Статья
1936 11 апреля 2010 0:01

Причины катастрофы выясняются

Самолет из Варшавы с президентом Польши Лехом Качиньским на борту потерпел катастрофу под Смоленском.  Все, находившиеся в самолете, погибли. Это 96 человек, из них 88 - члены польской делегации. Они летели на мероприятия в Катыни по поводу 70-летия годовщины со дня трагических событий.

Их тела вечером доставлены в Москву на опознание родственников, которые уже прибывают в российскую столицу.

В результате катастрофы Польша потеряла значительную часть политической элиты. На борту самолета вместе с президентом Польши и его супругой находились начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк, начальник генерального штаба Войска Польского Франтишек Гонгор, епископ Тадеуш Плоский, директор совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник, бывший министр обороны и кандидат в президенты Польши от партии Союз демократических левых сил Ежи Шмайдзиньский, а также другие высокопоставленные чиновники, политики и общественные деятели.

В Польше в связи с трагедией объявлен недельный траур. В России память погибших почтут 12 апреля.

В Варшаве премьер-министру Польши Дональду Туску пришлось созвать чрезвычайное заседание Совета министров в связи с авиакатастрофой.  Временно исполняющим обязанности президента Польши был назначен спикер нижней палаты парламента Бронислав Коморовский.

На месте катастрофы идут следственные мероприятия. Сразу же после случившегося сюда прибыли глава МЧС Сергей Шойгу и глава Минтранса РФ Игорь Левитин.

По факту крушения самолета президента Польши Леха Качиньского возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности при полетах. Его расследование взял под личный контроль Генпрокурор РФ Юрий Чайка. Рассматриваются различные версии случавшегося, в том числе неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор, технические неполадки и другие.

«При заходе на посадку самолет с президентом Польши не дотянул до посадочной полосы. По предварительной версии, он зацепился за верхушки деревьев, упал и развалился на части. Выживших в катастрофе нет», - сообщил вскоре после трагедии губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. В районе аэродрома Северный, куда самолет шел на посадку, был сильный туман.

Экипажу самолета предлагалось совершить посадку на запасных аэродромах в Минске и Витебске, сообщил полномочный представитель президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко. Об этом он говорил на совещании у Владимира Путина, который прибыл в Смоленск во второй половине дня. Георгий Полтавченко сообщил, что из-за плохой видимости и метеоусловий экипажу самолета польского президента было предложено «уходить на Минск и Витебск». «Но, по сообщению руководителя полетов экипаж принял решение осмотреться и принимать решение дальше», - сказал он.

Президент России Дмитрий Медведев обратился к народу Польши с соболезнованием.

На месте катастрофы прибывший из Польши премьер-министр Дональд Туск вместе российским премьером Владимиром Путиным возложили цветы в знак скорби о погибших.

Комментарии экспертов

Это очень большая трагедия для Польши, да и вообще для всего цивилизованного мира, для международного сообщества. Лех Качиньский, несмотря на неоднозначность его политических позиций, был достаточно уважаемым человеком в мире, он возглавлял страну, которая понесла одни из самых серьезных и больших потерь во Второй Мировой войне.

В дни, когда в Европе отмечают памятные даты, празднуют 65-летие Победы, его участие было бы, на мой взгляд, крайне необходимо и закономерно.
То, что произошло, безусловно, сильный удар не только по Польше и не только по Европе, но и по памяти о тех событиях – Второй Мировой войны, Великой Отечественной.

Безусловно, это очень серьезное горе. Наверное, сейчас нужно абстрагироваться от политики и просто вспомнить, каким человеком он был, что он сделал для Польши хорошего.

Во-первых, следует выразить соболезнования польской стороне в связи с трагедией.  Это серьезная потеря для поляков. Следствию еще предстоит выяснить, кто виноват в этом – технические службы, пилоты или кто-то еще.

Судя по предварительным данным, которые имеются сейчас, никакой вины российской стороны нет. Если правдива информация, что самолет летел в сложных метеоусловиях и российские диспетчеры предлагали пилоту два запасных аэродрома и он отказался – здесь, скорее всего, вина лежит на пилоте, переоценившем мастерство и степень владения ситуацией, что и привело к трагедии.

Если рассматривать этот инцидент с точки зрения российско-польских отношений, то в их динамике вряд ли возможны какие-то резкие колебания по двум причинам. Первая причина - несмотря на то, что польский президент является главой государства, все-таки основные полномочия сосредоточены в руках у премьер-министра. Премьер-министр Дональд Туск не разделял русофобскую политику Качиньских, когда два брата правили тандемом.

Тем не менее, Туск является прагматиком, а не пророссийским политиком, поэтому Россия ведет с ним достаточно сложный, но отчасти продуктивный диалог. Поэтому никаких колебаний не предвидится, так как основную роль (в том числе и во внешней политике Польши) играет премьер-министр.

Во-вторых, в последнее время наметилось потепление между Россией и Польшей. Взять хотя бы такую проблему как Катынь, которая являлась серьезным раздражителем на протяжении десятилетий в отношениях между Россией и Польшей.

В последнее время наметилось понимание по проблемным моментам, кроме того Соединенные Штаты решили  пока не размещать элементы ПРО в Польше напротив России. Так что и здесь, наверно, нормализация отношений продолжится при любом польском президенте, особенно с учетом его во многом представительских функций.

Если рассматривать политический аспект, то гибель президента для Польши означает, что президентские выборы, которые должны были состояться в конце 2010 года, пройдут досрочно. Видимо, в результате победит представитель нынешней правящей партии (партии Туска).

