Статья
10737 24 сентября 2014 10:44

Свои выборы

Самопровозглашенные республики на юго-востоке Украины определились с датой выборов. В ДНР и ЛНР они пройдут в один день — 2 ноября.

Речь идет о выборах глав ДНР и ЛНР и членов верховных советов. Выборы в Верховную Раду, которые намечены на 26 октября, в республиках проводиться не будут.

Накануне глава ЛНР Игорь Плотницкий заявил, что жители республики не будут участвовать во внеочередных выборах в Верховную Раду. Ранее о том же говорил первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин.

Что касается самих выборов в этих двух республиках на юго-востоке Украины, то они должны были пройти 7 декабря. Такую дату ранее назначила Верховная Рада в соответствии с законом об особом статусе Донбасса. Однако в республиках заявили, что сами будут решать, когда проводить голосование.

«Выборы пройдут синхронно с Донецкой народной республикой. В качестве предварительной даты согласовано 2 ноября», — заявил председатель парламента ЛНР Алексей Карякин, сообщает ИТАР-ТАСС. В этот день в «народных республиках» собираются избрать их лидеров, а также депутатов парламентов.

«Мы будем проводить свои выборы. Наш собственный народ проведет эти выборы. Украина у нас будет как сосед. Думаю, выборы пройдут в республике уже в ноябре», — сказал Плотницкий.

Ранее премьер-министр ДНР Александр Захарченко заявил, что выборы в Верховный совет, а также выборы главы ДНР пройдут 2 ноября.

«Мы 2 ноября планируем выборы в Верховный совет и выборы главы республики. Никаких других выборов, в том числе в Верховную Раду, проводиться у нас не будет», — сказал Захарченко.

В ЛНР придерживаются такого же мнения. И по словам главы Верховного совета ЛНР Алексея Карякина, «власти ЛНР надеются, что выборы пройдут не только на территориях, которые контролируются сейчас ополченцами, но и в других районах».

«Будем стараться…, чтобы выборы прошли на этих территориях, которые, к сожалению, сейчас оккупированы», — сказал Карякин МИА «Россия сегодня».

Однако, как пишет «Коммерсант», в Киеве тоже не теряют надежды на то, что, как сказал глава МИДа Павел Климкин, Донбасс удастся «вовлечь во всеукраинский политический процесс». По словам министра, украинские власти «готовы предоставить жителям Донецка и Луганска больше свободы, но и больше ответственности в экономическом плане», однако условием для этого является проведение свободных выборов под контролем Киева и международных наблюдателей. В таком случае, убежден господин Климкин, удастся предотвратить на Донбассе «затяжной конфликт».

Напомним, на митингах в начале апреля не признавшие легитимность февральского госпереворота жители Донецкой и Луганской областей провозгласили создание «народных республик», которые после проведенных в мае референдумов объявили о своем суверенитете и позже образовали союз «Новороссия». В Киеве не признают самопровозглашенные республики. В течение долгого времени на востоке Украины продолжалось военное противостояние. Остановить его удалось только благодаря минским соглашениям, которые были достигнуты при посредничестве России.

Правда, несмотря на мирные переговоры, судя как по сводкам самопровозглашенных республик, так и по данным Совета национальной безопасности Украины (СНБО), до сих пор на Донбассе не прекращены боевые действия. Каждый день с обеих сторон сообщается о погибших.

Эксперты уверены, что во многом будущее политического урегулирования зависит от того, насколько будут соблюдаться условия меморандума, подписанного на заседании контактной группы в Минске 19 сентября. В штабе ДНР вчера сообщили МИА «Россия сегодня», что ополченцы отвели артиллерийские подразделения от линии соприкосновения с украинскими войсками, а те «продолжали перемещение и перегруппировку подразделений, а также укрепление занимаемых позиций». На территории ЛНР, по данным ополченцев, «силовики приступили к частичному отводу военной техники и артиллерии с ранее занимаемых позиций».

Комментарии экспертов

Отношения между Новороссией и Киевом после выборов в ДНР и ЛНР лучше не станут. Хотя, с другой стороны, они настолько плохи, что небольшое улучшение или ухудшение уже не имеет значения. Но самое главное во всей этой истории, что отношения станут понятнее.

