Статья
4786
30 декабря 2021 0:00
После «больших выборов» про молодежь обычно забывают
ВЦИОМ в августе опубликовал опрос, согласно которому, 79 % респондентов считают, что в современной России нужна такая организация, как комсомол. Этот факт иллюстрирует, как видят молодежную политику до сих пор, как население, так и часть элит. И когда говорят, что в стране нет «молодежной политики», думают именно про единую организацию с четко обозначенными лидерами.Однако в силу ряда социологических и организационных причин эта модель давно уже невозможна, а работа с молодежью строится на проектной основе. В год «больших выборов» она обычно активизируется: начинают делать проекты «под молодежь» и искать молодежных ЛОМов. После того, как шум от «больших выборов» улегся, можно констатировать: в ближайшие годы инфраструктура молодежной политики, скорее всего, изменится незначительно.
Такая разная молодежь
Молодежь любят представлять протестной группой, а призывы «усилить работу с молодежью», как правило, раздаются по итогам протестных митингов или в год «больших выборов». Однако, более 80% российских молодых людей не интересуются политикой, либо не имеют на этот счет какого-то определенного мнения. Это следует из результатов исследования «Российское „поколение Z“: установки и ценности», проведенного немецким Фондом им. Фридриха Эберта совместно с «Левада-центром» в апреле 2020 года. Во многом, повседневные заботы молодых людей мало связаны с тем, что именно они считают политикой, да и содержательная осведомленность хромает.
Если у «взрослой аудитории» можно выделить 5-6 фигур наиболее признанных и популярных политиков, то молодежь в этом вопросе фрагментирована. Также исследователи молодежи говорят об изменении и фрагментации молодежных субкультур, что также косвенно подтверждает гипотезу об усложнении целевой аудитории. «Молодежь» и так сложно назвать единой социальной группой — это примерно 30 млн. человек до 35 лет с разным достатком, интересами и жизненным контекстом (несовершеннолетние, студенты и молодые специалисты). Социологи отмечают, что многообразие и сложность (комплексность, согласно социологу Никласу Луману) современного общества постоянно увеличивается. И именно в среде молодежи происходят дальнейшие изменения.
В 2020-2021 годах Институт прикладных политических исследований НИУ ВШЭ провел исследование «Политические взгляды российских школьников». В ходе онлайн-опроса респонденты (500 школьников 13-17 лет) назвали 409 блогеров, которых они смотрят. Эта цифра косвенно демонстрирует, что у подрастающего поколения нет какого-либо единого кумира, единого авторитета. В истории с Моргенштерном некоторые комментаторы усматривали у «башен Кремля» намерения «склонить к сотрудничеству» одного из самых популярных молодежных исполнителей. Но Моргенштерн — не равно его аудитория: помните, как покрыли дизлайками клип Тимати и Гуфа про Москву?
Две волны работы с молодежью
За последние 30 лет можно обозначить две условные «волны» работы с молодежными движениями — и оба раза они не претендовали на всеохватность.
Первую волну государственной работы с молодежными движениями можно отсчитывать с начала 2000-х годов (в 90-е молодежные движения формировались вокруг отдельных лидеров мнений и политических сил, также развивались неформальные движения). В лучшие времена движение «Наши» могло собирать акции по 50—80 тыс. чел., на которые, как известно, молодежь свозили организованно, и которые носили разовый характер. Как итог, они не смогли выполнить декларируемую задачу. Вместе с тем, для некоторых (далеко не всех) участников движение помогло выстроить систему «связей» и стать социальным лифтом и помогло сделать карьеру (как правило, в госслужбе или в окологосударственных организациях). Из «Наших» вышел и стиль работы через линейку федеральных проектов (о нем ниже).
После этого идея молодежных движений была оставлена в покое на несколько лет, хотя для идеологически настроенной и карьерной молодежи продолжали действовать молодежные отделения политических партий («Молодая гвардия Единой России», ВЛКСМ, «Соколы Жириновского», «Молодежь Справедливой России»). Спонтанная узнаваемость этих организаций, как и участие в них молодежи, согласно опросам, не выходили за пределы нескольких процентов.
В 2016-2018 годах последовал новый подъем молодежных движений. Была создана «Молодежка ОНФ», которая привлекла часть молодежных общественников, которые либо не попала в МГЕР, либо не хотели ассоциироваться с ней, но были заинтересованы двигать свои проекты «под крылом» федеральной организации. Вместе с тем, «Молодежку» пока нельзя назвать социальным лифтом для заинтересованной молодежи из регионов.
