Статья
2004 22 июня 2017 18:23

Погоня за баллами: почему образование превращается в цифры

На встрече с руководителями выпускных классов Владимир Путин поднял тему образовательных и воспитательных функций, которые совмещает в себе школа. В последние годы эффективность преподавателя измеряется количеством баллов, которые его ученики смогли набрать на ЕГЭ и ОГЭ, а воспитание уходит на второй план.

По данным Министерства образования и науки, в российских школах учатся 14,1 миллион человек, а в сфере школьного образования работает свыше 1 миллиона учителей. Поэтому проблемы образовательной системы затрагивает огромное количество людей. А, согласно соцопросам, качество российского школьного образования оценивается как среднее, при этом преобладает мнение, что оно ухудшается.

Путин подчеркнул внимание государства к выпускникам и воспитательной функции школы: «Знаю, что вы все из успешных школ, и преподаватели вы все состоявшиеся, успешные. У вас есть и медалисты, есть и победители различных олимпиад, но, разумеется, кроме чисто профессионального успеха и вашего, и ваших учеников, ваших воспитанников, есть и другая составляющая вашей работы, именно воспитательная».

В ходе дискуссии были обсуждены и вопросы трудового воспитания детей, которое в последние годы тоже игнорируется. Президент отметил необходимость соблюдения баланса и недопущения эксплуатации детского труда: «Вообще, труд воспитывает. Говорят, труд человека создал. Правда, церковь с этим не согласна, у неё другая точка зрения по поводу происхождения человека. Но это не важно. Труд благотворно действует на любого человека, тем более на юного, молодого. Это очевидный факт. Но полы мыть, мне кажется, всё-таки должны люди, которые за это деньги получают. А детей надо привлекать хотя бы к элементарному, но творческому труду. Вот цветы – пожалуйста, мастерить что-то…»

Но ведь упор на исключительно образовательные функции делается не только по воле преподавателя. Сама система выстроена таким образом, что учитель заинтересован в высоком среднем балле своих учеников, в появлении стобалльников по ЕГЭ, в победах своих учеников на региональных и всероссийских олимпиадах. Именно от этих показателей зависит его зарплата, ведь за достижения воспитанников учитель получает премии и прибавки к основному окладу, который не всегда дотягивает до средней зарплаты по региону. Выплаты за руководство классом в различных регионах отличается, но за классное руководство учитель в среднем получает от 900 до 1500 рублей, а за успехи учеников учитель получает от 5400 рублей в месяц. Логику чиновников можно понять, премировать за исчислимые показатели проще, чем за воспитание, которое трудно поддается измерению.

Если школа - это не просто место «оказания образовательной услуги» (эту концепцию исповедовал предыдущий министр Дмитрий Ливанов), а место формирования личности (о чем говорит министр действующий), то роль классного руководителя недооценена. Она не формализована, а значит пока не привлекательна для учителей.

Помимо этого, и в средней, и в высшей школе в последние годы KPI начинают брать верх над здравым смыслом. Преподаватели школ вынуждены гонять своих учеников исключительно по билетам ЕГЭ, что отчасти сужает предмет и делает образовательный процесс сильно зависимым от составителей заданий. В вузах преподаватели вынуждены для исполнения плановых показателей по публикациям проводить исследования для количества, за счет чего страдает качество работ.

Некоторые требования в системе образования и вовсе приводят к абсурдным ситуациям. Например, доктору социологических наук с базовым образованием историка приходится поступать в магистратуру по социологии, чтобы получить базовое социологическое образование и продолжить свою преподавательскую деятельность. В итоге он занимает чье-то бюджетное место и теряет свое время из-за бюрократических требований.

Преподаватели становятся заложниками тех нормативов и правил, которые разрабатывает Министерство образования. У Минобра есть представления о показателях эффективности и воспитание в силу его неизмеримости в них не входит. Интересно посмотреть, как сейчас Минобр будет выпутываться из сложившейся ситуации. Раньше о проблеме говорили в основном преподаватели, а теперь она обсуждается и на государственном уровне.

21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".