Статья
2034 30 марта 2015 19:30

«Тангейзер» расколол общественность

Смена директора Новосибирского театра оперы и балета вследствие скандала с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» вновь всколыхнула разговоры о границах допустимого и пределах административного вмешательства в творчество. 

Заведующий отделением культурологии Высшей школы экономики Виталий Куренной отмечает, что свобода культурного творчества гарантирована Конституцией и любое административное вмешательство в этот процесс вызывает массу справедливых вопросов. Однако есть и второй момент в этой истории.

«Насколько я понимаю мотивацию Минкультуры, в данном случае речь идет о взаимоотношениях между работодателем и человеком, который работал по назначению министерства, там могут быть свои претензии. Не знаю, насколько претензии к нему оправданны и были ли нарушены регламенты и прочее», — сказал он «Актуальным комментариям»

Читайте также Песков: цензура недопустима, но и корректность нужна

По словам эксперта, эти моменты нужно различать. «Вполне возможно, то, что мы воспринимаем как нарушение конституционных свобод, является на деле другим. Но все это совпало в одном месте, по отношению к одному художественному произведению и человеку, который к нему причастен. Поэтому в общественной дискуссии, горячечной и напряженной, здравой оценки ожидать сложно», — предупреждает он. 

Тем не менее Куренной призывает различать внутриаппаратные вопросы и вопрос свободы культурного творчества.

Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов прокомментировал на своей странице в фейсбуке отставку директора новосибирского театра следующим образом: «Православные миссионеры-патриоты вышвырнут пятую колонну из области гуманитарной и всей политики!».

В защиту главы Новосибирского театра выступил президентский Совет по правам человека (СПЧ). Там выразили готовность организовать в связи с создавшейся ситуацией круглый стол с участием деятелей искусства и представителей Минкультуры РФ. «Я несколько обескуражен этим решением министерства культуры», — сказал председатель СПЧ Михаил Федотов «Интерфаксу» об увольнении Мездрича.

«С учетом того, что были публичные выступления ряда выдающихся деятелей российской культуры и общественных деятелей по данной теме, было бы правильно, чтобы эти уважаемые люди вместе с руководством министерства культуры собрались за круглым столом», — сказал Федотов.

«Проблема есть, мы все ее понимаем и ее надо обсуждать. Президентский Совет по правам человека готов обеспечить площадку для обсуждения. Мы приглашаем к обсуждению все стороны конфликта», — подчеркнул глава СПЧ.

Новосибирский журналист Виктор Титов рассказал «Актуальным комментариям», что еще во время мартовского судебного процесса, где рассматривалось административное дело Бориса Мездрича и режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина, было очевидно, что директор был значительно больше озабочен его итогами. 

«На фоне довольно спокойного режиссера, его явно беспокоил будущий вердикт. Но вот тогда показалось, что все это неспроста, что в случае, если решение суда будет не в пользу директора, если суд признает Бориса Мездрича виновным в совершении административного нарушения, то это станет серьезным основанием для его отставки. И, похоже, он это чувствовал», — говорит он. 

По словам журналиста, защитники директора и режиссера явно были настроены затянуть процесс, чтобы истек срок давности по административному правонарушению, а это должно было случиться 23 марта. 

«Так что решение мирового судьи, принявшего сторону директора и режиссера, сыграло потом злую шутку. Ведь после общественных слушаний в российском министерстве культуры директор отказался извиняться перед верующими, утверждая, что он уже оправдан в суде, хотя сам термин "оправдание", наверное, стоит применять только в уголовном процессе, а не в административном. Все дальнейшие шаги Бориса Михайловича стоит, наверное, понимать как попытку снизить накал страстей. Он убрал из спектакля "Тангейзер" скандальный баннер с "Христом в промежности", против появления которого, видимо, с самого начала возражал. Скорее всего, по его инициативе опера не должна была появиться в репертуаре мая-июня, а сам он говорил, что показы "Тангейзера" могут возобновиться не раньше октября», — поясняет он.

Напомним, что в воскресенье директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич был уволен «за невыполнение указаний учредителя». 

Сегодня на официальном сайте Минкультуры были опубликованы комментарии, в которых сказано, что «в течение нескольких месяцев министерство пыталось добиться от Б.М. Мездрича понимания некорректности допущенных им действий» и «сохранить его как руководителя театра», однако «бывший директор так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение».

«Федеральный академический театр — это в первую очередь институт просвещения, а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет. Упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел недопустимы для руководителя федерального академического учреждения», — сказано в комментарии Минкультуры.

Новым директором Новосибирского театра оперы и балета стал Владимир Кехман, который теперь будет совмещать руководство двумя театрами — в Михайловский театр Санкт-Петербурга он пришел в 2007 году. 

Подготовил Андрей Тихонов
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".