Самым крупным действующим военно-патриотическим движением стала «Юнармия» — созданная в 2016 году из движения «юных армейцев», наследующих еще советские традиции военно-патриотических игр (таких как «Зарница», «Орлёнок», «Гайдаровец»).
Параллельно развивалось волонтерское движение. О подъеме гражданского самосознания заговорили в 2010 — 2012 годах в контексте тушения лесных пожаров и помощи пострадавшим от наводнения в Крымске. В 2014 году при поддержке Владимира Путина была создана Ассоциация волонтерских центров, объединившая волонтеров, работавших на Олимпийских играх в Сочи. К 2017 — 2018 годам движение как «зонтик» объединило другие волонтерские организации, нарастило поддержку со стороны государства и стало одним из главных молодежных патриотических движений, оставаясь при этом формально деполитизированным. 2020 год подтвердил эту тенденцию: активистов движения «Мы вместе», наряду с медиками, можно назвать героями этого сложного года.
Волонтерство называют самым успешным молодежным госпроектом: по словам одного из экс-сотрудников Росмолодежи, «это единственное, что взлетело за последние 10 лет». И это стало возможно благодаря деполитизированности движения: волонтеры могут заниматься самыми разными социальными инициативами. В защиту движения можно сказать, что взаимопомощь и социальные инициативы — более подходящая форма патриотизма для государства, не ведущего массовые мобилизационные войны.
Сейчас в «орбите влияния» провластных организаций находится несколько миллионов человек (АВЦ — свыше 1 млн чел, «Юнармия» — 850 тыс. чел. — по заявлению самих организаций). Необходимо сделать поправку, что для многих заявленных участников речь может идти о разовых мероприятиях и контактах. Но так или иначе, о влиянии на всю молодежь через единую организацию говорить не приходится.
Бюрократический подход
Реальная молодежная политика сегодня имеет менее «глобальный» характер и реализуется точечно по разным направлениям.
Ключевое государственное ведомство, работающее сегодня с молодежью — Росмолодежь, созданное в 2011 году — ведет работу на проектной основе, с определенными и измеримыми целями мероприятий и направлений работы. Молодежи в регионах зачастую предлагается набор типовых федеральных проектов и акций, под который им предлагают подстроиться. Росмолодежь — часть бюрократической машины и работает по своим определенным правилам. Этот подход не чужд и другим ведомствам, работающим с молодежью в своих сферах компетенций — будь то противодействие преступности, или образование (анализ их форм работы, особенно вузов и образовательных проектов — предмет отдельной статьи).
Все это рождает противоречие между живыми инициативами «на местах» и бюрократической логикой. В результате мероприятия привлекают скорее уже имеющихся активистов (несколько процентов лояльной активной молодежи). Работа с сомневающимися и нелояльными группами уходит на второй план.
В 2021 году в Госдуме по итогам выборов появился новый комитет — по молодежной политике, ранее было также объявлено о формировании «молодежных» разделов нацпроектов. Однако эти идеи также будут реализовываться тем же бюрократическим аппаратом в понятной ему логике.
Из позитивных веяний можно выделить направление кадровых конкурсов, а также точечную грантовую поддержку молодежных НКО и проектов. Однако этого пока недостаточно для разрешения конфликта «застрявших» социальных лифтов — того, что волнует широкие массы молодежи сегодня.
Таким образом, будущее молодежной политики не во включении молодежи в большие организации и вертикальные линейки организованных «сверху» проектов, а в более четком учете интересов целевых групп внутри молодежи, внимании к низовым молодежным проектам и, конечно, системной работе — не от выборов к выборам.
Алексей Алмаматов, политолог
16 мая 2024
Новости
Байден отстает от Трампа: прогнозы экспертов о выборах президента в США
Американские избиратели предпочитают
экономическую политику Трампа политике Байдена, отмечают эксперты американских аналитических центров. «Актуальные комментарии» подготовили обзор материалов американских аналитических центров, опубликованных за последнюю неделю. Все они критикуют политику действующего президента США.
29 мая 2024
Анонс
Всеобщие выборы в ЮАР
29 мая в ЮАР пройдут выборы, которые определят
нового президента страны.
6 июня 2024
Анонс
Выборы в Европарламент
С 6 по 9 июня состоятся выборы в Европарламент.