Статья
2098 24 декабря 2009 0:01

Президент подвел итоги года

Президент России дал интервью руководителям ведущих телеканалов. Глава государства в беседе с журналистами подвел итоги уходящего года.

По мнению Дмитрия Медведева,  главным итогом уходящего года является то, что Россия «выстояла» в кризисное время и заплатила «относительно небольшую цену» за финансово-экономический кризис.

«Всем нашим гражданам в этот год было нелегко - самый главный итог это то, что мы выстояли, мы выдержали, мы продолжили развитие и мы, на мой взгляд, заплатили относительно небольшую цену за тот международный финансово-экономический кризис, который разразился на планете», - заявил президент. Президент РФ отметил, что при этом в стране была сохранена социальная стабильность. Он также сообщил, что падение ВВП может быть глубже 8,7 %.

Президент РФ отметил в интервью, что частично признает справедливость претензий к МВД РФ и сообщил, что сегодня подпишет указ о совершенствовании деятельности министерства. В документе предусмотрены и организационные изменения, и изменения некоторых финансовых вопросов, и некоторые правовые вопросы, а также кадровые.  Как отметил Дмитрий Медведев, «люди хотят, чтобы их защищали безупречные в нравственном, а тем более в правовом, плане сотрудники милиции, им хотят доверять». «Я уверен, что мы сможем создать такую структуру», - сказал он. При этом он подчеркнул, что подавляющее число сотрудников МВД – «это честные, преданные своему делу люди». 

Говоря о судебной системе, Дмитрий Медведев высказался о недопустимости несправедливых решений судов. Такие приговоры должны отменяться, а если они приняты «под воздействием тех или иных обстоятельств: будь-то деньги, политическое давление, иные факторы, лица, которые принимают такие решения, должны нести ответственность перед законом и перед страной», считает президент.

Кроме того, Дмитрий Медведев высказался против практики заключения под стражу подследственных по некоторым экономическим и налоговым преступлениям. «Мы должны понимать, что, например, за некоторые виды экономических преступлений, преступлений, связанных с налоговыми действиями, вовсе не обязательно на стадии предварительного следствия, например, сразу же людей «законопачивать» в тюрьму , тем более, что потом их приходится выпускать», - заявил Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы руководителей телеканалов. Вместе с тем, он подчеркнул, что, если говорить о преступлениях против личности, особо опасных предприятиях, то «наказание должно быть жестким».

Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что уголовно-исполнительная система страны должна меняться, а в самой этой системе необходимо навести порядок. «Мы должны делать так, чтобы человек после выхода из тюрьмы, исправительного учреждения превращался в нормального, подготовленного к обычной жизни человека, а не в криминального вожака, который сколачивает вокруг себя новую криминальную структуру, а потом попадает снова на зону», - отметил президент. 

Говоря о модернизации страны, Дмитрий Медведев отметил, что чиновники, которые не готовы к модернизации экономики и политической системы, должны подумать, не пора ли им на отдых.  «Я не сторонник безумных кадровых революций. Это просто неправильно и неэтично по отношению к людям и даже опасно для страны. В то же время обновление должно быть реальным», - сказал президент.

«У нас действительно очень неоднородная страна, и управленческий корпус тоже неоднородный. Я скажу так: тот, кто готов меняться, тот, кто понимает, что без модернизации экономики, без модернизации политической системы у нашей страны нет будущего, - должен работать и будет работать», - заявил глава государства.  «Тот, кто считает, что можно плыть по течению - у нас есть такие люди и на региональном уровне, и на федеральном уровне, никто не идеален, нужно для себя будет принять решение - может, пора на отдых уходить», - сообщил он.

По его словам, одна пятая часть губернаторов за последние полтора года обновилась. «Это не значит, что они свободны от недостатков, но это новые люди, которые готовы сейчас работать в новых условиях. Надо дать им возможность попробовать себя», - сообщил Дмитрий Медведев.  Он напомнил, что сформирована тысяча кадрового резерва, в составе которого люди, способные занять высокие посты в стране. «Из первой сотни уже 28 человек назначены на должности. Если честно сказать, я даже не ожидал, что это произойдет так быстро», - сказал президент.

