Статья
2276 20 августа 2014 10:06

Минские переговоры

Встреча глав государств Таможенного союза (ТС) в Минске может стать едва ли не событием года. Именно здесь, возможно, состоятся переговоры президентов России и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко.

В Минск приедут лидеры Украины, России, Белоруссии и Казахстана, а также представители ЕС.

Ключевым моментом минской встречи может стать личная встреча президента Украины Петра Порошенко с российским коллегой Владимиром Путиным.

Ранее пресс-служба президента Украины подтвердила, что в столице Белоруссии 26 августа пройдет встреча с участием представителей Украины, Евросоюза и Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан). В сообщении отмечалось, что от Евросоюза в Минск приедут верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и еврокомиссар по торговым вопросам Карел де Гюхт. Кто еще примет участие во встрече, в сообщении не уточнялось.

Стоит отметить, что личная встреча Путина и Порошенко остается главной интригой минских переговоров: до сих пор не ясно, состоится ли она.

Так, пресс-секретарь российского главы государства Дмитрий Песков во вторник заявил, что говорить о личной встрече президентов России и Украины преждевременно. Он отметил, что переговоры на высшем уровне «проходят после того, как они хорошо подготовлены».

Переговоры в Минске обсудили также председатель Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу и Нурсултан Назарбаев.

«Достигнута договоренность о проведении в случае необходимости аналогичной встречи в Астане», -  сообщается на сайте президента Казахстана.

Слухи о возможной встрече президентов России и Украины появились еще в конце прошлой недели.

14 августа президент Белоруссии Александр Лукашенко пригласил Петра Порошенко в Минск на переговоры с Владимиром Путиным.

По словам Лукашенко, он накануне разговаривал с российским президентом и с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, и они не против встречи. «Я сказал своим коллегам: давайте предложим Петру Порошенко, пусть подключается к обсуждению этих проблем и других, которые есть на Украине, если он этого желает, обсудим эти вопросы, их все равно не обойти», - заявил Лукашенко.

Эксперты еще тогда отмечали, что президент Белоруссии со свойственными ему способностями извлекать выгоду из любой ситуации, может выступить медиатором в споре между Киевом и Москвой. Тем более, что Александр Григорьевич в последнее время строил партнерские отношения с Киевом (он присутствовал на инаугурации Порошенко) и Москвой (Лукашенко в свете санкций пообещал Владимиру Путину обеспечить на границе полную прозрачность в духе партнерских отношений).

Первая и пока единственная встреча Путина и Порошенко прошла в июне, на праздновании 70-летия высадки союзников в Нормандии. Тогда главы государств пообщались минут 15.

«В ходе краткого разговора и Путин, и Порошенко высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке Украины, а также боевых действий обеих сторон — и со стороны украинских вооружённых сил, а также со стороны сторонников федерализации Украины. Кроме того, была подтверждена безальтернативность урегулирования ситуации мирными политическими средствами», — рассказал позднее пресс-секретарь российского президента  Дмитрий Песков.

Однако с тех пор кризис на Украине только усилился, - военная операция против ополченцев на юго-востоке принесла новые жертвы.

В июне Путин и Порошенко должны были встретиться в Бразилии по случаю чемпионата мира по футболу. Однако, как напоминает«Коммерсант», встреча сорвалась, поскольку из-за сложной ситуации в стране Петр Порошенко передумал лететь на матч.

Сейчас президенты могут обсудить «катастрофическую гуманитарную ситуацию на востоке Украины», заявил во вторник Дмитрий Песков. Он сообщил, что у Путина планируются несколько двусторонних встреч, но не сказал, с кем именно, пишет ИТАР-ТАСС.

Предполагается, что ключевой темой, которую могут обсудить президенты РФ и Украины, станет ситуация в Донбассе. Этот вопрос был одним из главных и в ходе состоявшихся в минувшее воскресенье переговоров глав МИДов Украины, России, Франции и ФРГ в Берлине. Однако по итогам встречи министр иностранных дел РФ Сергей Лавров признал, что по двум важнейшим пунктам - прекращению огня и политическому процессу - прогресса достичь не удалось.

