Статья
2517 16 ноября 2012 11:20

Отказаться от Джексона-Вэника

Палата представителей конгресса США отменила поправку Джексона-Вэника. Однако взамен конгрессмены приняли так называемый «список Магнитского».

Голосование в сенате может состояться до конца ноября, а Обама может одобрить законопроект еще до конца года.

Ранее уже отмечалось, что поправку Джексона-Вэника, которая мешает торговым отношениям между Россией и США, отменят после выборов в США.

Поправка Джексона-Вэника введена  к Закону о торговле США в 1974 году. Она вводит ограничение торговли со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Поправка была предложена конгрессменами Генри Джексоном и Чарльзом Вэником в отношении Советского Союза. Однако, когда СССР рухнул, поправку не отменили. Хотя с 1989 года США ежегодно продлевают мораторий на действие поправки в отношении России, все же факт остается фактом - поправка как была, так и есть.

В августе Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), и вопрос об отмене поправки Джексона-Вэника снова вышел на повестку дня. Дело в том, что зафиксированные ВТО нормы торговли не могут быть применены к торговле между РФ и США именно из-за поправки Джексона-Вэника. То есть с нормами ВТО эта поправка несовместима.

Поэтому не случайно еще на саммите «двадцатки» в  Лос-Кабосе в июне текущего года президент США Барак Обама  заверил своего российского коллегу  Владимира Путина в том, что отмена поправки Джексона-Вэника является одним из приоритетов администрации США.

«Наш товарооборот находится на более низком уровне, чем мог бы быть», - сказал тогда Обама.

Еще раньше, в марте президент Обама торопил Конгресс с отменой поправки, аргументируя это тем, что со вступлением России во Всемирную торговую организацию пострадать от действия поправки Джексона-Вэника могут американские компании. .

Однако российские эксперты изначально высказывали предположение, что США заменят поправку Джексона-Вэника другими мерами. Такое мнение, в частности, «Актуальным комментариям» высказал заведующий кафедрой, профессор МГУ им. Ломоносова Андрей Хазин.

«Вместе с отменой поправки Джексона-Вэника (а она будет отменена в самое ближайшее время), полагаю, будут приняты какие-то дискриминирующие - в большей степени политические, чем экономические - меры в отношении России», - предположил Хазин в беседе с «Актуальными комментариями».

По его мнению, говорить о безоблачных отношениях - как политических, так и экономических – между Россией и США пока рано.

Эксперт Фонда развития гражданского общества Максим Минаев также отметил, что США не снимут все ограничения.  В беседе с «Актуальными комментариями» он предположил, что поправка Джексона-Вэника не будет отменена в одностороннем порядке, а, скорее всего, её отмена будет привязана к принятию «закона Магнитского». «Ожидать того, что американцы примут долгожданное решение об отмене поправки без каких-либо дополнительных действий, не приходится», - заключил Максим Минаев.

Американский конгрессмен Брэди, как сообщают СМИ, подтвердил, что большинство конгрессменов считают, что взамен отмененной поправки Джексона-Вэника необходим другой «законодательный механизм, обеспечивающий соблюдение прав человека в России».

Напомним, сотрудник фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвиняемый в совершении ряда экономических преступлений, скончался в следственном изоляторе в ноябре 2009 года. Это вызвало большой резонанс в России и на Западе.

В результате американский  сенатор Бенджамин Кардин подготовил законопроект о санкциях против чиновников, которые, по его мнению, несут ответственность за смерть юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магницкого. В частности, предлагается запретить въезд в США целому ряду российских официальных лиц, якобы причастных к смерти Магнитского. Также предлагается заморозить их американские банковские счета.

В Москве ответили категорическим отказом на предложение американских сенаторов, больше похожее на ультиматум. Россия не приемлет замену поправки Джексона-Вэника другим законодательным актом, заявил тогда помощник президента РФ Аркадий Дворкович.

 

Комментарии экспертов

Так называемый «список Магнитского» серьезно на российско-американских отношениях не отразится. Этот список вводится не администрацией Обамы, который победил на выборах, а республиканским конгрессом. Речь идет фактически о действиях оппозиции Обамы. Феномен разделения властей в Америке играет такую роль, что палата представителей имеет возможность проводить собственную политику, в том числе и внешнюю, независимо от мнения исполнительной власти.

Решение конгресса не может повлиять на российско-американские отношения. Хотя для нас «список Магнитского» не приемлем. В этом смысле не исключены ответные усилия нашей администрации – создание аналогичного списка, например.