Говоря о Северном Кавказе, президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что острота проблемы терроризма в этом регионе снята. «Эта проблема не закрыта. Но мы хотя бы научились на нее достаточно четко и быстро реагировать. Основные очаги терроризма на Северном Кавказе разгромлены», - сказал президент.  Отвечая  на вопросы руководителей центральных общероссийских телеканалов, скоро ли появится  спецпредставитель по Северному Кавказу», президент ответил: «Скоро». По его словам, «нужен специальный пригляд за ситуацией на Северном Кавказе». Он напомнил, что ранее заявлял о необходимости специального представителя в этом регионе. «Такой человек обязательно будет назначен», - сказал Дмитрий Медведев.

Дмитрию Медведеву был задан вопрос по ситуации на дорогах. Президент считает, что  надо запретить употребление алкоголя за рулем. «Я внесу соответствующие изменения в законодательство. Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах. Это провоцирует реальное пьянство перед тем, как садиться за руль», - сказал Дмитрий Медведев. А иностранные мигранты должны садиться за руль в России для перевозки пассажиров только имея на руках водительское удостоверение, выданное в России, считает президент.

Говоря о безопасности, президент отметил, что Россия обладает достаточным ядерным потенциалом для защиты своих интересов. Он подчеркнул, что ядерный щит страны «позволяет решать все те задачи, который он должен решать». По его словам, Россия и в дальнейшем будет заниматься развитием новых систем, в том числе и систем доставки, то есть ракет. «Это нормально, этим занимается весь мир, но делать это нужно в рамках будущих договоренностей с американцами (по СНВ)», - сказал Дмитрий Медведев. Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что делегации России и США почти полностью согласовали новый договор взамен Договора СНВ-1.

Россия и после подписания нового договора о СНВ будет развивать стратегические наступательные вооружения, заявил президент РФ Дмитрий Медведев. «Даже, несмотря на то, что мы этот договор подготовим и подпишем, мы все равно будем заниматься развитием своих стратегических наступательных сил, потому что без этого нет возможности защищать нашу страну», - сказал Дмитрий Медведев. Как подчеркнул президент, «это очевидно и нам, и американцам». «И это не означает, что мы вообще не можем вести разговор о безъядерном мире. Это красивая и правильная цель. Но к ней нужно двигаться постепенно», - сказал Дмитрий Медведев.
Он добавил, что «в этом должны принимать участие не только русские и американцы, но и другие страны, которые очень сильно стремятся запрыгнуть в «ядерный клуб», и от этого много проблем».

Характеризуя свои отношения с президентом США Бараком Обамой,  Дмитрий Медведев назвал своего американского коллегу  сильным политиком и заявил, что у него с президентом США сложились доверительные отношения. «Я довольно много общаюсь с новым президентом США, считаю, что он сильный политик, интересный человек - общаться с ним легко», отметил глава российского государства. По его словам, Барак Обама умеет слушать, «умеет отвечать на аргументы». «Работается с ним в целом неплохо, доверительные отношения сложились, я надеюсь, и в будущем все будет нормально», - сказал Дмитрий Медведев.

Полный текст интервью Дмитрия Медведева российским телеканалам опубликован на сайте президента РФ.

 

