Статья
1845 30 июня 2016 10:09

Шахер-махеры

Выступая в Верховной Раде по случаю юбилея конституции, президент Порошенко заявил, что голосование по поправкам в части децентрализации в «основной закон» Украины состоится только после выполнения целого пакета условий, среди которых: полное прекращение огня в Донбассе, вывод иностранных войск с территории страны, доступ специальной мониторинговой группы к российско-украинской границе и т.д. и т.п.

Для кого-то откладывание децентрализации стало неожиданностью. Но на самом деле ничего сверхъестественного не произошло. Обыкновенная киевская многоходовка. О том, что так и будет, Россия предупреждала с самого начала.

Год назад представители Порошенко настойчиво уверяли всех партнеров в необходимости «упаковать» статью об особом статусе Донбасса в большой пакет конституционных поправок по децентрализации. Убеждали, что так легче протащить ее через Верховную Раду. Ей, дескать, придется принять его целиком, поскольку перераспределение полномочий в пользу регионов было твердо обещано. Не только кандидатом в президенты, но и всеми партиями в ходе недавней парламентской кампании.

В Москве возражали: статью про особый статус лучше принять отдельно. Во-первых, это увеличило бы ее конституционный вес. Во-вторых, изменения в законы, связанные с Донбассом, и реформа институтов местной власти, например, на Западной Украине, плохо совмещаемы. И предсказывали проблемы в будущем.

Представители Германии и Франции предпочли не заметить подвоха. Наоборот, им нравился «тонкий» ход. Не терпелось поставить галочку напротив пункта о децентрализации в списке реформ, необходимых для поддержки украинской власти со стороны МВФ. И фонд немедленно отреагировал на подобный «прогресс», выдав очередной транш в 1,7 млрд долларов.

Дальнейшие события развивались по обычному для Украины сценарию. Команда президента прикладывает максимум усилий для того, чтобы потерять в работе с Радой побольше времени. Параллельно его пиарщики обрабатывают общественное мнение для укрепления мифа о неприемлемости статьи об особом статусе. Хотя следовало бы сделать наоборот – использовать имеющиеся медийные и административные ресурсы для убеждения элиты и граждан: статья не так страшна, как ее малюют.

Но логика украинской власти была другой. Теперь ей необходимо было убедить европейцев и американцев в том, что статью об особом статусе протащить через Раду невозможно из-за негативных настроений. Более того, для их улучшения необходимы очередные транши. Без постоянных вливаний будет тяжело справиться с «набирающими вес радикалами».

Когда же выяснилось, что Западу становится понятен механизм этого мелкого по приемам, но крупного по размерам шантажа, в игру включились законодатели. Спикер Парубий «вдруг» сообщает, что Рада «случайно» попала в регламентную ловушку – голосовать по поправкам по децентрализации не следует из-за наличия в них статьи об особом статусе, а изъять ее из пакета после одобрения в первом чтении уже невозможно.

Напоследок Порошенко переворачивает смысл всей задумки с ног на голову: принимать поправки по децентрализации оказывается нельзя, пока не будут выполнены пункты Минских соглашений, связанные с обеспечением безопасности в районе конфликта на юго-востоке. С этой логикой даже облапошенные западники не могут не согласиться. Иначе как оправдать свою собственную наивность. А тут вроде все увязано. Минские соглашения. Децентрализация. Особый статус. И много еще чего.

Порошенко не нужно никакое перераспределение полномочий между Киевом и регионами. С ним он теряет значительную часть власти. Поэтому статью об особом статусе Донбасса решено использовать для откладывания децентрализации по всей Украине. Многоходовкой Порошенко убил сразу двух зайцев – решил вопрос с партнерами по переговорам на Западе и сманипулировал общественным мнением внутри страны. Теперь все, кто требовал децентрализации для Львова или Одессы, вынуждены повременить, чтобы не быть обвиненными в сепаратизме.

Конечно, политика, как и война – путь обмана. Порошенко и компания, поднаторевшие в подобных проделках, – удачливые дельцы, думающие о собственной выгоде, а не о каких-то возвышенных идейных принципах. Тем более, что в большинстве случаев люди склонны забывать, с чего все начиналось и пытаются найти позитивные аргументы там, где должны бы почувствовать себя обманутыми и возмутиться. Может, какие-то люди и склонны, а мы – нет.

Именно поэтому в Москве нынешней киевской власти доверять не склонны. Причем не только потому, что команда Порошенко раз за разом пытается на переговорах по Донбассу навязать подобные же многоходовки, но и в свойственной винницким базарным шахер-махерам манере склонна полагать, что этих ее плутней никто не замечает. 

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора
____________

Читайте также:
16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".