Статья
1548 1 июня 2009 0:02

Президиум правительства

Президиум правительства РФ рассмотрел итоги исполнения федерального бюджета за 2008г. С докладом выступил заместитель председателя правительства, министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин.

Как передет "Интерфакс" со ссылкой на источник в кабинете министров, доходы федерального бюджета в 2008 году сложились в объеме 9 трлн 275,9 млрд рублей, что на 3,5% больше, чем утверждено в бюджете на 2008 год, или 22,3% к ВВП.

По предварительной оценке Минфина, опубликованной в январе 2009 года, доходы в 2008 году составили 9 трлн 258,06 млрд рублей.

Расходы по кассовому исполнению равнялись в 2008 году 7 трлн 570,9 млрд рублей, или 97,8% к уточненной росписи расходов и 18,2% к ВВП.

По предварительной январской оценке Минфина, расходы равнялись 7 трлн 560,87 млрд рублей.

Профицит бюджета в 2008 году составил 1 трлн 705 млрд рублей, или 4,1% ВВП. Предварительная оценка Минфина по профициту бюджета была равна 1 трлн 697,19 млрд рублей, или 4% ВВП.

Как отметил источник, расходы федерального бюджета в 2008 году составили максимальную величину в процентах к ВВП за последние 10 лет. При этом профицит федерального бюджета с 2005 года постоянно снижался и сократился в 2008 году до минимального значения к объему ВВП.

Объем госдолга на 1 января 2009 года составлял 2 трлн 692 млрд рублей, что на 89,2 млрд рублей больше, чем на начало 2008 года. Доля внутреннего долга увеличилась в 2008 году с 54,2% до 55,7%, доля внешнего - снизилась с 45,8% до 44,3%.

Нефтегазовые доходы в 2008 году составили 4 трлн 389,4 млрд рублей (+3,3% к прогнозу), ненефтегазовые доходы - 4 трлн 886,5 млрд рублей (+3,6%).

Налоговые доходы в 2008 году равнялись 5 трлн 232,7 млрд рублей (+2,2% к прогнозу), неналоговые доходы - 4 трлн 041,9 млрд рублей (+5,1% к прогнозу).

Задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафных санкций на 1 января 2009 года составила 968,7 млрд рублей, в том числе по федеральным налогам - 826,7 млрд рублей.

Источник также сообщил, что неравномерность исполнения кассовых расходов бюджета наблюдалась и в 2008 году. В частности, в первом квартале исполнение составило 17,6%, во втором квартале - 22%, в третьем квартале - 21,1%, в четвертом квартале - 39,3%.

Наименьшее исполнение кассовых расходов наблюдалось, в частности, у Минэнерго (88,6%), Минкомсвязи (89,5%), Минрегионразвития (88,8%), Росжелдора (84,7%).

Кассовое исполнение нацпроектов составило 283 млрд рублей, или 94,6% к уточненной бюджетной росписи. Кассовое исполнение ФЦП составило 768,8 млрд рублей (97,2% к росписи). При этом 37 программ было исполнено на 95-100%, 10 программ - на 76-95%. Финансирование трех программ ("Мировой океан", "Господдержка развития муниципальных образований", "Социально-экономическое развитие Чечни") осуществлялось только в четвертом квартале 2008 года, в частности, в связи с длительным согласованием корректировок этих ФЦП.

Также в ходе заседания будет сделан доклад Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год.

За 2008 год бюджет Фонда исполнен с профицитом в сумме 120,4 млрд. рублей по текущим обязательствам и с превышением доходов над расходами в сумме 252 млрд. рублей по накопительной составляющей бюджета.

Комментарии экспертов

Бюджет 2008 года действительно был особенным. Это связано с максимальным ростом цен на энергоносители и ростом на фондовых рынках в первом полугодии, который сменился падением в конце года. Кроме того, часть средств перекидывалась из прошлого года для того, чтобы закрыть бюджет-2009.

Что касается основных параметров, рост цен в начале года компенсировался падением в конце. Снижение цен на энергоносители во втором полугодии сказался на уровне нефтяных доходов - пик падения пришелся на декабрь 2009.

Что касается не нефтегазовых доходов, то они в основном связаны с металлургией, тяжелым машиностроением, и входящим сюда военно-промышленным комплексом. Налоговые поступления по этим статьям являются ключевыми, и по ним в первом полугодии был зафиксирован рост.