Сейчас в связи с гибелью польского президента его брат-близнец, возглавляющий оппозиционную партию «Право и справедливость», на волне сочувствия к погибшему лидеру может попытаться и изменить политическую ситуацию в Польше.

Можно вспомнить, что когда в Индии в свое время погибла от рук террористов Индира Ганди, то Раджив Ганди одержал выдающуюся победу на парламентских выборах. Так что вполне возможно, что сценарий польских президентских выборов, которые, как теперь ясно, состоятся досрочно, будет изменен.
Не исключено, что оппозиция, тем более возглавляемая братом-близнецом погибшего лидера и бывшим премьер-министром, попытается сломать тот сценарий президентской кампании, о котором наблюдатели-эксперты говорили как о предрешенном ранее. И здесь она может завоевать для себя президентский пост.

Я думаю, что гибель Качиньского меняет диспозицию, потому что, естественно, будет сочувствие, будет совершенно иная обстановка, и выбор краткосрочный – не в конце года, а прямо сейчас.

То, что произошло с польской делегацией и президентом Качиньским – это ужасная трагедия. Но, к сожалению, высокопоставленные руководители от этого не застрахованы. Можно вспомнить,  сколько у нас губернаторов погибло в авто- и авиакатастрофах.

Я не думаю, что Россию будут обвинять в его гибели. Это случается по всему миру. Это не должно стать серьезным поводом для разжигания противоречий между Польшей и Россией. Мы все скорбим вместе с польским народом, потому что можно не разделять какие-то позиции Качиньского, но при этом уважать его как законно избранного президента страны, которая является нашим соседом. 

Проблема не в Ту-154, а проблема в летчике, который принял решение в силу каких-то обстоятельств садиться в тумане. Ему предлагали диспетчеры Белоруссии в условиях тумана садиться в Минске, он отказался, отправился на аэродром «Северный» и уже на 4-м заходе смог задеть верхушки деревьев и упал, то есть фактически пилот привел всю эту группу людей к смерти. С другой стороны, это лишний повод задуматься о том, что, видимо, над нами что-то такое есть.

Красная армия вошла на территорию восточной Польши после того, как польское государство потерпело достаточно серьёзное и сокрушительное поражение в борьбе с войсками Вермахта. Это поражение было действительно катастрофическим. Буквально за 2 недели боевая мощь польской армии была уничтожена, а правительство бежало из страны.

Восточные регионы, входившие в тогдашнюю Польшу – это были западная Украина, западная Белоруссия, территории, которые были населены не польским населением и которые были присоединены к Польше в результате неудачной для Москвы советско-польской войны 20-х годов.

В этих условиях, в условиях военного поражения Польши, возникала огромная опасность создания нацистами на территории западной Украины и западной Белоруссии марионеточных государств, которые могли использоваться в качестве базы для отторжения Белоруссии и Украины от Советского Союза. В этой связи войска Красной армии туда и были введены.

На тот момент на территории западной Украины и западной Белоруссии имелось достаточно большое количество отступающих, рассеянных польских войск. Польские войска, кстати, серьёзного сопротивления войскам Красной армии, в отличие от немецких войск, не оказывали. Эти люди в соответствии с международным законодательством того времени были интернированы и задержаны. Важно отметить,  что рядовых жителей западной Украины и западной Белоруссии, которые служили в польской армии, просто отпускали к месту жительства.

Интернированные попали в лагеря для военнопленных. Убийства их части в соответствии с решением советских властей, безусловно, было преступлением, но из-за этого не меняется тот факт, что вступление советских войск на территорию западной Украины и западной Белоруссии в 39-ом году были мероприятиями полностью обоснованными. Помня о трагедии Катыни, мы, тем не менее, не должны забывать, что быть жертвой – это не значит иметь индульгенцию.
 

Бронислав Коморовский стал и.о. президента Польши в соответствии с Конституцией, т.к. он является спикером парламента. Сейчас трудно судить, как будут разворачиваться события в политическом смысле, но Польша точно переживет внеочередные выборы.

Что же касается трагедии – погибли люди, причем в таких условиях, на таком историческом и человеческом фоне огромного горя, тяжелого и сложного конфликта, что любые комментарии сейчас не особенно уместны.

Что здесь сработало – мы многого еще не знаем. Если это просто ошибка пилотов – один разговор. Если пилотам предлагали, как сообщают информагентства, сесть в Минске или Москве,  где нет тумана и прекрасная погода, и потом отправиться в Смоленск, то это уже другая ситуация. Когда диспетчер говорит «садиться нельзя», редкий пилот возьмет на себя эту ответственность. Когда самолет президентский, то, скорее всего, такую ответственность должен брать на себя президент.

В воспоминаниях Бориса Ельцина и его личного пилота описан случай, когда пилот не хотел садиться по сложным метеоусловиям, не желая подвергать риску жизнь президента и всех остальных пассажиров. И тогда Борис Николаевич сказал, что надо садиться и точка. Но обошлось – все обошлось, все было благополучно. Но мы знаем примеры, когда это не обошлось, когда руководители разного ранга по тем или иным причинам говорили – «надо садиться» или «надо лететь», «лети выше» или «лети ниже», и у пилотов не хватало смелости нарушить данное указание. Но, опять же,  пока точного расследования этой истории не произошло, это единственный урок из трагедии, который следует извлечь.

Все остальные комментарии на эту тему для меня на данный момент являются политической спекуляцией. А тот факт, что место это роковое – насколько не соответствует нашим взглядам на мироустройство, настолько и трудно его опровергать, когда у нас на глазах происходят такие вещи.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".