Статья
2974 15 марта 2017 10:03

Социология и признание

Дискуссия о проблемах публичной социологии прошла на экспертной площадке «Платформы»

Социологическое сообщество тревожит вопрос: как сделать свой предмет популярным, как заинтересовать социологией «широкие слои населения»? Казалось бы, в чем здесь трудность? Федеральные издания регулярно публикуют опросы. Из них можно узнать, кому из политиков доверяют граждане, какой процент женщин любит ромашки и сколько москвичей поддерживают платную парковку рядом со своим домом. Но профессионалов это не устраивает. «Опросы – это далеко не вся социология, - говорят они. - Социология – это понимание общества. Отождествление предмета социологии с общественным мнением – это игра на понижение».

Итак, сужение понятия социологии до опросных фабрик - первая проблема этой дисциплины. И не последняя.

Медийная аналитика показывает: в сознании общества социология жестко интегрирована с публичной политикой. «Когда мы смотрим, с чем ассоциируется социология, то видим два основных кластера: первый – социология и политика, второй – социология и пропаганда. Именно с этими понятиями чаще всего пересекается обсуждение социологии в публичной дискуссии», - говорит аналитик по СМИ. Это приводит к тому, что социология воспринимается как инструмент управления, а не наука.

Отсюда вторая проблема – социология превратилась в отвертку для вкручивания различных шурупов в политические механизмы. Быть отверткой престижно, но хочется еще чего-то для души. Социологи не хотят ассоциироваться только с политикой, но переубедить общество им пока не удается. Для этого надо доказать свою полезность и в других сферах. А где примеры? Примеров пока немного.

О еще одной проблеме говорит редактор популярного научно-просветительского журнала: «Родовая травма социологии – это ее смешение с публицистикой. Провести грань между социологом и публицистом практически невозможно. Больше всего я не люблю социологов за то, что они все всегда знают». Выходит, социологи в глазах СМИ – что-то вроде телеведущих или колумнистов. Они рассказывают различные истории про общество, но совершенно неясно, из какого «реактора» эти данные получаются. Почему дело обстоит так и куда все идет? «Что мы хотим от социологии? Мы хотим данных, которые не противоречат здравому смыслу» - завершил свой спич редактор.

А как показать людям, что за каждым тезисом – не парящая спекуляция, а ответственная интеллектуальная работа? Нет пока ответа на этот вопрос. Но очевидно, что цифр недостаточно – обществу надо видеть природу этих цифр, принимая или не принимая их интерпретацию. Умение интерпретировать – вот ключевое достоинство социолога.

И наконец (а по мне, это основное) – социологов мучает проблема языка. «Язык описания социальной реальности устарел, - говорит эксперт. - Термины прикрывают дыры, которые есть в объяснительной модели». И действительно, когда видишь, как общество препарируют на разные группы, которые в 21 веке в значительной степени утратили свой смысл, и задают вопросы, смысл которых тоже не очевиден, возникает тоскливое чувство, как при взгляде на унылую синюю стену казенного учреждения.

Но как же тогда продраться через кустарник этих проблем и вызвать живой интерес к социологии? – обратился к залу модератор. Много было разных идей. Например, такая: «А давайте скинемся и закажем PR-кампанию!» Жаль, что в этот момент под рукой не оказалось картонной коробки – пройтись по рядам.

Крупный зарубежный гость, руководитель международной ассоциации социологов, поддержал российских коллег тем, что возвел их проблемы на универсальный уровень. «Везде так, - звучало в выступлении гостя. - Сейчас надо не то, чтобы повышать доверие, а хотя бы снизить недоверие. Убедить СМИ не выдергивать социологические данные из контекста». А как их в этом убедить? Вообще ведь для СМИ никакой задачи популяризировать и поддерживать социологию нет. Для современных медиа исследовательские данные – это сырье. Не социологи определяют контекст.

Но вот одна красивая девушка из Омска дала пример «практической науки». Она рассказала, как они делают у себя в городе социологические утренники. Собирают в кафе омичей и толкуют им про жизнь и наблюдения за нею. «14 февраля беседовали о гендерной социологии, например», - пояснила девушка. Теплотой веяло от этого рассказа. А что? Вот пример хождения в народ, не чуждый русской интеллигенции. В 19 веке, правда, просветителей мужики сдавали жандармам, но времена уже заведомо либеральней.

С растерянным чувством вышел я во двор «Красного Октября» – офисно-хипстерского комплекса в центре Москвы. Вместе со мной грустил теплый март, по двору шаталась молодежь, уже готовая на все. «Они ведь даже не знают, как мы хотим их понять. И чтобы они нас тоже немного понимали», – подумал я. Но люди вокруг ничего этого не хотели.

Текст написан по мотивам заседания Комитета РАСО по социологии, проведенном по инициативе Игоря Задорина, генерального директора компании ЦИРКОН.

Алексей Фирсов, основатель ЦСП «Платформа», специально для «Актуальных комментариев»

____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".