Статья
2989 11 июня 2017 11:42

Праздник и ритуал

Наверное, каждый для себя осознает, что есть праздники, которые празднуют, а есть - которые отмечают. В первом случае праздник переживается эмоционально как священное событие и тем самым выполняет свою ритуальную функцию. То есть структурирует общество, позволяет выйти из временного потока. Ритуал ведь противостоит времени. Люди рождаются и уходят в могилу, новые поколения смывают предыдущие, но праздники остаются - пока совсем радикальный сдвиг не опрокинет всю социальную структуру. Или пока содержание праздника не станет чисто формальным, эмоциональная связь с событием высохнет и останется лишь памятная дата, которую, впрочем, всегда можно отметить («повод - не проблема»).

В своем исконном значении любой ритуал сакрален и плохо отрефлексирован. Когда, к примеру, большой начальник входит в кабинет, подчиненные вскакивают и выпрямляются на уровне инстинкта. Совершается ритуал. Формально это дань вежливости, но в своей основе - отголосок древнего почитания божества. В момент подхватывания с мест люди выходят за границы своего обыденного эго, вступают в отношение между простым смертным и возникшей вдруг высшей силой. Точно так же застольной тост несет на себе бледный отпечаток магического заклятия, а пьяный танец - древнего дионисийского кружения. Через ритуал сын земли становится сыном неба, - мог бы сказать здесь Конфуций. А может, и сказал: не все ведь сохранилось из наследия мыслителя.

Вот что происходит внутри праздника, когда он действительно празднуется. Человека выносит за рамки его повседневности, чтобы приобщить тому, что сильнее, выше, могущественнее. Даже в сугубо частной ситуации Дня рождения есть разрыв замкнутого пространства. Человек "кричит" о своем причастии к потоку жизни: "Я жив, я здесь, я вместе с вами". Казалось бы, что в этот день человек празднует самого себя, но нет - он празднует то, что окружающие, мир вдруг заметили и признали его уникальность.

Ритуал как частных, так и общественных праздников лишен прикрыт накидкой рационального, и этим ценен. Зачем люди выходят на улицы, строятся в колонны, шлют открытки и публикуют эти идентичные надписи в Fb? Строго смысла ни в одном из этих жестов нет. Но как бывает «намоленное место», бывает и намоленный отрезок времени - период концентрации общественной энергии. Возможно, есть смысл сравнить праздник с танцем, который в коротком промежутке собирает энергию, и выплескивает ее вовне.

Можно ли вообще представить общество без праздников? Интересное интеллектуальное упражнение - вынести их все за скобки. Допустим, есть такая культура, в которой нет никаких фиксированных дат. Ни Нового года, ни праздника урожая, ни дня свержения какого-то монарха. Дней рождений тоже нет. Просто текучка будней. Теоретически такая модель возможна. Но мы догадываемся, что без ритуального кольца общество начнет расползаться: кто двинет в лес, кто по дрова. Ориентиры собьются, предметы поклонения девальвируются. Такое общество не мобилизуешь, в прорыв не поведешь. Кисель, а не общество. Власть - это тайна, говорит известный персонаж Ф. М. Достоевского. А тайна окружена и оберегается ритуалами.

А вот есть ли у кого-то знакомый, который стал бы действительно праздновать 12 июня, День России? Встал бы утром в приподнятом настроении, поздравил свою семью, наметил праздничный ужин, включил патриотическую музыку? Наверное, таких случаев немного. Конечно, можно сказать, что праздник молодой, еще не прижился. Но время в таких вопросах малопродуктивно. Например, полет Гагарина стали праздновать сразу, а не 10 лет спустя. Не очень ясно, что здесь может дать время. Точно так праздник нельзя создать искусственно, просто зарезервировав под него дату и назначив концерт. Должно быть нечто, что рождает устойчивую внутреннюю связь между человеком и событием.

Содержательно День России - наверное, наименее проработанный федеральный праздник в календаре страны, с минимальным градусом эмоциональной вовлеченности населения. Почему именно в этот день, 12 июня, гражданам предлагается любить свою страну несколько больше, чем в остальные дни, непонятно. Содержательно этот момент не описан. Хотя за счет выходного дня ВВП России теряет немалую сумму, и можно было бы в ее оправдание потратить какие-то интеллектуальные ресурсы на решение этой задачи.

Одна из возможных линий - постараться отделить этот праздник от других, которые несут в основном ретроспективный характер, в качестве своего "горючего" используют события прошлого. Попробовать сделать его чем-то вроде дня национального бренда. То есть посвятить его осмыслению, кем мы являемся сегодня и кем хотели бы видеть себя в будущем. Попытаться смоделировать тот самый "образ будущего", на нехватку которого сегодня принято жаловаться; пусть даже искусственным нажимом попробовать развернуть головы людей из их постоянной обращенности вспять к перспективе.

Сделать 12 июня днем, в который страна в концентрированной форме осмысляет свою перспективу - вполне рабочая гипотеза. Пусть праздник этот не привязан к переживаемому событию, но он может наполниться мыслительным и образным процессом, восполняя дефицит и того, и другого. У нас еще теплятся ритуалы прошлого, но нет ритуала для будущего - вот задача социальным дизайнерам. Вообще мы живем в период, когда энергия общественных праздников слабеет. Причин здесь много, нет задачи их сейчас разбирать. Это говорит не об исчезновении ритуала, но об уходе его в другие области. И тренд не изменишь снижающими рейтинг программами с утратившими свою стилистическую и биологическую актуальность артистами. Нужны новые решения, и пустые по существу праздники новой России - хороший тренажер для такого эксперимента.

Алексей Фирсов, основатель ЦСП «Платформа»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".