Практически всегда, когда США возглавляет демократический президент, который проводит ту или иную политику в отношении России, если палата представителей в руках у республиканцев, принимаются негативнее решения. Так было при Клинтоне. Так и сейчас.

Однако, повторюсь, «список Магнитского» вряд ли сыграет серьезную роль в наших отношениях. Если и наступит кризис, он будет не из-за этого списка, а в связи с ситуацией на Ближнем Востоке. Администрация Обамы пока не имеет четкой программы, как вести себя в этом регионе. Здесь узел очень тонкий.

Что касается поправки Джексона-Вэника, то она и сейчас практически не действует. Каждый год ее действие по просьбе администрации приостанавливается. Она существует как неприятный символ, но существенной роли в торговых отношениях между США и Россией не имеет.

Американские бизнес-круги, конечно, заинтересованы в активизации отношений с Россией. Но ожидать бурного расцвета наших торговых отношений после отмены поправки наивно. Все будет идти по нарастающей, но не столь активно, как хотелось бы.

Принятие «списка Магнитского» вместо поправки Джексона-Вэника носит недружественный характер со стороны США по отношению к Москве.  Особенно если учитывать, что за ней стоят содержательные моменты:  потенциально возможно замораживание финансовых активов, запрет на въезд российским чиновникам в США. 

В существующей редакции в «список Магнитского» входят не только те, кто потенциально причастен к этому делу, но все, кто, по мнению американцев, причастен к притеснению прав и свобод.

Формулировка достаточно размытая. Она во многом соотносится с аналогичными критериями той же поправки Джексона-Вэника. Она тоже привязывалась к определенному ограничению гражданских свобод. И «список Магнитского»  создает соответствующее негативное содержание в данном сегменте диалога с США.
 
Если говорить о том, насколько «список Магнитского»  будет влиять на отношения между нашими странами, то надо учитывать действие этого списка. Скажем, на поправку Джексона-Вэника последние годы накладывался мораторий. 
 
Что кается «списка Магнитского», то не понятно как он будет действовать – в полной мере или нет. Если будет функционировать в полном объеме, это способно отразиться на диалоге в политической сфере. Если будут ограничения на действие закона Магнитского, то это не так ощутимо скажется на взаимодействии.
 
Но и переоценивать действие этого списка не стоит. Уже обсуждается вероятность того, что Обама может посетить Россию.  Этот визит разрядит обстановку, которая несколько осложнилась в последнее время между нашими странами, и будет стимулировать сотрудничество в области экономики, политики, международной безопасности. Может быть этот визит окажется  сопоставимым с первым приездом Обамы, когда был задан новый формат двусторонним  отношениям.
 
Не исключаю, что такой поворот событий возможен и сейчас. Особенно с учетом того, что  Обама для России понятен. Его подход в отношениях с Москвой более или менее кристаллизовался. Вряд ли ближайшие четыре года  в США в отношениях с Россией что-то изменится. И этот факт скажется позитивно на взаимодействии между странами.

Когда только предполагалась отмена поправки Джексона-Вэника, я прогнозировал, что это будет сопровождаться принятием другого документа, ущемляющего с политической точки зрения интересы России. Так и происходит. И обусловлено это общей логикой существующих отношений.

Поправка Джексона-Вэника работает не только против России и наших хозяйствующих субъектов, но и против американских игроков. Отмена этой поправки обусловлена, в первую очередь, интересами американских компаний. При этом очевидно, что она несет важную политическую функцию.

Формально причины существования поправки, принятые в связи с ограничением еврейской эмиграции из СССР, давно отсутствуют. Попытки ее отменить были безрезультатны в силу политической значимости этой поправки.
 
Сейчас в отмене поправки есть некое двурушничество. Экономические неприятности, которые приносит эта поправка американским компаниям, убираются. А политические претензии к России остаются и находят свое отражение в так называемом «списке Магнитского».
 
Такова политика. Мы должны думать о том, как обеспечивать свои пава как великой политической державы и одной из ведущих экономик мира.
 
В любом случае отмена поправки Джексона-Вэника - важный прагматичный шаг. Он выгоден и нашим компаниям, безусловно. К тому же политическая обусловленность «списка Магнитского» настолько очевидна, что политический  вред не слишком велик.
 
Полагаю, пройдет время и здравый смысл победит: наши отношения с американскими и другими партнерами будут открытыми и взаимовыгодными.
22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".