, например, в грузино-абхазском конфликте. Это соседи, культурно очень близкие регионы, объединенные годами единой истории, но между ними очень много напряжения, как раз во многом потому, что есть что делить. То же самое с исторической памятью. Если нам вообще это не важно, нам проще сосуществовать рядом с вами, если для нас это важно, то это как раз потенциал для конфликта.

С точки зрения достижения результата публичные высказывания, несущие презрение и обиду в отношении того человека, народа или страны, к которой они обращены, непродуктивны. Что ты хотел сказать фразой об украинцах-разрушителях институтов в принципе. Ты хотел наладить диалог с украинцами? Нет. Ты хотел показать всем, какой ты крутой, а все остальные, в том числе и украинцы, некрутые. Да, хорошо, это твой выбор, только тогда осознавай этот выбор и не делай вид, что ты белый и пушистый.

На Украине идет процесс острого кризиса национальной идентичности. Везде на постсоветском пространстве с этим сложно, у нас в России с этим тоже очень непросто. Но на Украине этот кризис просто лопнул и прорвался, и прорвались различные представления о национальной идентичности. Часть ополченцев также признают себя Украиной, но другой Украиной. Как любой острый кризис национальной идентичности, украинский кризис привел к кровавым последствиям — к гражданской войне.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".