Статья
1889 22 мая 2017 22:48

Меркель и «нормандский формат»

После инаугурации на пост президента Франции Эммануэля Макрона участники мирного процесса в Донбассе активизировали диалог по организации саммита «нормандской четверки».

Инициативу взяла на себя Германия. 2 мая канцлер ФРГ совершила визит в Сочи, где провела переговоры с Путиным. Несмотря на то, что диалог в целом не получился, российский президент и бундесканцлер подтвердили свою приверженность действующим дипломатическим форматам урегулирования конфликта на востоке Украины. 15 мая в Берлине Меркель встретилась с Макроном. Новый президент Франции и глава немецкого правительства договорились продолжить работу в «нормандском формате». 20 мая Меркель в Берлине провела переговоры с Порошенко, где вновь речь шла о перспективах встречи «четверки». Наконец, на 29 мая запланирован визит Путина в Париж, в ходе которого вопрос о саммите наверняка будет одним из основных в повестке.

Проведение третьей после заключения вторых Минских соглашений встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины обсуждается с конца зимы – начала весны 2017 года. Центральным решением последнего саммита «четверки» в Берлине 19 октября 2016 года была договоренность о составлении до конца года общей «дорожной карты» по имплементации минского Комплекса мер. Тем не менее, из-за перманентных разногласий между Москвой и Киевом по поводу очередности выполнения пунктов минских соглашений и выдвижения украинской стороной невыполнимых на данном этапе мирного процесса требований в сфере безопасности, прийти к согласованию единого документа не удалось. Участники урегулирования до сих пор имеют три варианта «дорожной карты» (российский, украинский и франко-германский), которые в некоторых пунктах исходят из диаметрально противоположных интерпретаций ранее подписанных соглашений. В начале 2017 года в Донбассе произошла новая эскалация насилия. Ситуация в районе Авдеевки (Донецкая область, Украина) продолжает оставаться напряженной. Кроме того, решения Контактной группы перестали выполняться сторонами. Складывается впечатление, что минская группа больше не в состоянии даже управлять конфликтом и преодолевать возникающие в ходе него кризисы.

Саммит «четверки» кажется рациональным ответом на тупик в выполнении Минских соглашений. Немецкая сторона начала прощупывать почву для формирования повестки встречи и искать параметры возможного компромисса.

В апреле в СМИ появилась информации о том, что саммит, вероятно, состоится еще до президентских выборов во Франции. Однако лидеры «нормандской четверки» ограничились лишь телефонными переговорами, которые состоялись 14 апреля. В итоговом совместном пресс-релизе они высказали признательность Олланду за его усилия в рамках «нормандской четвёрки» и выразили надежду, что работа по разрешению конфликта продолжится после французских выборов.

Причиной срыва саммита стало то, что Германия так и не смогла добиться прогресса в примирении разногласий относительно «дорожной карты» и реализации соглашений о прекращении огня и об отводе тяжелых вооружений в Донбассе. Проводить встречу ради встречи, чтобы поблагодарить президента Франции за проделанную работу и заодно продемонстрировать неэффективность главного дипломатического формата урегулирования, не захотели - безрезультатный саммит подверг бы риску мирный процесс в целом и дал сторонам конфликта неправильные сигналы о несостоятельности «нормандского формата». Так, Киев в новом году активно продвигал идею присоединения США к переговорам.

Высокую заинтересованность Меркель в созыве встречи легко понять – на 24 сентября в Германии намечены очередные парламентские выборы. Лидером немецких консерваторов движут электоральные мотивы. Сильным козырем в противостоянии с социал-демократами могло бы стать заметное продвижение в имплементации минского Комплекса мер, на что она сделала одну из ключевых ставок во внешней политике. Меркель остро нуждается в том, чтобы убедить как сторонников, так и противников в своей способности уговаривать и Путина, и Порошенко, а также в том, что российский президент вообще считает диалог с нынешним немецким правительством для себя небессмысленным предприятием.

На встрече с Порошенко 20 мая бундесканцлер хотела понять, на какие уступки от своей позиции готов пойти Киев, прежде чем идти с предложениями к Путину. Собираться на саммит, чтобы познакомить Макрона с «нормандским форматом» и остановиться на признании всем известных разногласий для Меркель слишком рискованно. Проведение безрезультатного саммита накануне парламентских выборов лишь усилит в Германии ощущение слабости позиций канцлера в отношениях с Россией, провала ее попыток надавить на Украину и, как следствие, исчерпания ее дипломатического потенциала с Киевом и Москвой. В этом смысле встреча 2 мая с Путиным закончилась для Меркель полным фиаско. Германия получила от России сигнал, что для получения результата со стороны немецкого правительства сейчас требуется большая гибкость и взвешенность в оценках, к чему оно, однако, не готово. Социал-демократы, скорее всего, воспользуются этой уязвимостью канцлера во время избирательной кампании.

В отличие от главы немецкого правительства, которой требуется результат, Путин находится в комфортной переговорной позиции. От его решения зависит не только дальнейший диалог с Киевом, а значит, и судьба минского процесса, но и, если не политическая карьера самой Меркель, то, возможно, те электоральные условия, в которых ХДС/ХСС будет обречена формировать новую коалицию. Для этого российский президент сохраняет за собой опцию сильно подыграть Меркель, например, предложив консенсусную с франко-германскими предложениями формулу в одном из спорных пунктов «дорожной карты» и показав тем самым, что канцлер состоятельна в налаживании диалога с Россией и что ее усилия по мирному урегулированию небесплодны. С другой стороны, Путин может оставаться в рамках нынешней жесткой позиции, подчеркивая таким образом ошибочность внешнеполитической стратегии Меркель. То есть напомнить, что Германия не выполнила свои обещания по Минским соглашениям, не смогла склонить Киев к буквальному прочтению Минских соглашений и акцентировать внимание на разногласиях в мирном процессе.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

____________

Читайте также:
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".