Новость
11155 8 февраля 2021 11:45

Онлайн-бои за избирателя

Правила политической агитации в преддверии официального старта предвыборной кампании 2021 года могут серьезно измениться. Депутаты начали рассмотрение законопроекта № 1057336-7, который может запретить пользователям соцсетей агитировать за те или иные политические силы.

Почему парламентарии только сейчас занялись этим вопросом, как в других странах регулируют агитацию в Интернете, и чего ждать от нового законодательства?

Сроки принятия и авторы

Законопроект № 1057336-7 был внесен в нижнюю палату парламента 17 ноября 2020 года, в первом чтении его приняли 23 декабря. 25 января второе чтение законопроекта было перенесено.

Документ вносит поправки в № 67-ФЗ и № 149-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Документ предполагает право Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России направлять в Роскомнадзор информацию о наличии в Интернете агитационных материалов, которые нарушают закон, для пресечения их распространения.

Авторами документа являются депутаты от «Единой России», члены комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи — Александр Хинштейн и Сергей Боярский, а также члены комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова, Валерий Иванов, Ирина Марьяш, Дмитрий Ламейкин и Дмитрий Сватковский.

Основная суть законопроекта

В пояснительной записке отмечается, что Интернет в настоящее время приобретает все большее значение в качестве площадки для распространения агитационных материалов. При этом у избирательных комиссий отсутствует механизм реагирования при обнаружении материалов, нарушающих российское законодательство.

В основной части документа говорится, что ЦИК и региональные избирательные комиссии могут обратиться в Роскомнадзор, если увидят в Интернете нарушение законодательства об агитации. В свою очередь, Роскомнадзор может до решения суда потребовать от провайдеров временно заблокировать ресурс, где размещена незаконная агитация. Если избирательное законодательство нарушают СМИ, избирком, помимо Роскомнадзора, должен обратиться в правоохранительные органы и суд.

Примечательно, что пока в законе прописан довольно жесткий сценарий борьбы с незаконной политической агитацией. Роскомнадзор по факту обнаружения такой агитации может потребовать от провайдера ограничить доступ ко всему ресурсу.

При этом порядок ограничения доступа к агитации действует только в период официально объявленной предвыборной кампании и в течение пяти дней после нее. То есть новые нормы регулируют непосредственно предвыборный период агитации.

В настоящий момент, в соответствии с российскими законами, агитация не должна содержать материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающих национальное достоинство, пропагандирующих исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Также запрещена агитация, содержащая призывы к экстремизму, коммерческую рекламу, информацию о лотереях с выигрышами, зависящими от итогов голосования, и призывов голосовать против определенных кандидатов или распространение негативной информации о них.

Предпосылки и действующая база

Нормативное регулирование агитации в Интернете начинается с принятия Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором содержится несколько разрозненных правил информирования избирателей через Интернет, в то время как специальные нормы об агитации с использованием сетевых технологий отсутствуют, отмечают специалисты Российского общественного института избирательного права в работе «Выборы в мире: агитация в сети Интернет».

22 февраля 2014 года был принят закон № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в котором впервые появился ряд норм, регулирующих отношения в сфере предвыборной агитации в Интернете. С принятием Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» нормы о сетевых изданиях и их правовом статусе в избирательных отношениях в сфере предвыборной агитации получили общее значение и были распространены на все виды выборов.

Однако к настоящему моменту интернет-агитация в России почти не имеет специальных норм правового регулирования, которые бы учитывали именно ее специфику. Действующее избирательное законодательство не закрепляет комплексного правового регулирования интернет-агитации, а скорее устанавливает некоторые необходимые ограничения в данной сфере, задавая тем самым рамки правомерной деятельности. В целом же интернет-агитация регулируется общими правилами, предусмотренными для предвыборной агитации.

Мировая практика

Постепенное регулирование правил политической агитации в Интернете — общемировая практика, связанная с постоянным ростом пользователей сети. Согласно последним данным Hootsuite за январь 2021 года, уже большая часть населения земли являются активными пользователями соцсетей.



Поэтому власти разных стран предпринимают попытки регулирования политической агитации в сети, однако некая общеприменимая модель в этом вопросе отсутствует, есть разрозненные практики.

