Статья
3631 1 февраля 2021 9:08

Свободы и народы запрещаются

После того, как в социальных сетях, несущих в мир свободу слова, был заблокирован американский президент, почтенную публику никаким пируэтом не удивишь. Зато, почтенной публике следует приготовиться к следующим виткам развития демократии, спешно обнулённой по всем параметрам.

Вы же, в самом деле, не думали, что невероятные приключения президента Трампа в соцсетях на нём и закончатся, а для остальных всё пойдёт, как ни в чём ни бывало? Был бы прецедент, а последователи найдутся. Что касается последователей президента Трампа, то их найдут и обезвредят, так же быстро и неумолимо, как быстро и неумолимо шагает по планете заражение абсурдом иммунодефицитных мозгов.

Во Франции, без каких бы то ни было предварительных требований и предупреждений, всё в том же Twitter был заблокирован аккаунт консервативного издания Boulevard Voltaire («Бульвар Вольтер»).

Образец политкорректности, «Википедия», классифицирует это издание, как «крайне правую» ветвь французской журналистики. На самом деле, вдумчивому читателю следует просто учесть, что сегодня в Европе любое консервативное издание, позволяющее себе публиковать умеренную критику властей, или реальную статистику по неконтролируемой миграции и её активном участии во всех видах правонарушений автоматически штампуется, как «крайне правое» и «реакционное». За последние несколько лет, в эту категорию были записаны даже центристские и умеренно либеральные издания, если их публикации хоть сколько-нибудь отступали от линии «единой мысли».

Эти нюансы я уточняю, для полнейшего прояснения общей картинки. «Бульвар Вольтер» — обычное и приличное консервативное издание, никоим образом не преступающее черту ни в одном из третируемых им сюжетов.

И это издание на днях подверглось внезапному остракизму не за содержание своих статей, а за художественное оформление своего «сайта», заставкой к которому была (здесь в увертюру вступают трубы, барабаны и английский рожок!!!)… известная во всём мире картина Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Вы не ослышались и не обчитались: «Свобода, ведущая народ», символ французской истории, французской Республики и французской революции, с Марианной и Гаврошем на баррикадах, зовущими в бой против «тирании и её кровавых знамён», как в «Марсельезе» поётся, были засчитаны администрацией соцсети Twitter, как подстрекательство к мятежу и подрывание устоев, опекаемых ныне действующим правительством.

Именно на этом, чётко оговоренном администрацией основании аккаунт издания был заблокирован, без дальнейших дискуссий. Тот факт, что с этой самой картинкой на заставке аккаунт функционировал в сети с 2012 года не смутил ни администрацию, ни коллег из других центральных изданий, ни одно из которых не посчитало нужным забить в набат и оговорить публично реальное значение такого жеста и его ближайшие последствия. Которые, увы, далеко не безoбидны.

Прецедент запрета классики (я бы даже сказала, такой «махровой» классики, какой является всемирно известная картина Делакруа), отныне и впредь позволяет ввести цензуру на любое художественное и историческое наследие, которое покажется «опасным» любой действующей власти, в любой стране, дозволяющей функционирование соцсетей.

Более того, именно такой прецедент (а не потенциально радикальные высказывания какого-нибудь персонажа, вплоть до президента) отныне легко способен расширить и упрочить запрет на любые символы, аллегории, метафоры и просто намёки, если в чью-нибудь особо отягощённую паранойей голову взбредёт отыскать во всём перечисленном тайный смысл, обличающий власти и зовущий к неподчинению оным.

Собственно, прецедент, как таковой уже запущен, с момента недавней блокировки аккаунта президента Трампа и Франция только пожинает скороспелые плоды начатого Америкой.

Всего несколько дней назад, отгремели скандальные заявления известного французского певца Франсиса Лаланна, а опубликовавшее его нашумевший текст издание уже подверглось не только уничижительной критике, но и откровенно унизительной проверке. Лаланн написал довольно жёсткую колонку в известном издании France Soir, где открыто предложил действующему президенту закончить свой мандат прямо сейчас и подробно ответить за всё предпринятое в стране его правительством с самого начала санитарного кризиса.

Поскольку в своём тексте Лаланн прямо обратился к «высшим военным чинам», требуя найти и призвать к ответственности всех, виновных в «уже осуществлённом госперевороте, лишившем народ Франции его свобод», — его колонку посчитали провокационным и опасным призывом к общественным беспорядкам, вплоть до военного вмешательства.

Самому Лаланну, всю последующую за публикацией неделю, пришлось чуть не ежедневно объяснять смысл своего текста в теле и радио-допросах, доказывая отсутствие в нём каких бы то ни было подрывающих госбезопасность моментов.

А популярному французскому изданию «Франс Суар» ещё предстоит заплатить за смелость долгими и нудными разборками : министр культуры, мадам Розлин Башло, потребовала провести серьёзную проверку, вдоль и поперёк, вплоть до изначально полученной изданием сертификации : все ли условия были соблюдены и действительны ли они по сей день.

Если учесть, что газета «Франс Суар» издаётся во Франции с 1944 года, подобное заявление министра культуры однозначно воспринимается публикой и коллегами, как прямое оскорбление и, судя по настойчивости министра, таковым и является.

Гораздо важнее, однако одна маленькая, но много говорящая и далеко ведущая деталь: министр Башло затребовала также проверить издание «Франс Суар» «на предмет комплотизма». Иными словами, тщательно инспектировать публикуемую в нём информацию, с целью выяснения, не является ли она потенциально вредной или провокационной с точки зрения госбезопасности, особенно в условиях санитарного кризиса...

Этот последний штрих окончательно освобождает меня от необходимости комментировать весь сюжет, поскольку я честно и твёрдо верю в умы и чувства своих читателей: плавали, знают.

Если «Свободу, ведущую народ» теперь дозволено подвергать цензуре и убирать с глаз долой, — то уже сейчас, не дожидаясь перитонита, стоило бы запретить до кучи и другую «махровую классику» повседневности — «Плот «Медузы» Жерико. Там слишком грубо и безапелляционно прорисовано скорое будущее людей, потерпевших крушение и оставленных на произвол бестолковых организаторов, более всего прочего, беспокоившихся о собственной безопасности.

Не ровен час, имеющий глаза и мозги, да увидит и сообразит, что от одной картинки до другой — совсем несложные умозаключения и по сути, всего один шаг.

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.

*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".