Статья
3937 9 февраля 2016 16:59

Сомнительные доводы

Ситуация с работой малого бизнеса в России уже не выглядит «сильно депрессивной», утверждают в Минэкономразвития. Экономистам, однако, доводы министерства кажутся сомнительными.

На улучшение ситуации с мелким предпринимательством 9 февраля указал заместитель министра экономического развития Олег Фомичев. В подтверждение своих слов он привёл данные статистики. «По 2015 году у нас количество зарегистрированных коммерческих организаций в сфере малого бизнеса выросло на 3,9%, а индивидуальных предпринимателей — на 2,5%», — рассказал замминистра. По его словам, на фоне общего ухудшения экономической ситуации именно малое и среднее предпринимательство немного выросли, поскольку это самый гибкий и адаптивный вид бизнеса. Он «находит новые рыночные ниши, как раз используя те самые возможности, которые каждый кризис нам дает», отметил Фомичев.

Как считает экономист Никита Кричевский, цель этих заявлений замминистра — показать, что его ведомство работает эффективно. «То есть он берет отчетность по Росстату и «шпарит» по ней, выдавая естественный процесс зарождения и отмирания предпринимательских хозяйственных единиц за успехи Минэкономразвития. Если бы замминистра объяснял, что это произошло в определенный момент за счет какой-либо одной конкретной меры, а в другой момент – за счет другой конкретной меры, то было бы понятнее, о чем он говорит. Но сегодня это выглядит как попытка выдать желаемое за действительное, потому что говорить о каком-либо равенстве возможностей для ведения бизнеса в России, к сожалению, не приходится», — отмечает экономист.

По мнению аналитика, Минэкономразвития стоило бы заняться установлением справедливого порядка экономической деятельности, когда предприниматели вне зависимости от их статуса, привилегированности положения и близости к власти функционируют в рамках одинаковых правил, а единственным оценщиком их работы является потребитель.

«Если бы, например, замминистра рассказывал о том, что растет доля налогов, перечисляемых в бюджет, и взносов, которые поступают во внебюджетные фонды, то можно было бы говорить о том, что, действительно, предпринимательство у нас развивается. Если бы он сообщал о том, что малое предпринимательство за отчетный период создало определенное количество новых рабочих мест (а это важнейшая социальная функция малого бизнеса), также можно было бы аплодировать. Но здесь мы видим просто публичную попытку обмана общества», — уверен Кричевский.

Другой собеседник «Актуальных комментариев», директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев, менее категоричен: он признаёт, что в ситуации с деятельностью мелких предпринимателей в стране есть как плюсы, так и минусы. «Малый бизнес в России чувствует себя намного лучше, чем принято считать, но его достаточно небольшая по сравнению со многими другими крупными экономиками мира доля ВВП в стране объясняется тем, что в России все-таки постсоветская структура хозяйства, и, соответственно, наши крупные корпорации — не важно, государственные или частные — все равно дают очень большую долю ВВП», — объясняет экономист.

О том, что ситуация с малым бизнесом действительно не выглядит «депрессивной», свидетельствует большое количество открывающихся и сейчас ресторанов и салонов красоты, указывает Разуваев. «Более того, девальвация рубля по-разному сказалась на предпринимателях, но, так или иначе, внутренний производитель, в том числе и малый бизнес (например, производящий стройматериалы), выиграл», — отмечает аналитик.

Можно спорить о том, каким образом кризис повлиял на деятельность мелких предпринимателей, но даже оптимистично настроенные эксперты признают, что проблемы у малого бизнеса в России существуют, и их немало. В сентябре компания KPMG, опросив самих предпринимателей, выявила четыре главных фактора, сдерживающие развитие малых предприятий: ограниченный доступ к финансированию, плохой бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта.

С критикой ситуации в сфере мелкого предпринимательства выступал и глава Сбербанка Герман Греф. В октябре прошлого года он  заявил, что в существующих «законодательных и институциональных условиях» развивать малый бизнес в России попросту невозможно.

Проблема вновь актуализировалась в декабре 2015-го, после резкого и яркого выступления на Московском экономическом форуме бизнесмена Дмитрия Потапенко, которое вмиг разошлось по соцсетям, спровоцировав очередную волну обвинений правительства в том, что оно проводит неэффективную политику. Потапенко выделил четыре «нокаутирующих удара», который бизнес получил со стороны экономических властей: «преступное продэмбарго», направленное на передел рынка, «запретительные и запредельные ставки кредитования», указ об уничтожении санкционных продуктов, а также «налог Ротенберга».

А сегодня новый повод для критики властей создал московский мэр Сергей Собянин и его команда, ночью инициировавшие масштабный снос торговых павильонов у станций столичного метро. И хотя о демонтаже владельцев предупреждали заранее, да и среди самих москвичей немало тех, кто согласен, что избавление от торговых рядов пойдет на пользу облику столицы, сама по себе ситуация со сносом – это очередное свидетельство того, что малым предпринимателям проще вести свою деятельность не становится.

«Если уж сносить ларьки, то надо было это делать раньше, а не в период жестокого кризиса, потому что у мелких предпринимателей нет такого лоббистского ресурса, как у крупных компаний, — отмечает Александр Разуваев. — Когда есть небольшой бизнес, включающий в себя хозяина и несколько работников, то всё отлажено, и любая попытка переезда и любой сбой, во-первых, влекут за собой прямые убытки, особенно если есть непогашенные кредиты, а, во-вторых, всё ломается».

На этом фоне заявления чиновников, радостно рапортующих об улучшении ситуации с малым бизнесом в России, выглядят лишь очередным умелым «жонглированием» статистическими данными.

Автор:
____________

Читайте также:
3 ноября 2020 Новости
Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн
 Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн Рязанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), крупнейший нефтеперерабатывающий актив «Роснефти», произвёл более 1 млн тонн бензина марки «Евро-6» с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами.
1 июня 2018 Новости  Алло, я по объявлению: как западные спецслужбы меняют подход в наборе кадров В Сети начинают появляться наглядные доказательства того, что западные спецслужбы полностью меняют стратегию рекрутинга кадров — вместо привычных методов вербовки они используют социальные сети и рекламу на телевидении. 13 апреля 2018 Новости  СМИ и соцсети помогут авторам телеграм-каналов Социальные сети и традиционные СМИ после решения суда о блокировке Telegram решили поддержать авторов, которые ведут популярные телеграм-каналы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".