Статья
9830 22 октября 2014 13:12

Уникальный шанс

Мы живем в сложном, противоречивом, динамично меняющемся мире, изобилующем множащимися вызовами природного и техногенного характера, конфликтами, столкновением политических интересов и мировоззренческих установок.

В этих условиях крайне важен поиск оптимальных компромиссных путей урегулирования возникающих противоречий в целях недопущения их перерастания в масштабное враждебное противостояние и применение вооруженного насилия, способного привести к гибели тысяч людей.

Однако в современном мире есть государство, политическое руководство которого, не задумываясь, нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права, провоцируя вооруженные конфликты и применяя свои вооруженные силы в различных уголках планеты в целях извлечения экономической выгоды. Я имею в виду, конечно же, США, которые сегодня превратились в главный субъект дестабилизации социально-политической обстановки практически на всех континентах.

Беспринципность, ложь, лицемерие — это качества, имманентно присущие администрации США в течение многих лет, а агрессивная внешняя политика — наглядное проявление этих качеств. Не заботы о свободе и демократии движут американскими политиками, а интересы ВПК, финансовых и энергетических магнатов.

И бесконечная череда инициируемых в отношении России санкций — яркое тому доказательство. И спровоцированная американцами гражданская междоусобица в Украине также служит именно этим целям и интересам. А уж дымовые информационные прикрытия, которые пытаются использовать США для придания видимости легитимности своим агрессивным действиям, никак не стыкующимся с общепризнанными нормами и принципами международного права, сегодня могут убедить разве что либо совсем неграмотных людей, либо тех, кто очень хочет верить в эту ложь.

Первым и самым главным поводом для введения антироссийских санкций стало вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым. И ведь действительно обидно. Пока сенаторы США по очереди ходили на Майдан в Киеве для поддержки революционного духа фашиствующих молодчиков и осуществляли антиконституционный государственный переворот, за их спинами без всякого с ними согласования самый аппетитный кусочек Украины, к которому давно примеривались натовцы, взял да и отошел к России. Как же после этого не возмутиться! И пошло-поехало…

Не успели упасть на многострадальную украинскую землю обломки малазийского пассажирского самолета, как тут же официальный представитель американского Госдепартамента Д. Псаки назвала виновного — Россию. Предложения спокойно и объективно разобраться в этом действительно чрезвычайном происшествии американцы не слышат — для них все уже ясно. Даже если данные их спутников-разведчиков свидетельствуют о том, что гражданский лайнер был сбит украинскими силовиками. Перевернутая с ног на голову логика требует ввести новые санкции против России. И не важно, что от этих санкций пострадают и европейские партнеры: Польша, Франция, Германия, другие государства. Бог с ними, они все равно выстроятся за главным мировым должником — США, так как крепко привязаны к доллару (кстати, ничем не обеспеченному). Похоже, некоторые политиканы из Белого дома перевели своих европейских друзей, что не так давно признал глава МИД Польши Радослав Сикорский, в статус М. Левински и заставляют их удовлетворять свои растущие амбиции и прихоти.

Давайте все-таки попытаемся спокойно разобраться, откуда появились секторальные санкции против России, на каком основании они введены, какова правовая основа их применения. Для этого не надо обладать глубокими специальными познаниями. Любой здравомыслящий человек, обладающий аналитическим мышлением, вынужден будет признать, что никакой правовой основы для введения санкций против Российской Федерации не существует и существовать не может.

Справка. Санкции ООН — это система невоенных, в большей степени экономических мер принуждения, решение о применении которых принимается Советом Безопасности ООН на основании 41 статьи Устава ООН, в отношении государства-правонарушителя международного мира и безопасности. Целью применения санкций ООН является прекращение такого правонарушения и обеспечение выполнения государством-правонарушителем обязанностей, которые вытекают из правоотношения ответственности.

Таким образом, санкции в отношении конкретного государства как система мер принуждения могут вводиться только в том случае, если этот процесс инициирован Советом безопасности ООН, а для этого нужны очень серьезные причины (например, данное государство осуществляет агрессию, развязало войну, проводит политику геноцида, совершает иные тяжкие преступления с позиций международного права), а также соответствующее процедурное оформление. Санкции легитимны лишь в том случае, если они вводятся специальным решением Совета Безопасности ООН.

При введении санкций против России все эти требования игнорируются. Целью же их безусловно является стремление США ослабить Россию как мощного самостоятельного игрока на международной арене, способного принимать политические решения без оглядки на Америку. И конечно же, в основе санкционной антироссийской политики США лежат ее безграничные нефтяные аппетиты. Поэтому и главными мишенями здесь стали наши нефтяные компании и их руководство.

Так, например, 12 сентября т.г. Управлением по контролю иностранных активов (OFAC) Минфина США была издана Директива 4, запрещающая (без отдельного разрешения) представление, экспорт, реэкспорт, прямой или косвенный, товаров, услуг и технологий для разведки и добычи нефти на больших глубинах, на арктическом шельфе или в рамках сланцевых проектов в России и в ее исключительной экономической зоне.

Согласно Идентификационному листу секторальных санкций (Sectoral Sanctions Identifications List) и комментариям OFAC (FAO) санкции касаются российских нефтегазовых компаний («Роснефть», «Газпром», «Газпромнефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз») в сферах бурения, геофизики, геологии, логистики, управления, моделирования и картографии.

Эта директива издана со ссылкой на Исполнительный указ президента США Б. Обамы №13662 от 20 марта 2014 года, согласно которому Секретарю Казначейства по согласованию с Государственным секретарем даны полномочия принимать ограничительные меры в отношении энергетического сектора России.

И вновь американское руководство демонстрирует свою недальновидность и опять в который раз наступает на одни и те же грабли. Даже экс-глава концерна BP Тони Хейворд в интервью газете Financial Times заявил, что санкции ЕС и США против нефтяного рынка России в итоге ударят по самому Западу и приведут к перебоям в поставках и росту цен. Хейворд утверждает, что, отрезав энергетическую промышленность России от рынков капитала, ЕС и США наносят ущерб долгосрочным поставкам.

Интересно, граждан скольких европейских стран нужно заморозить, чтобы их политическое руководство осознало бесперспективность и бессмысленность попыток разговаривать с Россией с позиции силы? А может быть, это даже пойдет им на пользу? Они быстрее поймут, что во внешней политике нужно не слепо следовать указкам из-за океана, а ориентироваться на нужды и интересы собственных народов.

К слову, для России санкции также не однозначно негативны. Как это ни парадоксально, но в них есть и положительное, стимулирующее начало. Действительно, санкции могут послужить мощным толчком к развитию собственных инновационных технологий, нефтегазовой промышленности, судостроения и т.д. Сумела же в свое время молодая советская республика, оказавшаяся в экономической изоляции, за несколько пятилеток догнать и перегнать развитые европейские государства по основным производственным показателям. Может быть, введение санкций против России с подачи недальновидной американской администрации — это тоже уникальный шанс для россиян проснуться, засучить рукава и напрячь мозги?

Виктор Петрищев, член Общественно-консультативного совета РАН по проблемам борьбы с международным терроризмом, доктор юридических наук, профессор специально для «Актуальных комментариев»

Фото: arms-expo.ru

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".