Статья
2376 14 августа 2014 14:44

Открытый разговор

Президент России Владимир Путин выступил в Ялте перед депутатами Госдумы.

Ранее Кремль анонсировал мероприятие как «открытый разговор с парламентариями по актуальным вопросам жизни страны». Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков отмечал, что речь Путина будет «насыщенной по содержанию».

Объединяющая роль Крыма
Как передает ИТАР-ТАСС, в своём выступлении перед членами думских фракций Путин назвал Крым мерилом примирения: «Считаю, что Крым может быть и сегодня уникальным мерилом, может и сегодня сыграть уникальную объединяющую роль для России, став своего рода историческим, духовным источником, еще одной линией примирения как "красных", так и "белых"».

По словам российского лидера, в Крыму должно быть обеспечено равноправие трех языков — русского, украинского и крымско-татарского, а также проведена работа по реабилитации репрессированных народов. Путин также подчеркнул важность межнационального и межрелигиозного согласия в регионе.

Кроме того, президент сообщил, что объем программы развития Крыма до 2020 года составит свыше 700 миллиардов рублей. «Главная цель - обеспечить динамичное развитие Крыма и Севастополя, сделать их экономически самодостаточными», - цитирует Путина «Интерфакс».

Президент пообещал, что к 2015 году в Крыму завершится переходный период, во время которого пенсии и зарплаты будут доведены до общероссийских показателей. Путин отметил, что пенсии в Крыму уже выросли почти в два раза.

Он также подчеркнул, что считает невозможным отказ от решения о воссоединении Крыма с Россией. «Это всё равно что отказаться от самих себя. Это невозможно. Решение принято», — заявил Путин.

Кровавый хаос на Украине
Касаясь ситуации на Украине, президент охарактеризовал её как «кровавый хаос» и «братоубийственный конфликт».

«На юго-востоке разыгралась масштабная гуманитарная катастрофа», — констатировал Путин.

«Будем все делать, что от нас зависит, для того, чтобы этот конфликт был прекращен как можно быстрее, чтобы на Украине перестала литься кровь», — заверил российский лидер.

Ответ на санкции
Говоря о санкциях Запада в отношении России, Путин охарактеризовал их как «совершенно необоснованные и незаконные».

«Целью санкций является обеспечение глобального доминирования Соединенных Штатов, поддержание этого доминирования, может быть, даже создание для себя более выгодных условий на мировых рынках, даже желание немножко отодвинуть нас с европейского рынка», - считает президент.

Путин напомнил, что после введения Западом санкций российское правительство приняло ответные меры, касающиеся ограничении импорта из ряда стран. Он отметил, что «это не просто ответные меры, это прежде всего меры поддержки отечественных производителей, а также открытие наших рынков для производителей тех стран, которые хотят сотрудничать с Россией и готовы и такому сотрудничеству», цитирует РИА Новости.

«Наши действия: а) законные, б) обоснованные, и идут на пользу нашей экономике», - резюмировал Путин.

Внешняя политика
В то же время президент отметил, что Россия не намерена отгораживаться от внешнего мира. «Мы должны спокойно, достойно и эффективно обустраивать свою страну, не огораживаясь от внешнего мира, не разрывая связь с партнерами, но и не давая вести себя с нами пренебрежительно или менторски», — сказал Путин.

«Говоря о внешней политике, она все-таки должна быть миролюбивой», - подчеркнул глава государства.

Кроме того, Путин сообщил, что Россия при необходимости будет выходить из международных договоров.

«Вон, США взяли в одностороннем порядке и вышли из договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, и дело с концом, и как мы их ни уговаривали – всё», - напомнил российский лидер. По его словам, США «исходили, как они считают, из соображений своей национальной безопасности». «И мы будем делать точно то же самое тогда, когда посчитаем это выгодным и нужным для обеспечения наших интересов», - подчеркнул Путин.

Президент также не исключил возможности выхода России из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека, при этом добавив, что в настоящее время этот вопрос не рассматривается.

По оценке Путина, ЕСПЧ «многие решения принимает очень политизированные». «Если такая практика будет укрепляться, это (выход из юрисдикции – ред.) возможно, но на повестке дня пока этот вопрос все-таки у нас не стоит», - заметил глава государства.

