Статья
2691 19 марта 2015 18:56

Ставки на шельф


Российские и азиатские судостроительные заводы, несмотря на сложное положение нефтяных компаний и низкие цены на нефть, будут наращивать выпуск передвижных буровых платформ — к 2030 году на шельфе России их суммарное количество удвоится и составит порядка 30.

По словам заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова, только до 2020 года эти платформы вкупе с новыми в рамках текущих обязательств должны будут реализовать порядка 100 проектов по бурению разведочного и эксплуатационного характера, сообщает газета «Известия».

Уметь строить самим 

Эксперты оценивают это заявление положительно. По мнению аналитика Sberbank Investment Research Валерия Нестерова, судостроение для освоения шельфов находятся у нас в начальной стадии. «Я уверен, что нам нужно уметь строить некоторое количество платформ самим, полагаясь не только на азиатских и прочих зарубежных машиностроителей. То, что число платформ удваивается, не значит, что их станет много. Сейчас у нас есть несколько передвижных буровых установок. Они действуют в Арктике, в основном на Сахалине»,  сказал эксперт в интервью «Актуальным комментариям». «Так что задача по увеличению буровых установок в принципе поставлена правильно»,  подчеркнул он. Напомним, что сейчас на шельфе работают 15 буровых платформ: восемь стационарных добычных и семь платформ-судов. 

Читайте также Дворкович: вопрос о частных компаниях на шельфе РФ не решен

Разумные инвестиции 

Надо заметить, что в условиях снижения цен на нефть и западных санкций перспективы освоения шельфа вызывают споры в экспертном сообществе. 

Читайте также Шельф под защитой Госдумы

«Надо заниматься поиском, изучением, особенно геодезическими исследованиями, но с большим, серьезным освоением шельфа торопиться не следует»,  заявил председатель Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, выступая на круглом столе в Госдуме. 

По мнению Валерия Нестерова, в перспективе шельф остается важным источником дополнительной нефти. «Конечно, сейчас, когда цены на нефть низкие, могут возникать вопросы о необходимости таких крупных инвестиций в дорогостоящую нефть»,  считает Нестеров. 

По мнению эксперта, проблемой является только то, что денег на все не хватает. «Поэтому будем надеяться, что здесь инвестиции будут разумные, достаточные для решения поставленной задачи, но не те, которые отрывают хлеб насущный от потребностей нефтяной отрасли»,  отметил он. 

Нестеров убежден, что сбрасывать со счетов шельф не стоит.

«На сегодняшний день это, прежде всего, увеличение коэффициента нефтеотдачи, добыча трудноизвлекаемой нефти. Здесь у нас сейчас идет основной фронт. Будет у нас своя сланцевая нефть или нет? Но сбрасывать со счетов шельф не стоит. Это крупная часть еще не разведанных мировых ресурсов. И надо отдавать отчет, что таких ресурсов в мире не так много»,  считает Валерий Нестеров.

Рентабельность для трудной нефти 

Напомним, что сейчас готовится законопроект, которым, в частности, предлагается заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на финансовый результат (НФР). Авторы законопроекта — законодательное собрание ХМАО  считают, что таким образом можно предотвратить снижение добычи нефти и обеспечить нефтяникам рентабельность трудноизвлекаемых запасов «черного золота». 

Читайте также Прибыль по результатам

«Минэнерго отобрал 12 заявок на эксперимент с налогом на финансовый результат (НФР) . Прирост добычи по этим проектам за период с 2016 года по 2031 год превысит 90 млн тонн нефти, прирост налоговых поступлений составит около 900 млрд рублей», — заявил Кирилл Молодцов на парламентских слушаниях, прошедших в Госдуме.

Минэнерго ранее заявлял, что работы на шельфе будут продолжены. Сторонники дальнейшего развития проектов на шельфе обращают внимание на то, что в долгосрочной перспективе вложения в нефть в конечном счете всегда рентабельны. Очевидно, что потребность в углеводородах как в энергетическом сырье сохранится очень долго — атомная и альтернативная энергетика не смогли заменить «традиционную», а термоядерная так и не возникла. 

Положительный эффект от разработки Арктического шельфа 

Напомним, что с целью освоения арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. Одним из направлений работ станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь — судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень», сообщает портал Odnako.org.

Аналитики также обращают внимание на то, что положительный эффект от разработки Арктического шельфа не сводится только к получению прямой прибыли. Есть и другие положительные аспекты реализации данного проекта. В частности, важнейшим ее следствием является резкий скачок в развитии инноваций, в научно-техническом прогрессе. 

«Реализация шельфовых проектов является капиталоемкой и предполагает огромный мультипликативный эффект для экономики. Каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует $7,7 в других отраслях экономики. Вот это, мне кажется, и есть ключевое положение, которое оправдывает поддержку шельфовых проектов. Это, безусловно, приведет к росту экономики, к созданию новых портов, инфраструктуры, аэропортов, к строительству новой техники, морских платформ», — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью Bloomberg.

По словам министра энергетики Александра Новака, снижение мировых цен на нефть не оказывает существенного влияния на текущие работы РФ на арктическом шельфе. «Основная задача в ближайшие несколько лет — проведение геологоразведочных работ, бурение разведочных скважин, поисковых, оценочных скважин. Эти работы могут выполняться при любых ценах на нефть», — заявил министр в интервью телеканалу «Россия 24».

Читайте также К 2030 году РФ планирует увеличить добычу газа на шельфе

Подготовила Марина Соколовская
13 февраля 2024 Новости  Саудовская Аравия отказывается от наращивания нефтедобычи: оценки экспертов Отказ Саудовской Аравии от плана по увеличению нефтедобычи стал неожиданностью для экономистов, отмечают эксперты американских аналитических центров. По их словам, это решение привело к падению цен на нефть, что в свою очередь создает угрозу региональной стабильности.  25 августа 2023 Новости  Рынок нефти и рост цен на бензин: оценка американского эксперта Рынок нефти движется к дефициту предложения в четвертом квартале 2023 года, но масштабы этого дефицита неопределенны, считает старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бен Кэхилл. По его словам, экономические проблемы в Китае могут ослабить спрос на эту продукцию в четвертом квартале и в 2024 году. 7 июня 2023 Новости  Перераспределение нефтяного рынка: анализ и прогноз Санкции ЕС и G7 против России привели к перераспределению потоков российской сырой нефти и нефтепродуктов, а ключевыми потребителями стали Китай и Индия. На товарном рынке реорганизация все еще продолжается, но помимо Китая и Индии есть и другие рынки сбыта, такие как Ближний Восток, Азия, Африка и Латинская Америка. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".