Статья
2543 2 сентября 2014 11:21

Минский контакт

В понедельник 1 сентября в Минске состоялось заседание контактной группы по Украине. О возобновлении работы в таком формате президент Украины Петр Порошенко и президент России Владимир Путин договорились еще на саммите в Минске 26 августа, передает МИА «Россия сегодня».

Киев представлял второй президент страны Леонид Кучма, Россию — посол на Украине Михаил Зурабов, ОБСЕ — спецпредставитель Хайди Тальявини, самопровозглашенную Донецкую народную республику — вице-премьер Андрей Пургин, а Луганскую — председатель Верховного совета Валерий Карякин.

На переговорах обсуждалось мирное разрешение конфликта, пре­дполагающее сохранение самопровозглашенных республик в составе Украины. План ополченцев предполагает широкую автономию ДНР и ЛНР, возможность иметь собственные вооруженные формирования и вести самостоятельную торговлю с Россией и Таможенным союзом. К компромиссу стороны пока не пришли. Переговоры продолжатся 5 сентября.

«Мы привезли порядка восьми-девяти пунктов предложений. Здесь все: пленные, гуманитарная миссия и другие важные вопросы», — цитирует «Интерфакс» заявление Андрея Пургина перед началом переговоров.

Народные республики еще до начала переговоров опубликовали в СМИ свои требования: гарантировать политическое, экономическое и культурное единство Украины самопровозглашенные республики готовы в обмен на признание особого территориального статуса самопровозглашенных республик, прекращение силовой операции и проведение свободных выборов, особый статус русского языка на территориях ДНР и ЛНР, безусловную амнистию для участников ополчения, право на назначение прокуроров и судей, право использовать русский как официальный язык.

Еще одно требование — особый порядок внешнеэкономической деятельности для регионов, позволяющий им усилить интеграцию с Россией и Таможенным союзом. Кроме того, ополченцы требуют установления на этих территориях особого режима охраны порядка, в том числе специальными формированиями вооруженных граждан.

В воскресенье пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков указал, что Владимир Путин призывал обсуждать статус самопровозглашенных республик в составе Украины. Вчера Песков уточнил РБК, что на переговорах президентов России и Украины в Минске 27 августа тема статуса ДНР И ЛНР даже не могла обсуждаться, поскольку это не тема российской стороны.

В заявлении, которое цитируют российские агентства, ДНР и ЛНР также предлагают Киеву выдвинуть в качестве переговорщика человека, находящегося на государственной службе (Кучма государственного поста не занимает). После этого на первом этапе переговоров народные республики могут делегировать мандат на ведение переговоров от их имени с таким представителем. На втором этапе, по согласованию сторон, переговоры могут вестись непосредственно между официальными представителями Украины и официальными представителями правительств народных республик. Президент Украины Петр Порошенко не раз отмечал, что с представителями самопровозглашенных республик переговоры вестись не будут, так как он считает их преступниками и террористами.

Москва считала необходимым на переговорах в понедельник начать согласование незамедлительного прекращения огня без предварительных условий, сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров на выступлении в МГИМО.

По итогам переговоров, которые продлились четыре часа, Пургин заявил, что разногласия сохранились. На следующей сентябрьской встрече возможно обсуждение прекращения огня и обмена пленными.

Комментарии экспертов

Первый раз представители Донецкой народной республики и Луганской народной республики участвуют в работе контактной группы, что вполне понятно и закономерно, потому что они являются одной из воюющих сторон. Стремление Запада до этой поры обойтись без одной из сторон конфликта выглядело странно, хотя вполне в стиле Запада. Привлекались все, кто угодно: Россия, Европейский Союз, Соединённые Штаты, Таможенный союз, Киев и т.д. – все, кроме Новороссии – нового государственного субъекта.

Переговоры в Минске – это, безусловно, де-факто признание Народных Республик.

Кроме этого, ситуация коренным образом изменилась на фронтах. Украинская армия близка к своему полному разгрому, фактическому и моральному. Если во время первых переговоров, которые проходили в Донецке с участием Бородая, Кучмы и Зурабова, ещё было совершенно не ясно, чем закончится военное противостояние, то сейчас уже совершенно понятно, что шанса удержать ситуацию военным путём у Киева нет.

Сейчас главная задача Киева – перейти к политическим переговорам. Это главная трудность – и Запад, и Киев делают всё возможное, чтобы новое государство не признать, и, соответственно, каким-то образом нивелировать эффект от своего совершенно позорного военного поражения. Для этого Порошенко старается убеждать весь мир, что Украина воюет с российской армией, потому что трудно объяснить миру, что государственная регулярная армия после четырёх волн мобилизаций проигрывает, как они говорят, каким-то непонятным террористам, реконструкторам, электрикам, шахтёрам, дирижёрам Казачьего хора и т.д. Естественно, им остаётся только рассказывать сказки про полномасштабное российское вторжение.

Армия Новороссии уже имеет шансы не просто отвоевать всю территорию бывших Донецких и Луганских областей – нынешних суверенных государств, но и выйти за эти пределы. Понятно, что Новороссия как субъект уже состоялась. Весь вопрос в том, каковы будут её границы – будет ли она локализована лишь только в границах Донбасса и Луганщины, либо она выйдет за их пределы, освободит от киевского режима ещё какие-то территории.

Поскольку Киев до последнего момента уходил от вообще какого-то хотя бы подобия политического урегулирования и на серьёзные переговоры не шёл, то республикам оставался единственный выход – утверждать свои позиции с помощью военного противостояния.