Так, в Казахстане день голосования и в предшествующий ему день нарушением законодательства признается размещение комментариев «за» или «против» того или иного кандидата в комментариях к статьям на интернет-ресурсах.

В Японии в 2013 году были установлены ограничения на платную интернет-рекламу и адресную рассылку электронных сообщений от партий и кандидатов, чтобы «предотвратить мошенничества». Нарушение этих ограничений влечёт ответственность, вплоть до лишения свободы сроком на один год, что также лишает человека пассивного избирательного права.

В Италии не принято блокировать или фильтровать содержание политического, социально-гражданского или религиозного характера, поэтому такие сайты как Facebook, Twitter, YouTube находятся в свободном доступе. В апреле 2012 года Верховный суд Италии наложил обязанность издателей обновить свои онлайн архивы, чтобы убедиться, что устаревшие факты случайно не подпортили чью-либо репутацию. Но суд также отметил, что онлайн-новостные агентства не могут быть привлечены к ответственности за свои статьи, в которых наносится ущерб репутации человека, если описываемые события имели место.

В целом в мировой практике правовое регулирование агитации в Интернете является недостаточно проработанным и находится в начальной стадии развития, а большинство государств не имеют специального законодательства в сфере предвыборной агитации в Интернете, отмечают специалисты Российского общественного института избирательного права.

Положения о порядке ее проведения содержат лишь законы Молдовы, США (в отдельных штатах), Франции, Германии (в отдельных землях), Мексики, Японии, Великобритании и Таиланда, при этом такое регулирование нельзя назвать всеобъемлющим. В этих государствах, как и в России, специальные положения о предвыборной агитации в Интернете приравнивают ее к предвыборной агитации в средствах массовой информации.

Специфика российского контекста

По данным аналитического центра «Левада-центр» (организация признана иностранным агентом), социальные сети осенью 2020 года впервые обогнали интернет-издания в списке источников информации, которым россияне доверяют более всего в освещении новостей в стране и в мире: 24% против 23%. В начале 2020 года лидировали интернет-СМИ, опережая соцсети на 3%. Схожие данные предоставляет и ФОМ, россияне все чаще выбирают в качестве основного источника информации Интернет.

В докладе организации We Are Social Digital 2020 говорится о том, что Россия попала в топ-15 стран, наиболее зависимых от Интернета, — средний россиянин проводит в онлайне 7 часов 17 минут в день. Результаты исследования консалтинговой компании Deloitte «Медиапотребление в России — 2020» свидетельствуют, что большинство россиян (55%) считают предпочтительным источником новостей Интернет с учетом новостных и официальных сайтов, соцсетей и блогов. Больше всего к информации из аналитических источников прислушиваются люди в возрасте от 35 до 39 лет и от 45 до 49 лет.

Рост интернет-аудитории в России с февраля 2019 по февраль 2020 года составил 4,2%, свидетельствуют данные исследовательской компании Mediascope, изучающей рынок медиа, рекламы и СМИ. В феврале 2020 года аудитория Рунета достигла 96,7 млн человек — 79% населения страны (пользователи, которые заходят в Интернет хотя бы раз в месяц). При этом 90% из них заходят в сеть каждый день.

Экспертная оценка

Отсутствие в мировой практике апробированной и общепризнанной модели регулирования политической агитации в Интернете, провоцирует дискуссии относительно наиболее удачных инструментов. Эти же дискуссии появились и в России после внесения законопроекта в Госдуму.

Так, член Общественной палаты России Алена Булгакова уверена, что закон призван обеспечить политическую конкуренцию на выборах.

«Социальные сети и интернет-издания сегодня являются одними из наиболее эффективных площадок для формирования общественного мнения, повышения уровня популярности и узнаваемости кандидатов. На практике известно, что продвижение в сети зачастую требует больших материальных затрат, не входящих в объем средств избирательного фонда», — пояснила Булгакова.

По ее словам, благодаря такому «теневому рынку» создается дополнительная возможность продвижения для тех кандидатов, которые имеют преимущество перед другими только лишь в критерии наличия финансовых ресурсов.

Три года назад, согласно докладу об особенностях предвыборной агитации, подготовленному экспертами Комитета гражданских инициатив, финансовые трудности подтолкнули партии и кандидатов к более активному использованию социальных сетей и Telegram-каналов в предвыборной кампании.