На сегодняшний день те силы в Киеве, которые согласны прекратить войну и каким-то образом решить проблему с постукраинским пространством, не имеют очевидного партнера. «Партия войны» в Киеве легко дезавуирует минский процесс, ссылаясь на то, что документы подписывают частные лица. Поэтому после того как пройдут выборы в Донецкой и Луганской народных республиках, появятся легитимные представители этих самопровозглашенных республик, хотя бы с точки зрения формальной демократии, от которых нельзя просто так отмахнуться. И это, как ни странно, окажет помощь условной «партии мира» в Киеве, и им будет на кого ссылаться, на кого опереться. Это — первый аспект.

Есть еще и второй. Ведь на сегодняшний день Новороссия как самопровозглашенный государственный субъект делает всему миру, в том числе и объединенному Западу, определенное предложение. Но пока там руководят самоназначенные лидеры, оно не может быть воспринято Западом. А после того, как пройдут выборы, предложение со стороны республики Новороссии в целом Западу станет понятным.

Учитывая то, что позиция Запада неоднородна, и мы это видим по средствам массовой информации, по выступлениям оппозиционных сил из Европы и Соединенных Штатов, такого рода понятное предложение со стороны Новороссии, возможно, изменит расклад сил на Западе, возможно, хотя и не обязательно. Поэтому отношения в текущем режиме между Киевом и Новороссией эти выборы ухудшат, но стратегически, наоборот, сделают процесс более понятным и, соответственно, более продуктивным.

Что касается политической конкуренции. Конечно, политическая конкуренция на выборах в парламент Донецкой и Луганской народной республик будет ограниченной. В силу того, что речь идет о прифронтовых территориях, и угроза войны сохраняется каждый день. Второй аспект почему будут осложнены, потому что огромное количество людей уехало с этих территорий, то есть они являются беженцами, как подавляющее большинство на востоке у нас, так еще и на западе. Поэтому конкуренция будет ограниченной. Но, во-первых, она будет, во-вторых, у нас есть некоторые полевые командиры в Новороссии, у которых своя собственная позиция, свой взгляд на будущее. На сегодняшний день они выступают с этой позицией как полевые командиры. Но мне кажется, что на выборы в парламенты двух республик придут те люди, кандидаты в депутаты, которые будут их позицию представлять. И мы таким образом переведем диалог между полевыми командирами в политическую плоскость, в плоскость политической дискуссии в парламенте.

Фактически можно сказать, что с момента объявления выборов, то есть со вчерашнего дня, в Новороссии начался кроме военного еще и политический процесс. А это всегда лучше, чем только война.

Что касается наблюдателей, то, к большому сожалению, там вряд ли будут представлены какие-либо западные общественные или государственные организации. Но так же, как в истории с Крымом, и на Западе найдутся такие организации (и общественные, и политические), которые согласятся приехать. Плюс, это будут наблюдатели от существующих ограниченно признанных государств, например, Абхазии и Южной Осетии, и, кроме того, наши общественные организации будут там присутствовать в полном объеме.

Так что, я думаю, что наблюдателей на количестве избирательных участков хватит. Другое дело, признает или не признает эти выборы условный Запад. Но мы же знаем, что не признает, и это нормально, мы другого не ждем. Это будет просто начало еще одного этапа работы с Западом, но уже политического.
 

Выборы в ДНР и ЛНР нужны самим народным республикам, так как решается большая проблема, связанная с отсутствием формальной легитимности нынешних лидеров двух самопровозглашенных республик. За последние месяцы неоднократно были слышны претензии в их адрес по поводу того, что они никем не избраны. Сейчас эта ситуация будет исправлена.

Проведение выборов — действительно большой шаг вперед с точки зрения политического строительства Новороссии. Пожалуй, это даже более важный шаг, нежели проведение референдума. Так что выборы, безусловно, крайне нужны, и, на мой взгляд, возможно даже их проведение несколько запоздало. Понятно, что в условиях ожесточенной войны провести выборы было почти невозможно. И сейчас, как только там наметилось перемирие, пусть даже не очень устойчивое, их проведение является крайне необходимым.