Комментарии экспертов

Оценка нашей политической системы президентом была сдержанно-оптимистической. Президент в интервью отметил, что, начиная с послания 2008 года и тех инициатив, которые тогда были выдвинуты и обрели, благодаря работе фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, статус законов, удалось существенно укрепить федеральный уровень нашей политической системы. В этом году президент продолжил работу в этом направлении, теперь уже, выдвинув ряд инициатив по укреплению и развитию политической системы на региональном уровне. Очевидно, что президент рассчитывает здесь на такую же помощь и поддержку со стороны фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, в том смысле, что и здесь за законопроектами дело не встанет. Это очень важная работа, потому что, если на федеральном уровне, на самом деле, достигнута некоторая ясность и стабильность, что помогло пройти острую фазу экономического кризиса, то на региональном уровне проблемы остаются. В частности, как отметил президент, выборы, прошедшие в октябре, показали, что еще не все достаточно сбалансировано, что предстоит существенная работа по улучшению самих избирательных процедур, по укреплению демократии на низовом уровне. Мне представляется, что здесь президент возлагает дополнительную ответственность на партию «Единая Россия», считая, что партия, которая доминирует, имеет политическое преимущество. Но в то же время это преимущество оборачивается повышенной ответственностью. Мне также представляется, что Медведев в своем призыве «Россия, вперед!» и в стремлении модернизировать страну в целом и политическую систему, в частности, возлагает достаточно серьезные надежды на партнерство с «Единой Россией».

Такую позицию  президента я рассматриваю как конструктивно-модернизаторскую, поскольку он оценивает «Единую  Россию» как очень важный инструмент модернизационной работы и в то же время – как серьезный политический институт сам по себе.

Вместе с  тем, я бы сказал, что в интервью Медведева я не заметил ноток  тотального конструктивизма, в том  смысле, что он не считает вопрос, в какую сторону будет развиваться  наша партийная система, абсолютно  решенным. Он же не случайно сказал, что сегодня у нас – семь партий, через десять лет, может быть, будет более десятка, а может, мы сдвинемся к двухпартийной системе, и привел в пример США. Там, конечно, больше партий, но понятно, что непосредственно участвующими в политике являются только две. И мне этот момент тоже показался важным. То есть президент считает, что вопрос о партиях, их количестве, их роли в нашей политической жизни – это не вопрос некоего решения сверху, а выбор самого российского народа. Партии должны представлять различные группы россиян, и то, как будет структурировано наше общество, как эти группы будут обретать политическую идентичность, именно этот фактор будет влиять на происходящее с нашими партиями в течение ближайшего десятилетия. Мне кажется, это очень характерный момент в беседе, он подчеркивает, что президент говорит о потенциале самого народа совершить модернизацию, а не о том, что кто-то из-под палки будет заставлять нас это делать.

Когда говорится об инновационности, о готовности внедрять какие-то новые технологии  - в это еще как-то верится. Потому что в этом есть экономические потребности и даже при той несовершенной системе управления, которая сейчас есть, существуют инструменты для того, чтобы эти преобразования начинать.

Когда речь идет о том, то президент намерен изменить систему госслужбы – в такую возможность верится с трудом. Посмотрите на список кадрового резерва – это в большинстве своем члены «Единой Росси»,  бюрократы, которые уже несколько лет провели в тех ведомствах, которые они, возможно, в будущем возглавят Все это не убеждает в том, что есть желание создать конкурентную среду среди бюрократии. Наоборот это 100-процентное указание на то, что никакого давления на этот бюрократический слой не ожидается.

 

Кризис оказался явлением для бирж, для бизнеса, но не оказался катастрофой. Он стал, если угодно, фильмом-катастрофой. Иногда очень приятно пощекотать себе нервы, увидеть, как все рушится, как мир исчезает в пучине волн.

Мы несколько раз за год посмотрели такое кино. Нам рассказывали очень неглупые люди, очень серьезные эксперты о том, как может быть плохо. И в этом году мы заодно посмотрели несколько таких же фильмов-утопий про то, как все может быть хорошо.

Оказалось, что ни один из этих фильмов не имеет, в общем, отношения к реальности. Оказалось, что кризис, это даже не то чтобы спад, а некоторое уменьшение деловой активности, и вообще общее приведение жизни из норм 2007 года к нормам 2004 года, что, конечно, не очень приятно, но ничего страшного.

Оказалось также, что конкретных мер, которые реализует и предлагает российское правительство, по большому счету, достаточно. Они крайне серьезно критиковались, в том числе критиковались и бизнес-сообществом, существенная часть этой критики была справедливой, но в целом выяснилось, что антикризисная политика российского правительства адекватна.