Кроме того, росло благосостояние граждан, что положительным образом сказывалось на подоходном налоге. Вместе с налогом на имущество, который также связан с благосостоянием граждан, это серьезно поддерживало регионы.

По структуре поступлений видно, в принципе, что начали развиваться смежные сектора. Другое дело, что ситуация 2009 года существенно скорректирует параметры бюджета.  Долгосрочные инвестиции срезаны - секвестр затронет капитальное строительство, капитальные затраты, что также снизит поступления по подоходному налогу.

С точки зрения финансовой системы и налоговых поступлений,  кризис, прежде всего, ударит по регионам. Для них подоходный налог и налог на имущество являются основной доходной статьей бюджета. В то же время, ряд регионов, в частности, Ямало-Ненецкий АО, почувствуют снижение доходов от НДПИ. Дефицит региональных бюджетов придется корректировать из федерального. Нагрузка на федеральные трансферты в бюджете-2009 является наиболее значимой.

Можно констатировать, что 2008 год во многом стал годом перелома, в котором произошло изменение бюджетной политики. От активного инвестирования федеральный центр начал переходить к экономии госрасходов и созданию  резервных финансовых мощностей. Поэтому основные тенденции 2008 года найдут отражение в бюджете-2009. А учитывая, что сейчас в Минфине готовится бюджет на 2010 год, в нем также будут учтены многие тенденции 2008 года.

Кризис наложил существенный отпечаток на всю ситуацию на финансовом рынке, и в том числе на систему финансирования дефицитов бюджетов в мире. Существенно изменилась структура американского долга, заметно изменилась структура подобного рода вещей в Европе. Поэтому абсолютно неудивительно, что при серьёзном отсутствии возможности заимствовать теми способами и обслуживать те долги, что были раньше, мы видим, что структура российского госдолга изменяется.

Почему она изменяется в сторону внутреннего долга? В первую очередь хотя бы потому, что внутренний долг - рублёвый. Это говорит о том, что мы диверсифицировали валютные риски, и мы не можем исходить из гарантий того, что рубль больше не будет падать по отношению в первую очередь к европейской или американской валюте. Так что, на мой взгляд, это вполне разумное с точки зрения управления госдолгом действие.

Вообще, несмотря на серьёзную критику Минфина в вопросе управления бюджетными деньгами, мы должны ещё раз поблагодарить руководство страны за то, что в течение многих лет, несмотря на тяжелейшую и часто очень острую критику, на желание огромного количества людей пустить деньги, которые находились в стабилизационном фонде, на какие-то текущие траты, мы накопили большое количество резеров. Если бы не было продемонстрировано феноменальной политической воли в течение нескольких лет, то ситуация у нас была бы намного хуже, чем есть сейчас. Как это не банально звучит, но, тем не менее, Россия действительно вошла в кризис намного более подготовленной.

Я не думаю, что кризис закончен или преодолён и не будет каких-то новых серьёзных вызовов. Но, тем не менее, при наличии эффективного механизма управления и населения, которое видело кризис и посерьёзнее, как это было 17 лет назад,  я думаю, мы можем уже сейчас думать о том, какими мы должны быть по итогам этого кризиса. Считаю, что у нас есть реальный шанс, что российская экономика в посткризисном виде будет одним из лидеров.

 

14 мая 2024 Новости  Перестановки в правительстве: эксперты о главных политических событиях Что означают перестановки в правительстве и как они отразятся на политическом процессе? ВС РФ активизируются сразу на нескольких направлениях фронта. Как ситуация на земле отразится на динамике конфликта? 20 мая истекает срок полномочий Зеленского, что ставит под вопрос его легитимность. Как это повлияет на процесс урегулирования конфликта и кто может заменить Зеленского? Эти и другие актуальные политические вопросы обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 13 мая. 13 мая 2024 Новости
Новое правительство: протокол и стратегии
 Новое правительство: протокол и стратегии Путин продемонстрировал курс на стабильность и преемственность, внеся в Госдуму кандидатуру Мишустина на пост премьер-министра, отмечают политологи. При этом новый состав правительства, по их словам, является свидетельством технологизации государственного управления.
23 марта 2023 Анонс  Отчет правительства в Госдуме 23 марта премьер-министр РФ М. Мишустин выступит в Госдуме с отчетом правительства. По видеоконференцсвязи его будут смотреть все законодательные собрания регионов.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".