«Не имея ресурсов для размещения платной рекламы, партии и кандидаты пытаются создавать резонансные инфоповоды, проводя скандальные публичные акции, генерируя оригинальный контент в виде статей, непривычных визуальных образов и лозунгов, выступлений кандидатов и видеороликов», — отмечается в докладе.

В качестве примера эксперты приводят «молодежный фактор» в агиткампании КПРФ в ряде регионов (Курск, Владивосток), где кандидаты активно использовали соцсети и Telegram-каналы. Особое внимание Интернету и соцсетям уделили врио губернаторов. В частности, эксперты обратили внимание на группу в Facebook ИА «Марийские новости», освещающую деятельность врио главы Марий Эл Александра Евстифеева и его команды. Кандидат в главы Удмуртии Александр Бречалов активно пользуется сетью «ВКонтакте», Twitter, иными возможностями Интернета как повседневным инструментом.

Кроме этого, эксперты отметили, что одной из наиболее привычных предвыборных информационных технологий остается использование «троллей» для дискуссий в социальных сетях и на форумах. Так, политический эксперт «Кировский шептун» в своем Telegram-канале сообщил, что обнаружил целую сеть интернет-троллей, задача которых писать хоть какие-то позитивные комментарии про врио губернатора Кировской области Игоря Васильева.

По мнению сопредседателя движения в защиту прав избирателей «Голос» Станислава Андрейчука, законопроект о запрете агитации в соцсетях, вероятнее всего, направлен против стратегии «Умное голосование», разработанной командой Алексея Навального для поддержки наиболее оппозиционных кандидатов. По мнению Навального, тем, кто пришел на избирательный участок, как правило, незнаком ни один из кандидатов со стенда. «Умное голосование» предполагает, что избирателям через соответствующий интернет-сайт дадут готовый список фамилий, напротив которых нужно ставить галочку. Таким образом, голоса, которые раньше распылялись между несколькими оппозиционными кандидатами, получит самый сильный из них. Однако такая стратегия, опробованная во время региональных выборов в сентябре 2019 года, провалилась.

Политолог Павел Данилин отметил, что идеологи «Умного голосования» заявляли о поддержке более тысячи кандидатов, а в итоге в региональные парламенты прошло только шесть человек.

По словам члена Экспертного совета Экспертного института социальных исследований Олега Матвейчева, в Тамбове, например, про «Умное голосование» вообще никто не слышал.

«Там люди шли и голосовали за [председателя тамбовского отделения партии „Родина“ Максима] Косенкова и за партию „Родина“. Косенков там очень известный и популярный человек, у него рейтинг в Тамбове, грубо говоря, 80% без всякого „Умного голосования“. Совершенно очевидно, что он вел с собой кандидатов целую команду от партии „Родина“, они и победили. Никакого Навального, ни „Умного голосования“, — там вообще про это знать не знают», — отметил Матвейчев.

Общественный деятель, сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц полагает, что с принятием законопроекта о запрете агитации для пользователей соцсетей в России могут быть заблокированы платформы, на которых граждане выражают свое мнение, такие как YouTube, Facebook, а российские соцсети введут цензуру на политические посты.

«А если [Алексей] Навальный будет включен в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, то вся информация, исходящая от него, будет блокироваться как информация, нарушающая закон», — уточнил Мельконьянц.

Заключение

С текущим уровнем развития технологий большинство политически активных россиян больше доверяет именно Интернету, нежели листовкам, плакатам или печатным партийным изданиям. В связи с этим резко повышается риск распространения фейков, и в преддверии федеральных выборов это законодательное поле требует изменений. В России это направление развивается по аналогии с законами, действующими в Европе, где интернет-агитация регулируется общими правилами ведения предвыборных кампаний, хотя и находится на этапе становления.

С все большей виртуализацией жизни возникает необходимость в нормативном описании новых форм онлайн-взаимодействия. Политическая сфера — не исключение.

Несмотря на то, что пока неизвестно, когда состоится второе и третье чтение нового законопроекта об агитации в сети, пока нет оснований говорить о том, что он не будет принят. Его потенциальные противники не принимают каких-либо активных действий, спланированной информационной кампании против законопроекта также нет. Высока вероятность принятия новых правил политической агитации весной 2021 года, чтобы следующая кампания проходила уже по новым правилам.
22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".