Намечается «дорожная карта, которая может вывести в завершение войны и переход к миру», написал в Facebook по итогам переговоров Порошенко и Баррозу заместитель главы администрации президента Валерий Чалый. Что может лечь в основу этой «дорожной карты», стороны не уточняют.

На встрече Путина с Порошенко также могут обсуждаться вопросы гуманитарного характера и прекращения огня на Донбассе, приводит РБК слова  председателя комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Слуцкого. Говорить о том, будет ли тема военного конфликта определяющей, пока рано, уверен финский политолог Аркадий Мошес. Он не исключает, что речь пойдет, в первую очередь, о торгово-экономических вопросах в соответствии с заявленным форматом.

Эксперты высказывают самые различные прогнозы относительно предстоящей встречи президентов двух соседних стран.
 
«Обе стороны, Россия и Украина, идя на эту встречу, рассчитывают выйти из нее победителями», - заявил «Коммерсанту» киевский политолог Михаил Погребинский. По словам же главы Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова, от возможной встречи двух президентов «не стоит ожидать прорыва».

Гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев также настроен пессимистично: «Я думаю, что пока оснований для серьезной двухсторонней встречи Путина с Порошенко нет. Если во встрече Порошенко с Таможенным союзом все понятно: обсуждать будут пошлины, - то о чем могут говорить президенты России и Украины между собой, не очень понятно», - сказал он «Московскому комсомольцу».

Схожей позиции придерживается директор Института политической экспертизы Евгений Минченко. «У меня нет большого оптимизма по поводу этих переговоров, даже если они состоятся. Были уже женевские соглашения, например, и что: украинская сторона их соблюдает? Обещания украинской стороны, как правило, заканчиваются ничем. Она только постоянно обвиняет Россию», - отметил он тому же изданию.

«Актуальные комментарии» в свою очередь попросили экспертов рассказать о перспективах Таможенного союза как площадки для подобного рода переговоров, судьбе этого объединения с учетом санкционного противостояния и роли посредников в урегулировании украинского кризиса.

Комментарии экспертов

В настоящий момент Украина находится в ситуации острейшего политического, социально-экономического кризиса. При этом Порошенко – фигура во многом несамостоятельная, и у неё есть однозначный куратор из Вашингтона. В этой ситуации переговоры Путина с Порошенко будут идти во многом под влиянием Соединённых Штатов Америки, которые, как мне кажется, используют Порошенко и современную украинскую власть как некий таран для расшатывания позиции России на постсоветском пространстве. Это касается Майдана, это касается так называемой антитеррористической операции на юго-востоке и прочее.

Поэтому диапазон компромисса на этих переговорах будет весьма ограничен (особенно что касается мира в Донецке и Луганске), поскольку в последнее время создается впечатление, что Соединённые Штаты Америки не заинтересованы в урегулировании этого конфликта, и подталкивают Порошенко, наоборот, к более активным действиям.

Что касается самого Таможенного союза, в условиях санкций этот проект оказался в подвешенном состоянии, потому что сейчас все участники данного соглашения смотрят, насколько Россия выдержит этот санкционный удар, насколько она сможет противостоять своим оппонентам на Западе. И в зависимости от этого, я думаю, будет приниматься решение об углублении интеграции.

Особняком стоит вопрос о позиции Лукашенко. Он, конечно, попытается выступить в качестве модератора этого процесса, потому что у него есть личный интерес в таком модерировании. Во-первых, это позволяет ему продемонстрировать свою значимость и силу для внутренней аудитории. С другой стороны, если не вернуть поддержку Европы, то, по крайней мере, обеспечить себе менее жёсткий настрой ЕС в отношении Белоруссии. Не исключено, что такое модераторство может привести к ослаблению давления Европы на республику Беларусь. Другое дело, что в ситуации, когда в переговорах участвует лично Владимир Путин, Лукашенко всё равно будет очень сложно солировать. Конечно, главной персоной будет российский президент.