Единственная сфера, в которой эта антикризисная политика вызывала совсем уже жесткие споры – это как раз позиция в поддержке автопрома. И даже не позиция в поддержке автопрома как таковая, а вопрос, что делать с АвтоВАЗом. Как известно, было принято вначале решение «вкачать» в АвтоВАЗ средства, достаточные, чтобы спасти его от возможного банкротства и фактически избавить АвтоВАЗ от всех долгов. Потом в рамках сотрудничества с французскими инвесторами, появились решения о перестройке самого АвтоВАЗовского производства.

И тут я должен повторить то, что я уже говорил ранее. Проблема ВАЗа – это не есть экономическая проблема, это социальная проблема, и даже социально-политическая, а экономическая – в третью, в четвертую очередь.

Государство волнует не то, чтобы предприятие выпускало автомобили, тем более определенные автомобили, и даже не то, чтобы предприятие обанкротилось или не обанкротилось. Государство очень интересует, чтобы 100 000 человек, которые непосредственно работают на предприятии, плюс смежники, плюс члены семей (всего до миллиона человек), которые так или иначе кормит ВАЗ, были сыты, здоровы и получали зарплату. Потому что обратная ситуация – это проблема, с которой государство не готово справляться, не хочет справляться. Государство не хочет, чтобы эти люди оказались на улице в поисках работы, оказались перед угрозой голода, невыплатой процентов по кредитам и подобных вещей. 

И государство решало именно эту проблему. В рамках решения этой проблемы государство показало себя высокоэффективно. Но я еще раз подчеркну – это не есть экономическое решение, это не есть экономическая проблема. Экономические проблемы АвтоВАЗа, наверное, можно было решать по-другому.
 

Прежде всего, мне хочется обратить внимание на тот факт, что в течение года Дмитрий Медведев регулярно появлялся в телеэфире, рассказывая гражданам об основных направлениях своей политики. Глава государства взял курс на открытость власти, что не может не радовать.

Открытость проявилась и в другом. Дело в том, что в интервью Президента мы услышали очень многое из того, что давно предлагала партия «Справедливая Россия». Наши инициативы услышаны, поняты и приняты. И это, без сомнения, один из заметных трендов уходящего года. Если до этого все стенания оппозиции оставались гласом вопиющего в пустыне, теперь мы постоянно получаем отдачу, чувствуем обратную связь.

Дмитрий Медведев заявил о том, что в ближайшее время все избирательные участки должны быть оборудованы электронными урнами для голосования. Напомню, что об этом наша партия говорила очень давно. Дело в том, что с электронными урнами фальсифицировать результаты выборов значительно труднее.

Очень важными я считаю слова Дмитрия Медведева, касающиеся развития политической системы России. Он сказал, в частности, что только сами граждане должны решить, сколько партий будет в российской политической системе. На наш взгляд, это сигнал некоторым излишне рьяным чиновникам преимущественно регионального уровня, которые после распада Советского Союза еще не успели привыкнуть, что у нас многопартийность.

Президент РФ назвал главным итогом уходящего года сохранение социальной стабильности в стране. Безусловно, это главный приоритет государственной политики, и нам кажется очень важным, что руководство страны не отказывается от взятых на себя ранее обязательств.

Для себя я отметил и слова Дмитрия Медведева о гуманизации системы исполнения наказаний. Абсурдно и несправедливо, действительно, когда за кражу шапки стоимости 500 рублей человек получает два года тюрьмы.

Мы согласны с оценкой президента поствыборной ситуации, которая сложилась в стране. С одной стороны, мы как партия, извлекаем уроки и понимаем, что надо не только и не просто побеждать на выборах, что мы уже делать научились. Но важно также, чтобы вся атмосфера до, во время и после выборов была такова, чтобы ни у кого не было оснований поставить под сомнение результаты выборов. Именно поэтому мы, руководствуясь, в том числе рекомендациями президента, будем совершенствовать избирательное законодательство, выборные процедуры, совершенствовать свою внутрипартийную работу, доказывая этим только одно, что мы по достоинству получаем высокие результаты на выборах.

