Москва для бизнеса
Если верить опубликованным в прессе данным, в большинстве регионов число малых предприятий сокращается. Малый бизнес в России переживает отнюдь не лучшие годы. Можно ли назвать это объективным процессом? – Вполне. Для новичков слишком уж высока цена входного билета на рынок, а старожилы в силу экономических причин просто не выдерживают конкуренцию с гигантами в своей отрасли. Такова реальность, и можно было бы не пытаться ее менять, если бы предпринимательская инициатива не решала массу социальных задач – как в плане самозанятости населения, так и в плане предоставления этому же населению определенного вида товаров и услуг.
Модная в свое время тема поддержки малого бизнеса сегодня раскрывается несколько в другом ключе. Речь идет уже не о том, чтобы дать предпринимателю «рыбку», а о том, чтобы «научить его ее ловить». Благо, что возможности такие есть. В частности, московские власти не устают повторять, что путь к городскому заказу открыт для всех, и что шансы выиграть, предложив оптимальную цену, весьма высоки, а в прозрачности процедур можно не сомневаться. Так это или нет – у заинтересованных фирм и частных предпринимателей есть возможность проверить, предложив себя в качестве поставщика первопрестольной. Победа в конкурсе обеспечит компанию стабильным заказом и гарантированной оплатой. Ну а в случае меньшего везения – даже просто сама возможность промониторить рынок не будет лишней.
Отметим, что размещение государственных заказов в настоящее время регулируется Федеральным Законом № 44-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2014 года. Закон, как утверждают эксперты, обеспечивает торгам большую прозрачность. Для этого государственные и муниципальные заказы размещаются на электронных аукционах. Как гласят инструкции, принять участие в аукционе может любое физическое или юридическое лицо, однако для этого потребуется обратиться в удостоверяющий центр для получения электронной цифровой подписи (ЭЦП). После получения ЭЦП следует пройти регистрацию на площадках и приступить к поиску заказов. Заявка на выполнение заказа должна быть оформлена в соответствии с Федеральным Законом № 44-ФЗ — в противном случае ее могут отклонить. Помимо открытых аукционов, в которых могут принять участие все организации и предприниматели, существуют также квоты для малого бизнеса. Они составляют 10-20 процентов от общего объема госзаказа. Из 14 тысяч поставщиков Москвы примерно половина приходится на малый бизнес.
Как сообщал глава Департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев, в 2013 году представители малого предпринимательства заключили договоры с Москвой на 40 млрд рублей. Глава департамента высказывал мнение, что упомянутый выше закон положительно скажется на развитии малого бизнеса. И вот почему. У предпринимательского сообщества и городских властей появился понятный инструмент взаимодействия - портал поставщиков города Москвы. Здесь московскими ведомствами проводятся закупки небольшого объема, на текущие нужды, до 100 тысяч рублей. Приобретается канцелярия, услуги уборки и т. п. Для объектов образования и культуры верхний предел сделки повышен до 400 тысяч рублей.
Геннадий Дегтев считает этот инструмент крайне полезным как для заказчика, так и для поставщика.
«В-первых, регистрация является очень простой. Кроме того, на этом ресурсе компании общаются между собой. Для нас было очень важным, когда мы увидели, что сам бизнес стал давать оценку ценовым предложениям на конкретные изделия», - заявил он в эфире радиостанции Сити FM 27 мая 2014 года.
«То есть, сам бизнес стал говорить: у вас размещена оферта, у меня есть аналогичная продукция, и она по цене гораздо ниже, - пояснил чиновник. «Я считаю, что это очень важный синергетический эффект, когда мы уже общаемся фактически в режиме online, в системе с обратной связью. И те заказчики, кому нужно купить конкретные изделия или конкретную продукцию, размещая оферту, обязательно получат от бизнеса более выгодное предложение по цене, если оно есть» - подчеркнул Геннадий Дегтев.
«Кроме заказчика, ресурс действительно стал очень полезен еще и самому бизнесу. У участника возникает очень удобный сервис, по которому он может не просто сделать предложение со своей офертой по своей продукции, а еще и получить возможность диалога с аналогичными бизнесменами, если они имеют предложения одной направленности», - продолжил чиновник.
Геннадий Дегтев в радиоэфире еще раз обратил внимание на то, что есть общероссийский Портал закупок, на котором госучреждения обязаны размещать все закупки. А есть ресурс правительства Москвы – Портал поставщиков.
В первом случае - на Портале закупок - речь идет о сделках свыше миллиарда рублей. Они выносятся на общественное обсуждение, по ним нужно делать проектную документацию, иметь опыт работы, профессиональных работников, специалистов, технику. Что же касается московской площадки, то здесь все проще и доступнее – здесь меньший масштаб: то, что для малого бизнеса является ежедневной задачей и с чем он справляется в привычном для себя режиме.
В настоящее время на портале почти 900 тысяч оферт, что, по его словам, является колоссальным числом. При небольшом ценовом выражении по единичной сделке, закупок за прошлый год тем не менее набралось на 20 миллиардов рублей. А число самих сделок достигло 350 тысяч. Это дает основание полагать, что обороты площадки будут только расти.
Ольга Жолобнюк специально для «Актуальных комментариев»