Если же говорить о взаимодействии Москвы и Киева в торгово-экономической сфере, то здесь, я думаю, Путин обозначит пагубность действий в плане введения санкций в отношении России со стороны Украины. Стороны обмениваются ударами в ущерб экономике. Нельзя забывать, что Россия имеет очень серьёзные рычаги воздействия на ситуацию, начиная от полного разрыва экономических связей с Украиной и кончая фактически конфискацией активов Порошенко на территории Российской Федерации. И я думаю, что такого рода угроза будет предъявлена президенту Украины.

Теоретически, наверное, Таможенный союз мог бы стать площадкой для разрешения украинского кризиса, но практически это маловероятно по одной простой причине – Украина считает Россию стороной конфликта, и за Украиной в этом смысле стоят американцы. Поэтому трудно себе представить, как Таможенный союз мог бы стать площадкой для объективного решения этой ситуации – во-первых. Во-вторых, украинская сторона никого не ждет в качестве посредников, она совершенно четко позиционирует себя как страну, которая находится под покровительством Вашингтона.

И, к сожалению, пока именно такую позицию они пытаются навязывать и всем остальным. Киев постоянно дает понять, что надо учитывать, что за ним стоят американцы и отчасти европейцы.

У меня такое ощущение, что сейчас Европа на этой встрече пытается завязать такой непонятный морской узел, стремясь все-таки заставить Россию и страны Таможенного союза прямо или косвенно субсидировать падающую украинскую экономику. Сами они этого делать не хотят. С другой стороны, они захотят обменять эти вещи на возможные ослабления своих собственных санкций против России, но при этом еще и требуя, чтобы Москва сняла свои ограничения. То есть будет попытка создать иллюзию взаимных уступок, но на самом деле вернуть все к исходной точке, а именно заставить Россию спонсировать враждебный политический режим на Украине в обмен на снятие каких-то санкций, чтобы при этом в психологическом плане все равно Россия оставалась бы виноватой.

Я не знаю, как там будут поступать Путин и Кремль, но я бы эту ситуацию воспринимал очень осторожно. Украина на самом деле находится на грани полного экономического коллапса. Это не значит, что она исчезнет как государство, но ее однозначно ждут очень тяжелые времена. И я не вижу никакого смысла поддерживать нынешний политический режим на Украине. Он ведет себя вызывающе, как мелкий хулиган, который сам ничего не может, но постоянно ссылается на большого брата, который может прийти из соседнего двора, и поэтому с этим мелким хулиганом надо считаться.

Я уверен, что киевские власти должны понять свое место в этом мире. Их претензии на то, что они должны творить большую историю, ничем не обоснованы. У них есть проблемы, они сами их себе создали, вот пусть сами с ними справляются. У них есть те, кого они называют друзьями, это американцы и европейцы, вот пусть эти друзья им и помогают. Я считаю, что это было бы правильным, по крайней мере, на данном этапе. Я не говорю, что так может продолжаться всегда, потому что все равно и Украина, и украинский народ были, есть и будут очень близкими, никакие Порошенки и Яроши радикально изменить эту ситуацию не смогут. Но на данном этапе с этой конкретной властью, я считаю, надо поступать очень твердо и не вестись ни на какие попытки шантажа. Многочисленные встречи и переговоры нужны Киеву больше, чем Москве.

Мы на самом деле достаточно неплохо себя чувствуем. Да, идет война на юго-востоке, мы в ней прямого участия не принимаем. Да, есть санкции со стороны Запада, но они для нас не фатальны. И, более того, мы можем из них извлечь даже кое-какие выгоды для собственных производителей. А вот Киеву все это жизненно важно, потому что там понимают, что через несколько месяцев их ждут очень тяжелые времена. Но они пытаются держать хорошую мину при плохой игре и делать вид, что Москва заинтересована в переговорах.