И кстати, президент отметил, что претензии к выборам оказались не вполне соответствующими тем действиям, которые после выборов предприняла оппозиция. Да, поданы иски, но по числу своему вполне счетные, показывающие, что оппозиционные политические партии недовольны выборами на каком-то конкретном участке, где-то видят нарушения, где-то они просят уточнить результаты, как это было в Москве. Но смотрите даже по Москве, где, казалось, был такой шум - всего 20 поданных исков. В общем - это совершенно нормально. Сколько, помнится, было выборов - всегда были иски, направленные на попытку оспорить тот или иной результат.

Очень важный пассаж в выступлении президента - это кадровое обеспечение процессов модернизации. Я услышал там два принципиально важных тезиса. Первый - без реальной модернизации экономической, политической системы мы не можем двигаться дальше вперед. Модернизация должна быть не формальной, а реальной. И второй тезис, что это должно быть осмыслено теми, кто будет осуществлять модернизацию. Например, мы, как партия, это осознаем, и будем политически обеспечивать процесс модернизации, а через фракцию парламентского большинства создавать для этого законодательную базу.

Второй тезис президента - это вопрос о том, кто должен осуществлять эту модернизацию. Без сомнения, это должны быть люди компетентные, грамотные менеджеры, владеющие новыми технологиями управления. Но, главное, на мой взгляд, в том, что это должны быть люди, убежденные в необходимости соответствующей модернизации, готовые к нововведениям, новациям. Этот тезис перекликается с выступлением президента на Госсовете, где он тоже прямо сказал, что, например, если мы переходим к электронному правительству, то руководители регионов, которые не смогут эту задачу реализовать, должны будут, видимо, уступить место другим, если они внутренне не готовы идти по этому пути. Если им удобнее управлять при помощи бюрократических инструментов, а не демократических.

Подводя итоги года, президент говорил открыто и честно: что получилось и над чем еще предстоит работать. Глава государства поставил четкие задачи на будущий год. Дмитрий Анатольевич коснулся практически всех тем, которые волнуют общество.

Президент уделил особое внимание вопросу совершенствования политической системы. В уходящем году многое удалось сделать в этом направлении. Приняты важнейшие решения по повышению эффективности власти, усилению ее ответственности. Власть стала более открыта для общества. Начала работать новая система назначения глав регионов. Теперь партии, победившие на выборах, наделены правом выдвигать кандидатуры для назначения главой региона. Выросла роль самого института партий, повысилась ответственность региональной исполнительной власти. Партия, предлагая кандидатуру на должность главы региона, старается опираться на профессионалов, не допустить того, чтобы ее представители работали плохо.

Президент затронул и тему осенних выборов в различные уровни власти, которые, по словам главы государства, «прошли нестерильно». Изменить эту ситуацию - наша общая задача.

К сожалению, после поражения на выборах оппозиция показала отсутствие политической культуры. Оппозиционные партии не захотели увидеть истинные причины своего поражения в том, что махнули рукой на людей, когда им сложно. Стараясь оправдать свои неудачи, они фактически  попытались подорвать сам институт выборов. При этом, забывая, что источник власти у нас - народ и нужно уважать его мнение.

Лидер государства, подводя итоги, уделил большое внимание экономическим вызовам, с которыми столкнулась страна. Несмотря на проблемы, государство выполняло свои социальные обязательства перед гражданами. Будем продолжать это делать. 10% ВВП предусмотрены в следующем году на выплату пенсий. На следующий год намечена реализация социальных программ. Субсидии на поддержку национальной экономики увеличатся в бюджете-2010 на 30% по сравнению с докризисными годами. Об этом сказал президент.

Дмитрий Анатольевич, подводя итоги, еще раз подчеркнул важность  модернизации. Он четко обозначил и проблемы, с которыми необходимо бороться прежде всего: сырьевой характер экономики, высокий уровень безработицы, неконкурентоспособность отечественных предприятий.

«Единая Россия» сделает все от нас зависящее, чтобы эти задачи были решены. Ведь от этого зависит будущее страны.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".