Именно поэтому можно предположить, что киевский режим сделает все возможное, чтобы помешать проведению выборов. Я не исключаю, что накануне дня голосования, а может быть и раньше киевские власти пойдут в наступление и попробуют сорвать избирательный процесс. Полагаю, что руководство ДНР и ЛНР к этому готово, они, скорее всего, прекрасно понимают, что проведение подобных выборов будет для Киева очень большим политическим ударом, потому что лидеры получат необходимую легитимность, в том числе необходимую для проведения мирных переговоров окончательного формата, а не временного, как это было в Минске.

Безусловно, политическая конкуренция будет вряд ли такой уж сильной, хотя замечу, что среди нынешних руководителей Донецкой и Луганской народных республик есть определенная разница в политических позициях. В частности, там достаточно сильное как левое крыло политического спектра — люди, выступающие за частичный возврат к социалистическим порядкам, так и правое крыло, а именно — представители умеренного национализма, и в том числе какие-то поклонники монархии. Спектр там достаточно широкий, поэтому определенная конкуренция как с точки зрения политических программ, так и с точки зрения идеологии, там явно будет. Другое дело, что по главному вопросу — необходимости обеспечения независимости Новороссии — будет наблюдаться абсолютный консенсус между всеми политическими силами.

Там будут наблюдатели из стран Европы и США, скорее всего, и Евросоюз. США займут достаточно жесткую позицию по отношению к этим выборам, однако, я допускаю, что будут наблюдатели из России и из некоторых других стран СНГ.


 

Давайте начнем с примера. На глазах у всего мира Шотландия голосовала за свою независимость. Что делала Великобритания? Она только увещевала, давала экономические прогнозы и обещала дополнительные преференции. Никого не убили, никого не застрелили, никого не посадили, никого не объявили врагом нации. На самом деле, референдум было уникальным. Люди даже не принимали документы, не голосовали по вопросу независимости Шотландии. И это просвещённая Европа-матушка.

И здесь же, буквально в тысяче километров, убивают мирных граждан, проводят ковровые бомбометания, уничтожают мирное население, детей, стариков и женщин под предлогом того, что это сепаратисты, «колорады», «ватники». Это говорит о том, что национальная идея Украины — уничтожить жителей юго-востока Украины. Поэтому верить властям Украине ни в чём нельзя, и нет необходимости. Они — заложники большого проекта, который разработан в Вашингтоне. И совершенно понятно, что, несмотря на перемирие, будут перестрелки и диверсионные акции.

Будут разговоры о незаконности выборов в ДНР и ЛНР. Но эти территории провели референдум. Любой желающий мог увидеть километровые очереди людей на избирательных участках, избиратели почти единогласно высказались за независимость, за отделение от Украины. Так что эти территории для себя уже определились: они самостоятельные, они голосуют по своим законам и не признают законы Украины до тех пор, пока официальный Киев не признает их право на свой собственный выбор. Да, это тяжёлая, длинная дорога с тяжелыми испытаниями, но она будет пройдена до конца, в этом уже сомнений нет.

Выборы на территории этих республик — хороший, серьёзный и сильный аргумент, чтобы вести переговоры. И мировое сообщество никуда не денется. Потому что выборы проводятся демократично, свободно. Волеизъявление будет определено 30-километровым барьером недопущения боестолкновений.

Оппоненты говорят, что на руках у людей оружие, и города разрушены, а значит, нельзя говорить о политической конкуренции. Но тогда давайте посмотрим на происходящее на Украине. Уничтожили людей в Одессе, похищают активистов по всей Украине, подвергают остракизму даже действующих депутатов, которые пытаются о чём-то правдиво говорить. Поэтому выборы в парламент ДНР и ДНР будут легитимны ровно настолько, насколько легитимны выборы в парламент Украины. Мы понимаем, что там будет побеждать человек с ружьём и партия войны.

Мнение мирового сообщества понятно и очевидно, оно будет подыгрывать интересам Вашингтона. Но для людей, проживающих в этих двух республиках, принципиально важно выразить свою точку зрения и выразить своё отношение к тому, что происходит.

На процессы на Украине с политической точки зрения (мы сейчас отвлекаемся от военной точки зрения и от точки зрения игры на этой территории больших держав, от гуманитарных проблем, которые есть и в Киеве, и на Донбассе) можно смотреть по-разному.