Ополченцы неоднократно заявляли, что война прекратится при двух условиях. Первое – как только Киев прекратит стрельбу, то есть свернёт так называемую антитеррористическую, а на самом деле карательную, операцию. И второе – когда он признает независимость этих двух республик. Понятно, что распад Украины де-факто просто уже состоялся, а Украина утратила свою независимость как государство. И теперь вопрос уже стоит о государственности самой Украины.

Совсем недавно звучала опять тема федерализации – что якобы Киев предоставляет на каких-то условиях автономию, принимает какие-то либеральные законы о языке и т.д. Но, в принципе, федерализация умерла ещё весной. Условно говоря, до присоединения Крыма и до референдума 11 мая в Донбассе и Луганске ещё можно было обсуждать, так или иначе, федерализацию. После 11 мая это уже потеряло смысл. Распад Украины состоялся.

Пятого сентября на переговорах в Минске мы ничего совершенно не ждём. И вчера первым вице-премьером Андреем Пургиным, который участвовал в переговорах, а потом уже устами премьер-министра Захарченко было сказано, что никаких судьбоносных решений, и даже никаких серьёзных обсуждений будущего политического устройства, конфигурации ЛНР, ДНР, Киева, не обсуждалось. Пока обсуждали вопрос только обмена пленными, всех на всех, гуманитарных коридоров и т.д.

Всё время обсуждаются условия прекращения огня и т.д. Пока нет окончательной военный победы, и военная кампания не закончена, обсуждать вопросы государственного строительства преждевременно. На этом настаивают, соответственно, ДНР и ЛНР.

По оценкам некоторых представителей руководства Новых Республик, которые уже высказываются кулуарно, до конца зимы с Киевом обсуждать политическое устройство, наверное, не придётся. По крайней мере, армия Новороссии запасается зимними комплектами формы, белыми маскхалатами для укрытия в снегу и т.д. Понятно, что люди готовятся к довольно затяжной осенне-зимней кампании. И где-то к концу зимы, судя по всему, результат будет уже оформляться какими-то соглашениями.

Проблема в том, что Киев не собирается ничего обсуждать. У украинских властей у самих в Киеве политическая напряженность и вполне реален правонацистский переворот силами правых радикалов, которые упрекают Порошенко в том, что он недостаточно жёстко ведёт антитеррористическую операцию, держит армию на поводке, бросает людей в котлы на верную гибель, как пушечное мясо на убой. Вполне возможно, что судьба режима Порошенко будет решена раньше, чем будет какая-то чётко оформленная военная победа Новороссии.

Проблема не в Порошенко лично. Грубо говоря, Донбассу совершенно всё равно, отдаёт приказы Порошенко или сменивший его Ляшко, например. Для них главное – решить проблему в принципе. Они раз и навсегда 11 мая высказались, что они хотят жить отдельно, самостоятельно, им не интересно обсуждать автономию и всё прочее. Единственная проблема – чтобы никто не стрелял, перестала литься кровь. Вот это есть предмет обсуждения.

Перспектив у переговоров по статусу Народных Республик 5 сентября в Минске нет. Предложения ни с одной, ни с другой стороны приняты не будут, они взаимоисключающие.

Как я уже говорил, Порошенко ограничивает возможности внутриполитической ситуации. Настроение той части народа, которая его поддерживает, продолжает оставаться неудовлетворительным. Жители Украины стремятся к победе. Они не очень хотят, чтобы их родственники воевали, но победить они всё равно хотят.

Для Порошенко сейчас любой компромисс (а компромиссом может быть признание какого-то статуса Новороссии) практически невозможен. Как только он начнёт переговоры по этой проблеме, у него начнётся серьёзная внутренняя дестабилизация вплоть до того, что возможен протест его собственной карательной армии. Такое тоже не исключено. Военные объявят президента предателем и продолжат войну.

Поэтому разные предложения могут выдвигаться с разных сторон, но договориться будет очень сложно. Те предложения, которые будут предлагать представители Новороссии, будут неприемлемы для Порошенко, условия Порошенко будут неприемлемы для ЛНР и ДНР. Причём надо учитывать, что всё это происходит в условиях наступления войск ополченцев. Любая уступка будет приниматься в Киеве как слабость Порошенко. А с каждым новым днём наступления, занятием всё новых и новых территорий, будет расти позиция Новороссии. После нескольких месяцев варварских обстрелов ополчение тоже не готово отступать. Поэтому уговорить прекратить боевые действия тоже будет достаточно сложно. Мы можем столкнуться с ситуацией, когда в Минске о каком-то компромиссе, возможно, договорятся, а боевые действия будут продолжаться.

Кучма – просто украинский политик. Вот Кучма съездил в Минск. Он не является официальным представителем Украины. В лучшем случае посредник, причём ангажированный – поскольку выступает с позиции Киева на переговорах. То, что до сих пор переговоры ведутся на уровне Кучмы, свидетельствует о том, что какие-то взаимные решения не найдены.

Российская Федерация достаточно активно участвует в организации этих переговоров. Россия и Новороссия делают всё возможное для урегулирования ситуации, и демонстрируют Западной Европе: «Мы этого хотим, с нами же не хотят договариваться. Мы предлагаем им возможность мирного урегулирования. Нам предложили переговоры, мы пришли на переговоры». Когда потом спрашивают – почему продолжается война, вы говорите: «Вы видите, мы ни о чём не договорились. Продолжаем переговоры». Переговоры могут идти параллельно войне годами.

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".