Современное вооружение
Касаясь вопроса обороноспособности страны, президент напомнил, что на развитие вооружения в России будет выделено 20 триллионов рублей. «Нужны современные, компактные, эффективные Вооруженные силы. Для это создана программа до 2020-2021 года», — сказал он.

Глава государства отметил, что российская армия будет оснащена современным наступательным и оборонительным вооружением, которым «другие армии мира пока не располагают». «И мы еще обрадуем наших партнеров», — добавил Путин.

«Кое-что уже известно, в области стратегических наступательных вооружений. Я имею в виду силы ядерного сдерживания. Кое о чем мы пока еще не говорим, но скажем - время подойдет», — отметил глава государства.

При этом Путин подчеркнул, что дополнительные расходы на оборону не милитаризируют экономику: «Это не милитаризация, но очень серьезный дополнительный импульс развития оборонной промышленности».

Кроме того, президент сообщил, что утвердил программу создания и развития военной группировки в Крыму, подготовленную Минобороны. «Мы ее не будем насыщать избыточным личным составом, избыточными вооружениями, но эта программа органично вписывается во все планы развития наших вооруженных сил, в том числе имею в виду ее территориальную составляющую», - сказал Путин.

Ответ Жириновскому
В ходе ялтинской встречи лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил Владимиру Путину новую должность — верховный правитель. Кроме того, парламентарий выступил с инициативой возродить Российскую империю, в том числе вернуться к черно-желто-белому триколору и гимну «Боже, царя храни», а также сделал ряд резких заявлений.

В ответ российский президент заявил, что высказывания лидера ЛДПР являются его личным мнением и не всегда отражают официальную позицию. При этом он с улыбкой заметил, что лидер ЛДПР «зажигает красиво» и добавил, что это его право. «У нас свобода слова», - сказал Путин.

Атмосфера Крыма
В заключении своего выступления российский лидер призвал депутатов «почувствовать атмосферу» Крыма. «Мне бы очень хотелось, чтобы вы все сюда приехали, походили, с людьми пообщались, почувствовали атмосферу, подышали этим воздухом, посмотрели на Крым, Севастополь», - сказал Путин.

По мнению президента, живое общение позволит парламентариям сформировать свежее восприятие новых субъектов федерации и принимать более выверенное решение по проблемам Крыма и Севастополя.

Российский президент прибыл в Крым 13 августа с двухдневным визитом. Это вторая поездка Путина в республику после того, как Крым вошел в состав России. Ранее президент приезжал в Севастополь 9 мая.

13 августа Путин провел в Севастополе оперативное совещание с членами Совета безопасности России, а также встретился и с исполняющим обязанности губернатора Севастополя Сергеем Меняйло и исполняющим обязанности главы Крыма Сергеем Аксеновым. После сегодняшнего выступления перед парламентариями у российского лидера запланирована встреча с деятелями культуры.

Комментарии экспертов

Речь Путина относительно взаимоотношений с международным сообществом вполне соответствовала моим ожиданиям. Да, были «ястребы», которые считали, что Путин выступит с какой-то агрессивной антизападной программой. Но этого не произошло.

«Ястребы» думали, что Путин перестал быть рациональным лидером, что он предложит какую-то программу агрессивной внешней политики или обнародует вторжение на Украину. Но, как мы видим, такие ожидания выкристаллизовались в выступлении Владимира Жириновского, и в результате стало абсолютно понятно, что такой подход не находит поддержки у Путина. Путин – рациональный современный лидер, и он мягко, но совершенно четко дистанцировался от предложения Жириновского по воссозданию империи, по титулу верховного правителя и т.д. И предложения по изменению выборной процедуры тоже не нашли поддержки с его стороны.

Путин остается рациональным современным политиком, который не нарушает конституционного правового поля и стремится к диалогу с самыми различными политическими, общественными силами, международным сообществом. Но при этом не забывает о национальных интересах и о механизмах их защиты и гарантирования.

