Статья
7833
23 марта 2019 11:23
Покажите Дёме самовар
Только что прошедший всемирный День поэзии принёс много радости организаторам торжественных речей в ЮНЕСКО и осел в информационных лентах разноголосием всех отмечавших — от авторов и критиков, до читателей и всякого рода потребителей отточенных рифм, щедрых верлибров и скромных рифмовок.В ворохе прекрасных моментов и откровенной шелухи на глаза мне попался скрин одного очень показательного сообщения.
«Креативный продюсер» одного известного своей открытостью взглядов телеканала жаловалась на скудость выбора детской поэзии в современных российских магазинах.
Невероятное, по мнению креативного продюсера, убожество мысли и постыдная устарелость лексикона. Везде Чуковский и Маршак, Остер и Юнна Мориц, а также одна сплошная Агния Барто.
Мало того, что все они давно не актуальны, так ещё и заморачивают детские головы чуждым и ненужным словарным запасом, не говоря уже о мракобесии сюжетов.
Срамнее прочих ожидаемо оказался «этот абьюзер Мойдодыр», считает креативный продюсер, ребёнку которого с пелёнок знакомы такие жизненно необходимые сегодня термины как «креатив» и «абьюз», но совершенно непонятны слова и понятия: вакса, клякса, кочерга, кушак, самовар, трубочист и зубной порошок.
Креативный продюсер, по её собственному признанию, «выдохлась на середине», объясняя сыну Дёме, что такое ушат, корыто и лохань.
«Тупо не знаю», с кокетливой гордостью призналась креативный продюсер, оттопырив пухлый мизинец, почти как одна гламурная колумнистка, цель жизни и профессии которой давно слились в постоянные уверения, как далека от неё российская необструганная действительность, с кочергой и разбитым корытом для всех тех, кому не удалось пробиться к статусу владычицы морской...
Креативный продюсер призналась, что Мойдодыра ненавидит с детства, за грубое и жестокое «прессование несчастного грязнули» и привлечение к этой травле «своих подчинённых» — умывальников, крокодила и кривоногого хромого из маминой спальни, что вообще, как вы понимаете, полный зашквар, скандаль и пердимонокль.
Продюсера смутили также «чулки и башмаки», сбежавшие от так безобразно и жестоко дискриминированного грязнули: «башмаки» пришлось перевести на достойный русский язык «ботиночками», попутно объяснив Дёме, что, кроме всех прочих безобразий, во времена развратного Чуковского мальчики носили ещё и чулки. А не стринги и порт-жартели...
Креативный продюсер отчаялась также понять самой и растолковать сыну, кто такой трубочист («это наказание?») и почему мальчик в стихотворении чистит зубы «порошком» (порошки сегодня, как известно, только нюхают).
Ну и наконец самый постыдный элемент мойдодырного творчества — самовар: «Его Дёма тоже никогда не видел. Решили, что это старинный чайник» ©.
На этом месте я совсем сломалась и стала как новенькая — несите меня в массы.
Дело в том, что попытки пооригинальничать, пересказывая старые сказки на новый лад или натужно сочиняя им дикие смыслы, чтобы вытащить навороченное поражённой публике, как глистов из собственного нутра, наблюдаются всё регулярнее и в большом количестве.
И креативный продюсер отнюдь не первая неудачная пересказчица Мойдодыра, монументального как сфинкс. Задолго до неё, на моих уставших от констатации подобной пышной дребедени глазах, не одна кокетливая журналистка сломала зубы и перо о вируозный гротеск Чуковского.
Журналисток давно и дух, и слог, и след простыл, а Мойдодыра переиздают и читают бесконечные поколения, обучаясь не только развитию воображения и основам традиционной (не политкорректной!) морали, но и истории, и богатейшему русскому языку.
Поэтому, даже если креативный продюсер собирается взращивать сына Дёму для совсем иных рафинированных широт и высоких сфер, до того, как Дёма усвоит, что устрицы едят не из ушата, корыта или лохани, и не кочергой, Дёме нужно срочно показать самовар. Для общего развития и мировой культуры.
Чтобы при случае не ударил лицом в грязь, а блеснул в разговоре, где-нибудь в салонах или редакциях Европы или Америки. Там, представьте и проглотите, все хоть сколько-нибудь образованные люди знают, что такое самовар.
Не знают, или старательно делают вид, что не знают только те, о которых мудрая и храбрая мама писателя Корнея Чуковского говорила: «Серьги золотые, а шея немытая».
А всем креативным продюсерам, требующим снабдить российские книжные магазины «чем-нибудь посовременнее», равно необходимо срочно про- или перечитать именно «Мойдодыра» и всю его вышеупомянутую компанию. В целях повышения квалификации.
Чтобы, не приведи Господь, не ляпнуть где-нибудь в тексте «стремительным домкратом», что «пеньюар» — это бальное платье, или не написать про жокея, который «затягивает на лошади супонь и садится на облучок».
Впрочем, судя по трудностям, одолевшим продюсера в текстах Чуковского, сдаётся мне, что эти цитаты креативный продюсер не осилит вовсе...
Креативный продюсер вряд ли догадываются, что взрослые шедевры начинаются с детской классики.
И вряд ли отдаёт себе отчёт, как типично снобское желание выделиться среди простецкой действительности и отмежеваться от собственной истории особенно гротескно мутирует в анекдот с дамой, пытавшейся поразить собеседника своей рафинированностью, долго рассуждавшей о шампанском и музыке Брамса, o коньяке и кантате Генделя, a на робкий вопрос про пиво, спонтанно ответившей: «Нет, пиво я не люблю, знаете. Я от него ...perdu...».
Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.
12 марта 2019
Колонки
Революция делается легко!
Сто лет назад увидела свет знаменитая книга
Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».
19 июля 2018
Колонки
Эта местность мне знакома как окраина Китая
Андрей Шухов о литературных впечатлениях
от книги Петра Гуляра, китайского чиновника из Петербурга
11 июля 2018
Колонки
Литературные впечатления: Ксенофонт
Андрей Шухов о фразах, которые могли изменить
историю.