Комментарий
3889 11 декабря 2020 12:43

Самообразование в России быстро распространяется

Валерия Касамара политологВалерия Касамара

Валерия Касамара
политологВалерия Касамара
По данным «Мониторинга экономики образования», за период с 2015 по 2019 гг. уровень вовлеченности населения в практики самообразования вырос более чем в полтора раза (с 21 до 37%). Наиболее заметное увеличение показателя наблюдается в крупных городах и среди лиц с высшим образованием. Возрастные различия в уровне вовлеченности в самообразование постепенно сокращаются.

Уровень вовлеченности населения в самообразование можно рассматривать в качестве одного из индикаторов готовности общества к будущему. Повышение образовательной активности может быть следствием двух факторов. Во-первых, политика активного долголетия позволяет вовлекать население старших возрастов в различные образовательные инициативы. Во-вторых, развитие цифровой экономики приводит к расширению спектра трудовых и повседневных задач, требующих освоения цифровых навыков, что вынуждает старшее поколение адаптироваться к меняющимся условиям и получать новые общие и специальные знания.

За 2015–2019 гг. существенно изменился характер вовлеченности в самообразование представителей городского населения. В Москве показатель вырос более чем вдвое — с 27 до 61%, в городах с численностью населения более 500 тыс. человек — с 22 до 48%, до 100 тыс. человек — с 16 до 32%. При этом только в столице этот рост был стабильным. В других городах в период с 2016 по 2017 гг. наблюдалась некоторая стагнация, после чего интенсивность участия в практиках самообразования увеличилась.

В результате в Москве самостоятельное приобретение новых знаний и навыков стало неотъемлемой частью образа жизни большинства населения.

Среди жителей сельской местности говорить о подобном устойчивом тренде пока рано.

Интерес к освоению новых знаний и навыков связан как с системой ценностей, так и с образом жизни человека, в том числе с его профессиональной деятельностью. Например, на протяжении всего рассматриваемого периода сохраняется устойчивая дифференциация уровня вовлеченности в непрерывное образование между более и менее образованными слоями населения.

Наибольший прирост зафиксирован среди людей с высшим образованием — с 33% в 2015 году до 60% в 2019 году. В группе респондентов с образованием не выше среднего изменения гораздо скромнее: с 15 до 22% соответственно.

Исходя из этого факта, можно предполагать, что среди людей с высшим образованием, деятельность которых предполагает решение большего числа разнообразных задач, практики самообразования оказываются более распространенными.

В структуре мотивации к самообразованию условно выделяются три основные группы:
• личные мотивы, связанные с общей любознательностью и решением повседневных задач (78%);
• профессиональные мотивы, связанные с карьерным ростом и повышением квалификации (56%);
• мотивы, связанные с получением новой работы (12%).

Потребность в повышении мобильности на рынке труда (смена работы, профессии, поиск дополнительных заработков и др.) редко становится фактором, мотивирующим к самообразованию.

Парадоксально, что безработные или находящиеся в поиске работы граждане в целом проявляют меньшую активность в приобретении новых знаний по сравнению с работающими: 32% против 43%. Среди временно безработных, которые не хотят работать, доля занимающихся самообразованием еще ниже — 14%.

Источник
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".