По результатам выступления Путина в Крыму стало совершено очевидно, что позиция президента системная, но она основана на том, что страна проводит рациональную политику и делает рациональный выбор: Россия не отгораживается от Запада и ведет диалог самыми различными методами. И в ответ на пожелания наших «ястребов» о том, чтобы Россия вообще вышла из-под юрисдикции международных договоров, из-под юрисдикции международного права, президент занял совершенно другую позицию. Он не исключил, что Россия может выйти из отдельных международных договоров. А между этими двумя шагами нельзя поставить знак равенства.

Выход  из-под юрисдикции ЕСПЧ - право любого государства. Например, США вышли из договора об ОСВ, о чем Путин тоже сказал.

Речь Путина - системна, включает целый ряд моментов, но проникнута совершенно ясной идей, которая выражена в следующей формуле: Крым – это поле примирения. Вокруг этого постулата выстроена вся логика – и возможность улучшения отношений с Западом, и возможность диалога с Украиной, и вообще выстраивание диалога. При этом Путин дает четко понять, что Россия защищает свои национальные интересы, менять позицию не собирается и этим  обусловлены значительные расходы на оборону и т.д.

Руку дружбы Россия протягивала Западу на протяжении многих лет. И здесь, собственно, никаких принципиальных изменений нет. Не мы затеяли революцию на Украине, не мы были инициаторами развала украинского государства и не мы занимались эскалацией насилия. Как и не мы выступили инициаторами санкций, раздувания напряженности. Если мы вспомним мюнхенскую речь, которую считают знаковым моментом позиционирования России, то смысл ее таков: у нас рука протянута, а по этой руке непрерывно бьют и в нее плюют. Сегодня в Крыму Путин повторил эту сентенцию еще раз.

Путин подчеркнул, что Россия не изолируется, но она вынуждена отвечать на давление, вынуждена вразумлять наших партнеров, в первую очередь, европейских, которые, действительно, от нас сильно зависят. Причем зависят не только от импорта российских энергоносителей, но и от возможности экспортировать свою продукцию на наши рынки. И не случайно выбрана очень отдельная сфера, но очень чувствительная в силу разных причин. Это, на мой взгляд, очень точный выбор.

И в этом контексте намек на возможность выхода из ЕСПЧ тоже понятен. На мой взгляд, это совершенно бессмысленный договор и  стоило воспользоваться любым поводом, чтобы из него выйти, потому что это жалкое наследие хельсинской хартии, в основе которой лежали невыполнимые цели. Брежнев так стремился подписать Хельсинскую хартию и согласился на всякие гуманитарные корзины и прочее, ради нерушимости границ. И где они, нерушимые границы?

Это обременение несуществующей уже в своем основном базовом содержании Хельсинской хартии, причем, опять же, здесь есть инструменты внешнего ограничения российского суверенитета. Например, Вашингтон не признает юрисдикции никакого международного суда над американскими гражданами, и над Соединенными Штатами в целом. А мы зачем-то взяли на себя обязательства подчиняться по сути колониальной юрисдикции, которая создана для сателлитов Америки.

И не случайно речь о возможном выходе из-под юрисдикции ЕСПЧ прозвучала в Крыму. Совершенно понятно же, почему Путин выбрал Крым. Это - знаковая речь, подтверждение абсолютной необратимости возвращения Крыма Украине. Это знаковый символический вывод крымского вопроса за пределы любой возможной дискуссии. Да, это демонстрация нашей уверености в себе.

И, кроме того, это некий сигнал населению Крыма, которое также подвергается колоссальному давлению со стороны Киева, – то и дело возникают разговоры о том, что следующим после подавления Донбасса будет Крым, – и эти разговоры должны быть купированы. Что и было сегодня сделано.

Во-первых, я должен подчеркнуть уникальность места и формата. То, что эта встреча прошла в Крыму – это действительно здорово, это символично, потому что республика Крым и город-герой Севастополь были, есть и будут российскими. Это данность, которую всем нужно принять, и она никем не имеет права подвергаться сомнению.

Эта встреча была уникальна и составом участников – президент встретился со всеми фракциями Государственной Думы, в этой встрече принял участие премьер-министр Дмитрий Медведев и представители исполнительной власти Республики Крым и города-героя Севастополя, коллеги Аксёнов и Меняйло. Это, действительно, очень уникальный формат. Встреча была живой, встреча была интересной.

