Статья
8481 27 ноября 2014 16:27

Названа причина низких баллов на ЕГЭ по математике

Одной из главных причин неуспешности детей (до 80%) на едином госэкзамене по математике являются проблемы в математическом образовании в 5-7 классах. Такой вывод сделан Рособрнадзором на основе национального исследования качества математического образования, итоги которого поступили в ТАСС.

«У значительной доли обучающихся 7-го класса слабо развиты математические навыки — умение считать, решать текстовые, геометрические и другие задачи, работать с информацией», — говорится в поступившем в агентство сообщении.

Согласно итогам исследования, уровень подготовки существенной доли учащихся 7-х классов — от 20 до 50% в зависимости от региона — недостаточен для успешного продолжения образования по математике и естественнонаучным предметам.

«Эти ученики имеют высокий риск неуспешности на экзаменах за курс основной школы и за курс полной средней школы», — отмечается в документе. По мнению экспертов Рособрнадзора, существенная часть уроков, проводимых по традиционной программе, будет неэффективной для таких ребят без неотложной ликвидации пробелов в их знаниях.

Исследование также установило, что имеется четко выраженная тенденция ухудшения математической подготовки от 5 к 7 классам, в первую очередь, в снижении уровня подготовки тех ребят, которым была выставлена за прошлый год «тройка».

Между тем, в Минобрнауки неоднократно сообщали о том, что средний тестовый балл по ЕГЭ снизился в 2014 году по всем учебным предметам. Так, аттестаты после сдачи ЕГЭ в этом году не получили 5302 выпускника, которые не сдали оба обязательных предмета — русский язык и математику. Такие результаты стали поводом к тому, чтобы снизить проходной балл по русскому языку.

По поводу сдачи ЕГЭ продолжаются бурные споры. Противники ЕГЭ утверждают, что экзамен в тестовом формате предполагает зазубривание правил и не выявляет знаний ученика. Сторонники ЕГЭ ссылаются на международную практику.

Тем временем, согласно опросам «Левада-Центра» за 2013 год, более 70% россиян не довольны ситуацией в сфере образования. По результатам проведенного исследования, число недовольных за год выросло на четыре процентных пункта. Большинство россиян (72%) не удовлетворены качеством нынешней системы образования в стране. Лишь каждого пятого (20%) устраивает образовательная система России, показал опрос, проведенный в 45 регионах РФ в преддверии начала нового учебного года с участием 1600 человек.

Между тем, соцопрос, проведенный Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) показал, что большинство россиян считают ЕГЭ причиной снижения уровня знаний. Согласно результатам опроса, 62% россиян склонны полагать, что качество знаний учащихся ухудшилось именно с введением ЕГЭ. Только 16% респондентов говорят о повышении уровня знаний учеников после введения ЕГЭ, по мнению же 37%, он, наоборот, снизился. В целом 51% опрошенных ФОМ назвали неправильной идею введения ЕГЭ, поддержали ее 20%.
Комментарии экспертов
Претензии Рособрнадзора в общем-то имеют под собой основания. Понятно, что многие  математические основы закладываются в пятом, в шестом и седьмом классах, то есть именно в этом среднем звене. Но это, конечно же, не единственная причина.

Причина может заключаться в низкой квалификация учителей. Кроме того, это может быть связано и со здоровьем ребенка, а также с его индивидуальными особенностями. К примеру, есть такие термины, как «дисграфия» и «дискалькулия». Они определяют возможности ученика к восприятию и понимаю конкретных дисциплин. И этот фактор играет довольно значимую роль в том, насколько ученик способен усваивать учебный материал.

Что касается тенденции к снижению уровня результатов по ЕГЭ, то, на мой взгляд, она общая по всем дисциплинам. В этой связи, мне кажется, Рособрнадзору сейчас необходимо провести мониторинг уровня преподавания различных предметов в этих классах, чтобы сделать соответствующие выводы и совершенствовать методическую базу.

В этом году (и, на мой взгляд, это правильно) впервые выпускные экзамены и ЕГЭ прошли честно. Был довольно жесткий контроль за учениками, вместе с тем с губернаторов сняли ответственность за ЕГЭ, и прекратилось это социалистическое соревнование между регионами. По итогам ЕГЭ этого года средний балл был снижен, но это честные результаты.

Поэтому, если сравнивать с результатами прошлого года, где была масса сливов, фальсификаций, то говорить о том, что низкие баллы по ЕГЭ связаны только лишь со снижением качества преподавания математики в школе, некорректно. Просто эти баллы дали объективную оценку реальным знаниям школьников. И я рад, что правда вскрылась, потому нет никакого смысла обманывать самих себя.

Мы видим, что в разных регионах, в разных школах результаты ЕГЭ далеко не одинаковые, ведь это же не средняя температура по больнице. Отсюда следует, что возможности для обучения детей в мегаполисе, в какой-нибудь элитной гимназии одни, а сельской школе совсем другие. А образование — это системная вещь. И если в одной системе одновременно случаются самые разные сбои, необходимо если не менять систему полностью, то уж точно производить диагностику.

Отчасти замечание Рособрнадзора верное, но, повторюсь, причина, которую они назвали главной, далеко не единственная. Здесь требуется глубокое осмысление, спокойный профессиональный подход в изучении школьных программ и методик преподавания. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".