Статья
2554 3 сентября 2015 16:29

Предвыборная рутина

Избирательная кампания в регионах вышла на финишную прямую. Однако пока она не радует креативом и неожиданными ходами ни от кандидатов в губернаторы, ни от политических партий.

Скучная кампания

Наблюдатели называют кампанию скучной или рутинной.

Политик Валерий Федотов считает, что избирательная кампания оказалась скучной по одной причине – выборы повсеместно проходят по референдумному сценарию, их результат предопределен заранее.

«Когда нет интриги, нет причины вкладываться в кампанию, в разработку новых идей, программ. Ни у того, кто переизбирается, ни у тех, кто легитимизирует процесс переизбрания своим присутствием в бюллетене. Статисты по определению не могут быть яркими», – сказал он «Актуальным комментариям».

Политолог Максим Жаров называет текущую избирательную кампанию не скучной, а рутинной. «Не могу назвать ее скучной, просто пока на данный момент эта кампания – достаточно рутинная. Присутствуют какие-то скандалы, есть какие-то ожидаемые неожиданности, но в целом губернаторские выборы проходят достаточно рутинно», – сказал он «Актуальным комментариям».

По словам эксперта, предвыборная борьба в Самарской области сопровождается войной компроматов в социальных сетях. «То есть в принципе надо сказать, что кампании в некоторых регионах ведутся, но не во всех», – говорит он.

Таким образом, острая предвыборная борьба фиксируется лишь в отдельных регионах, а на губернаторских выборах она фактически отсутствует.

Почему у губернаторов нет программ

Накануне эксперты фонда «Петербургская политика» обратили внимание на то, что у всех действующих губернаторов, идущих на выборы, отсутствует предвыборная программа.

Однако не все политологи согласны с тем, что это является минусом в современной избирательной гонке. «Программа сейчас значит не очень много. Она является одним из документов, который привыкли предлагать политтехнологи в избирательной кампании. Но избиратель куда более активно и живо реагирует на различные слоганы, листовки, баннеры, рекламу по телевидению, выступление кандидатов в ток-шоу. Поэтому говорить о том, что отсутствие у губернаторов предвыборных программ является их минусом, нельзя, потому что этот элемент избирательной кампании уже вышел из употребления и не является чем-то эффективным и значимым с точки зрения агитации», – полагает Жаров.

Читайте также Избирательная гонка: надежды и интриги

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов отмечает, что прямые выборы губернаторов по действующим правилам серьезно обесценены, а оппозиционные партии теряют к ним интерес.

«Избирательные кампании по выборам глав превратились в формальность, поскольку сильные соперники региональных глав, как правило, устраняются из кампании на этапе муниципального фильтра. В результате, с одной стороны, произошло "расслабление" губернаторского корпуса. Губернаторам не нужно проходить через конкурентную избирательную кампанию, чтобы подтвердить свои полномочия. Кампания носит церемониальный характер – без нормальной агитации, без попыток сформировать для избирателя содержательное предложение, часто без предвыборных программ – и ограничивается расклейкой портретов кандидатов и проведением формальных мероприятий для заполнения телеэфира», – сказал он «Актуальным комментариям».

С другой стороны, по словам эксперта, когда участие в губернаторских выборах превращается для оппозиции в пустую трату времени и ресурсов, закономерна переориентация внимания оппозиционных партий на выборы в законодательные органы власти субъектов и в муниципалитеты. Собственно, эти процессы и происходят на региональных выборах 2015 года.

Читайте также К выборам готовы не все регионы

Как видим, на губернаторских выборах фактически полностью отсутствует конкуренция (исключение составляет только Омская область), результат заранее определен, поэтому действующие губернаторы даже не озаботились составлением предвыборной программы.

Война «Парнаса» с «Яблоком»

Едва ли не главным скандалом текущей избирательной кампании стал конфликт между «Яблоком» и «Парнасом» в Костромской области. Блогер Навальный обвинил «Яблоко» в том, что оно отдало свое костромское отделение бывшему единороссу. Первый номер списка «Парнаса» Илья Яшин утверждал, что агитаторы «Яблока» называют его партию «пятой колонной». В результате лидер «Яблока» Сергей Митрохин подал на парнасовцев в суд.

Валерий Федотов отмечает, что конфликт «Яблока» и «Парнаса» в Костроме – это классический конфликт российских демократов, «которые уже многие десятилетия не могут договориться, ходят на выборы несколькими колоннами и терпят там поражения». «Действует принцип, гласящий, что борьба внутри политических видов острее, чем между ними. То есть демократы конкурируют друг с другом жестче, чем каждый из них – с властью. К сожалению, сделать с этим ничего нельзя, такова природа политики и политиков», – говорит он.

Читайте также Региональные выборы: последний этап

Максим Жаров указывает на то, что «Яблоко» давно уже действует как спойлер. «Сейчас оно действует как заинтересованный спойлер, потому что играет на поле «Яблока». И фактически тот избиратель, который привык голосовать за «Яблоко», он реагирует на «Парнас» как на новинку. И поскольку речь идет о десятых сотых процента голосов избирателей, эти две партии в Костроме столкнулись. И это крайне выгодно и самому «Парнасу». Эта история подразумевает взаимную выгоду обеих партий, потому что ничего особого путного в Костроме «Парнас» придумать не сумел и эта война является настоящим подарком со стороны «Яблока». И я думаю, что она каким-то образом на эти десятые доли процентов голосов повлияет», – отмечает он.

Таким образом, дебют «Парнаса» на региональных выборах запомнится не столько столкновением с властью, сколько скандальным поведением по отношению к своим «союзникам» по либеральному лагерю.


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".