Я глубоко убежден, что нам это на данном этапе нужно гораздо меньше, чем им, а может быть и вообще не нужно. Тем более что мы пока не видим ни одного шага навстречу ни со стороны украинской власти, ни со стороны Евросоюза, ни со стороны американцев, почему мы должны им в чем-то уступать?

Нам надо преследовать собственные интересы, а не встраиваться в их логику. А их логика проста – Западу очень удобно, чтобы Россия прямо или косвенно спонсировала враждебный самой себе политический режим на Украине, очень долгое время это им удавалось, скажем честно.

Я, честно говоря, не считаю позицию Украины жизненно важной для Таможенного союза. Он состоялся уже без Украины, и он живет. Это объединение имеет свои проблемы, но оно имеет и свои плюсы, и у него есть свои перспективы для развития. Да, хорошо, если Украина присоединится к Таможенному и Евразийскому союзу. Но вовсе не правда, что мы без них не сможем и развиваться.

А вот что сможет Украина, покажет время. Сейчас мы видим, как ее промышленный потенциал разваливается на глазах. На днях Запорожский автозавод уволил 21 тысячу человек. Легендарного завода просто больше нет. И это следствие той политики, которую ведет современная киевская власть.

Если говорить о Белоруссии, то, конечно, Лукашенко старается извлечь выгоду, выступая медиатором. Что у него получится, посмотрим. У Таможенного союза нет консолидированной позиции по Украине, это правда. Возможно, Лукашенко хочет на этом сделать свои дивиденды. Но я не думаю, что это является каким-то фатально важным фактором. Он понимает, что сейчас можно получить конкретную выгоду, во-первых, на ухудшении отношений между Украиной и Россией, потому что, потеряв российский рынок, Украина будет бороться хотя бы за белорусский, несмотря на то, что он несопоставим с российским. А во-вторых, Лукашенко осознает, что вводя запреты на европейскую продукцию, Россия открывает очень серьезные перспективы для белорусской сельхозпродукции на своем рынке.

Да, наверное, нам хотелось бы, чтобы и Белоруссия, и Казахстан выступали с нами с одних и тех же позиций, но с самого начала это было маловероятно. С одной стороны, они солидаризируются с нами по некоторым политическим моментам, но сохраняют экономическую независимость. Таможенному союзу это не очень вредит. Да и политических иллюзий у лидеров Белоруссии и Казахстана нет. Они понимают, что кое-кто мечтает, чтобы вслед за Киевом был Майдан в Минске, Астане, Москве.

Лукашенко это прекрасно понимает, и тоже пытается найти какой-то компромисс, в том числе страхуя себя и от этих рисков.

Я надеюсь на то, что в ходе переговоров в Минске будет сделан какой-то прорыв. Но боюсь, что на самом деле никакой сенсации не будет, слишком далеко пока что позиции сторон стоят друг от друга.

К тому же у меня такое чувство (и оно навеяно в том числе результатами неоднократных переговоров с участием представителей европейских держав), что украинская сторона несамостоятельна в своих решениях, поэтому, даже если она дает какие-то обещания, эти обещания тут же блокируются теми силами, которые не заинтересованы в мирном решении конфликта. Я говорю в первую очередь о Соединенных Штатах. Поэтому относительно переговоров в Минске есть осторожный оптимизм.

Безусловно, история с санкциями определенным негативным образом повлияла на процесс формирования Таможенного и Евразийского союза. Но эта история повлияла негативным образом и на многие другие процессы – и на процессы в самом Европейском союзе, и на процессы интеграции на большом евразийском пространстве (создание общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока).

Так что интеграционные процессы все равно будут идти, пусть и с меньшей скоростью. Развитие Евразийского союза выгодно всем участникам.

21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".