Самое главное, что мы услышали от президента – все задачи, которые сегодня поставлены по вхождению республики Крым и города-героя Севастополя в российское законодательство, чтобы финансовая система, все структуры работали в соответствии с Конституцией Российской Федерации (переходный период до 1 января 2015 года) – всё это будет выполнено.

Очень важно, что президент говорит о необходимости, занимаясь проблемами Крыма, не отпускать ситуацию в целом по России. Необходимо, чтобы майские указы выполнялись на всей территории Российской Федерации. Необходимо, чтобы социальная защита и социальная безопасность людей были приоритетом в деятельности всех руководителей как регионального, так и федерального уровня.

Президент отметил, что всем вместе нужно работать над тем, чтобы ни у кого не было даже мысли о том, что якобы там Крым и Севастополь – обуза, дополнительные траты. Наоборот, это локомотив. Потому что, перестраивая жизнь в республике Крым и в Севастополе, мы должны перестроить и всю российскую жизнь. Потому что крымчане и севастопольцы 16 марта не только проявили волю и приняли историческое решение – они разбудили глубинные пласты патриотизма в Российской Федерации. И сегодня Россия уже не будет жить по-старому, в том числе с точки зрения социальной защиты и социальной справедливости. Это абсолютно созвучно идеологии и программе нашей партии, мы приветствует все позиции президента, и будем его полностью поддерживать.

Президент не исключил, что, в принципе, возможен выход России из-под юрисдикции ЕСПЧ. Я считаю, что это действительно так. Мы должны исходить из своих национальных интересов. Если национальные интересы Российской Федерации расходятся с требованиями тех или иных норм международных договоров, мы вправе из этих договоров выйти. Кстати, президент затронул не только возможность выхода из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. Например, он сказал, что можно и нужно рассматривать ситуацию по договору между Россией и Америкой по сокращению и ликвидации ракет среднего и малого радиуса действия.

Для меня самое главное в выступлении Владимира Путина – это явная и твердая воля к миру на юго-востоке Украины. Это вопрос самый срочный, все остальные вопросы (а среди них немало конфликтных и спорных) могут подождать. Но мир на востоке Украины ждать не может. И в речи президента была проявлена явная воля к миру, и надеюсь, что этот призыв будет услышан.

Дело в том, что для решения этой проблемы нужна компромиссная формула мира. Но Владимир Путин не может предложить эту формулу от себя. В возникшей обстановке холодной войны любая инициатива, исходящая от президента России, будет немедленно оспорена и раскритикована. Я надеюсь, что формулу мира могла бы предложить Европа.

Пожалуй, в его выступлении мне не хватило какой-то адресной апелляции к Европе. Но надеюсь, что даже без прямого обращения к европейским лидерам сигнал, исходящий от президента России, будет услышан, и Европа, наконец, кроме действий, связанных с усилением давления на РФ, сможет предложить формулу мира. Потому что больше всего потерь от сохранения конфликта на востоке Украины и от нарастающей конфронтации с Россией несет, несомненно, Европа. Поэтому очень важно сейчас, чтобы воля, проявленная президентом России, воля к миру на востоке Украины была услышана в европейских столицах и нашла позитивный отклик.

Понятно, что Россия ни в коем случае не может обойтись без иностранных частных инвестиций, потому что последние годы нарастало преимущественно государственное инвестирование, но оно не в состоянии само по себе поднять экономику нашей страны. Что касается частных западных инвестиций, то скорее всего, в обстановке холодной войны они будут приостановлены, и надо искать новые направления.

Во-первых, надо кончать холодную войну как можно скорее, она явно препятствует развитию страны, а во-вторых, конечно, необходимо искать новые источники иностранных инвестиций. Искать их надо в азиатском регионе, и далеко не только в Китае, на который многие уповают.

Есть множество стран, демонстрирующих впечатляющую динамику, и они могут быть источниками инвестиций. Несомненно, нужно упомянуть и Турцию, и Индию, и Индонезию, и арабский мир может гораздо более активно участвовать в инвестировании в Россию, чем это было до сих пор, в том числе в лице суверенных фондов арабских государств.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".