В феврале прошлого года на Украине разрушилась легитимность власти, так как произошел переворот. Был ли этот переворот мотивирован действительно бессовестным и абсолютно потерявшим всякие связи со своим государством режимом Януковича, либо это было инспирированное действо, либо все произошло случайно — не важно. Главное, что на Украине в этот момент произошел переворот, в результате которого заканчивается легитимность власти.

Сейчас на Украине идет государственное строительство. Но особенность этого процесса в том, что этим занимаются и в Киеве, и на востоке Украины.

Киев постарался выстроить государственную власть, легитимизируя ее через выборы президента Порошенко и через выборы, которые предстоят 28 октября в Верховную Раду. В Донецке тоже происходит процесс государственного строительства. Это не сепаратизм. В ситуации, при которой страна потеряла легитимность, в Донецке тоже проходит процесс государственного строительства. Было бы странно, если бы они воевали и не пробовали строить государство.

Я сейчас излагаю только одну из моделей, которая имеет место в Украине. Подытожим: есть два центра госстроительства — один в Киеве, другой в Донецке. Совсем не обязательно, что они потом будут врагами, и не факт, что они не образуют какую-то общую единую форму сосуществования (конфедеративную или союз государств, или вообще единое государство). Мы сейчас об этом говорить не можем, так как прогнозировать этот процесс очень сложно. Можно только констатировать, что идут два процесса госстроительства.

Понятно, что выборы в Донбассе будут раздражать Киев. Излишне говорить, что процесс идет в военной ситуации, соответственно, его легитимность будет всегда оспариваться. Очевидно также, что Москва и ее союзники обязательно пришлют туда наблюдателей и будут говорить о том, что выборы проведены в таких условиях предельно честно. А оппоненты либо не пришлют, либо пришлют наблюдателей исключительно для того, чтобы показать, что выборы были сфальсифицированы. Так что вряд ли будут неожиданности.

При этом я рассматриваю процесс выборов в Донбассе как крайне позитивный. Когда возникает хотя бы попытка перехода от стрельбы и создания отрядов самообороны к попытке образовать легитимную власть, это движение в сторону не просто мира, а движение в сторону лечения того конфликта, который происходит на Украине.

Ведь самое плохое, что может быть — если на части этой территории вообще не будет никакой легитимной власти, если она превратится во что-нибудь типа Афганистана под талибами, где в принципе нет легитимной власти. В этом смысле попытка легитимизировать власть в Донбассе — это, бесспорно, положительная попытка. Да, Киев этого никогда не признает, но я уверен, там думают именно так.

Да, политическая конкуренция на таких выборах по понятным причинам всегда занижена, и не только потому, что там существуют нарушения и недопуск к выборам противников с другой стороны, а в том числе и потому, что население предельно поляризировано и введено в состояние истерики. Когда на голову сыпятся бомбы, не очень рационально выбираешь власть. Но, с другой стороны, Киев тоже пытается на этих территориях провести выборы депутатов Верховной Рады. И что, выборы пройдут в других условиях? Да, у выборов в самопровозглашенных республиках пониженная легитимность. По определению они не будут 100 процентов признаны стерильными. Но лучше так, чем никак.

По большому счету, попытки Киева и самопровозглашенных республик строить свою государственность объяснимы, и их можно оценивать положительно. Не обязательно стороны потом начнут воевать. Вполне возможно, что после того, как будут две легитимные власти, они смогут начать договариваться.

Согласно закону, право выдвигать списки кандидатов предоставлено общественным организациям и объединениям. Имеются в виду общественные организации с политическим уклоном, с политической программой.

Дело в том, что у нас нет процедуры регистрации политических партий. С одной стороны, мы сделали это сознательно, чтобы не вдаваться в политическую борьбу, с другой стороны, у нас есть ряд общественных организаций, которые принимали активное участие в освободительном движении. Это Новороссия, организация «За социальную справедливость и народовластие», Народный Фронт, Восточный Фронт, почти самодеятельные организации, однако успевшие устояться за это время.

Эти организации должны будут предоставить в органы регистрации свои программы, где пояснят, за что выступают, и устав – с тем, чтобы была понятна их структура. Эти документы не должны противоречить Декларации независимости ДНР.  Далее те организации, которые будут допущены к выборам, выдвинут список своих представителей в законодательные органы, которым, в свою очередь, нужно будет получить поддержку не менее 1000 избирателей и так далее в соответствии с законом.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".