Статья
1727 1 ноября 2016 19:55

США без «нормандского формата»

На заседании дискуссионного клуба «Валдай» 27 октября президент Путин допустил возможность присоединения Соединенных Штатов к переговорам «нормандской четверки». По его словам, Россия «не против привлекать кого бы то ни было, в том числе наших американских партнеров».

На следующий день против участия Вашингтона высказались в Берлине. Официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шеффер подтвердил, что Германия готова поддерживать любые новые форматы, которые будут способствовать окончательному урегулированию конфликта на востоке Украины. Вместе с тем он подчеркнул, что Германия сейчас не видит необходимости расширять число участников переговоров, поскольку сохраняется надежда «на возможность получить конкретные шаги по выполнению минских договоренностей» в рамках «четверки».

Идея расширения «нормандского формата» за счет Соединенных Штатов и соответственно трансформации «четверки» в «пятерку» периодически озвучивается с момента первого саммита лидеров России, Германии, Франции и Украины в Бенувиле 6 мая 2014 года. Представители Украины вспоминают о ней, когда чувствуют уязвимость своей переговорной позиции, не находя понимания со стороны Берлина и Парижа. С помощью вхождения в переговоры Вашингтона они рассчитывают получить сильный голос в пользу своей интерпретации выполнения Минских соглашений.

Соединенные Штаты действительно интересовались мнением России относительно своего прямого включения в переговоры «четверки» в 2015 году, исходя из того, что могли помочь ускорить завершение выполнения минского Комплекса мер до конца года. Тогда Москва дала понять, что не против участия Вашингтона, если свое согласие дадут Париж и Берлин.

В случае наступления кризиса в отношениях «четверки», исключающего дальнейшее продвижение по пунктам Минска-2, или провала дипломатических усилий на фоне вооруженной эскалации конфликта в Донбассе новых попыток присоединения США к переговорам исключать нельзя. Однако аргументов против изменения текущего формата переговоров у всех сторон, в том числе у Соединенных Штатов, но прежде всего у Германии и Франции, в данный момент больше, чем «за».

Во-первых, «нормандский формат» является тестом на состоятельность всей европейской внешней политики. Накануне его появления между США и Германией были достигнуты определенные договоренности относительно совместной стратегии в отношении украинского кризиса, которые выполняются до сих пор.

В начале мая 2014 года, после начала АТО в Донбассе, Меркель совершила визит в Вашингтон, где во время переговоров с президентом Обамой настаивала на том, что Европе нужно дать возможность самой разобраться с конфликтом на востоке Украины. По замыслу канцлера, это укрепило бы авторитет Евросоюза на международной арене и вынудило Россию считаться с единой Европой, что послужит страховкой от возникновения кризисов в будущем. Американский президент согласился с позицией Меркель и дал Германии карт-бланш, взяв на себя параллельные обязательства по поддержке Украины и помощи в консолидации европейских государств вокруг антироссийских санкций.

Канцлер ФРГ учитывала уроки югославского конфликта 90-х. Тогда европейцы оказались неспособны прекратить войну на Балканах, и потребовалось военное вмешательство Соединенных Штатов, которое подчеркнуло слабость Европы и нереалистичность ее претензий стать полноценным, независимым глобальным игроком. Со своей стороны, предложение немецкого канцлера соответствовало политике Обамы, направленной на снижение прямого участия США в разрешении международных кризисов. Американский президент вместо этого предпочитал действовать через союзников, делегируя им больше ответственности.

Поэтому вхождение Вашингтона в «нормандский формат» будет констатацией провала дипломатических усилий Германии и Франции и тяжелым персональным поражением Меркель и Олланда. Более того, это в очередной раз покажет, что Европа не в состоянии решать без США сложные проблемы и кризисы на континенте, обеспечивать собственную безопасность и что об общей и полностью независимой европейской внешней политике говорить пока рано.

Во-вторых, Соединенным Штатам сейчас невыгодно подчеркивать слабость своих европейских союзников, поощряя впечатление о европейской несостоятельности. В 2017 году сначала во Франции, а затем в Германии пройдут общенациональные выборы. Настаивание Вашингтона на присоединении к «нормандскому формату» усилит позиции критиков и конкурентов действующих правительств в этих странах и даст козырь в руки тех сил, которые готовы к изменению политики в сторону ревизии отношений с Украиной и Россией. Такой шаг со стороны новой американской администрации был бы расценен – как в самих США, так и в Берлине и Париже – как грубая политическая ошибка.

В-третьих, более чем двухлетний опыт дипломатических усилий вокруг украинского конфликта показывает, что Вашингтон не в состоянии привнести новой позитивной динамики в процесс имплементации Минских соглашений. Политическая и материальная помощь Украине со стороны США достаточны, чтобы увязывать ее продолжение с реальными действиями киевских властей. В то же время поведение американцев создает впечатление о том, что их интересуют больше внутренние проблемы Украины и адекватность правящей элиты тем задачам, которые стоят перед страной, а не выполнение минских договоренностей. Другими словами, Вашингтон не выражает готовности заставлять Киев выполнять те принятые обязательства, которые он выполнять не желает. В том числе по причине этих обстоятельств Россия не может воспринимать США в качестве незаинтересованного посредника.

В-четвертых, формальное присоединение Вашингтона к мероприятиям «четверки» не представляет большого смысла, поскольку США де-факто являются участниками процесса мирного урегулирования. Американские дипломаты с самого начала конфликта в Донбассе находились в постоянных консультациях с представителями России, Германии и Франции. Вашингтон информировался о ходе переговоров, и его мнение учитывалось всеми сторонами. Более того, если опять-таки вспомнить исторический контекст минского процесса, Обама, Меркель и Олланд изначально договорились придерживаться общей стратегии и координировать свою позицию. Налажен контакт по минскому процессу и между Москвой и Вашингтоном. Обе стороны в целом расценивают существующий формат взаимодействия между помощником президента России Владиславом Сурковым и заместителем государственного секретаря по вопросам Европы и Евразии Викторией Нуланд как достаточный и комфортный. Учитывая тот факт, что Нуланд может продолжить свою работу и после президентских выборов, Россия и США в настоящий момент также не испытывают необходимости в пересмотре работающих переговорных инструментов.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".