Статья
10305 28 октября 2021 10:30

Виртуальный Левиафан

Прошедшие в России выборы в Госдуму обострили дискуссию о роли государства в Интернете и пределах допустимого регулирования виртуального пространства госорганами. Некоторые политические силы хотели бы, чтобы онлайн-сфера оставалась исключительно частной, зоной «свободной от государства», однако это противоречит его природе. Поэтому госрегулирование Интернета увеличивается абсолютно во всех странах, хоть и происходит это по-разному.

Общемировая тенденция

Сама проблема государственного регулирования Интернета не нова. Острее она, как показывают политологические исследования, стоит в странах с гибридными и авторитарными режимами, однако и западные демократии столкнулись с необходимостью изменения подхода к развитию Интернета. Причем если раньше речь шла об общих правилах игры, то теперь появляются все более конкретные и сложные специфические условия и требования.

Например, следствием скандала вокруг вмешательства в американские выборы 2016 года стали значительные изменения в работе крупных социальных сетей, их алгоритмов формирования новостных лент и многое другое. Так, в Facebook после жестких требований со стороны американских властей повысить безопасность выборов пессимизировали в выдаче сообщения групп в целях ограждения пользователей от политического контента, ужесточили правила рекламного продвижения постов на политическую тематику.

В том же 2016 году Европейский парламент принял Генеральный регламент о защите персональных данных (GDPR), который функционирует с 2018 года. GDPR защищает персональные данные граждан Европы. Власти ЕС потребовали от IT-корпораций, чтобы эти данные использовались только в законных целях, были конфиденциальными, а сами операторы этих данных были подотчетны. За невыполнение закона накладывается штраф до 20 млн евро или до 4% от годового мирового оборота компании.

Растущее влияние Интернета на общественно-политические процессы ведет к появлению новых норм, призванных его ограничить. Так, в сентябре 2021 года YouTube ввел запрет на контент, оспаривающий результаты выборов в США и Германии. Ложными будут считаться утверждения о влиянии на итоги выборов, фальсификации или о технических сбоях. Высока вероятность того, что список стран, в которых будут действовать новые правила, со временем расширится.

IT-корпорации и крупные медиа-компании обязывают соблюдать требования местного законодательства. Одним из недавних и наиболее заметных примеров стало то, что американский телеканал CNN ограничил доступ к своим страницам Facebook в Австралии в связи с постановлением суда страны о том, что СМИ обязаны нести юридическую ответственность за комментарии пользователей под постами на своих страницах в социальных сетях.

Россия в этом плане не является исключением. Специфика политического режима накладывает определенный отпечаток на требования властей, предъявляемые к участникам рынка. Некоторые политические силы критикуют их за чрезмерную жесткость, однако сами требования и условия их формирования укладываются в общемировую тенденцию. 

Природа государства или виртуальный Левиафан

Но почему все страны так или иначе пытаются регулировать виртуальное пространство? Ответ прост: регулирование и защита – неотъемлемые атрибуты любого государства.

Популяризация гоббсовского Левиафана в массовой культуре и использование, зачастую неоправданное, этой аналогии сильно извратило искомую позицию автора. Когда сегодня государство сравнивают с Левиафаном, это всегда делается в негативном ключе, представляется монстр, который пожирает все вокруг без разбора. На самом деле, гоббсовский Левиафан — это не бездумная машина для уничтожения живого. Для того, чтобы верно использовать эту аналогию, придется напомнить о ее сути.

Томас Гоббс как и другие теоретики «общественного договора» рассуждал о базовых понятиях политической философии: откуда взялось государство, каковы его главные функции, и, на мой взгляд, одним из центральных вопросов, на который пытались ответить Гоббс, Локк, Руссо и другие, звучит следующим образом: «что получает индивид от государства, добровольно отчуждая часть своих естественных прав в его пользу?». Все остальное – детали. 

Руссо концентрируется на вопросах справедливости отчуждения этих прав, мнимости имеющегося на тот момент общественного договора и необходимости его перезаключения, чем впоследствии сослужит службу якобинцам, которые положат в основу своей идеологии труды Руссо. Локк был тем, кто еще до Монтескьё зафиксировал принцип разделения властей (тот же Гоббс считал, что суверенитет должен быть неделимым) и базовые либеральные ценности. Гоббс же концентрируется на функциях охраны, защиты, которые получает гражданин государства в обмен на то, что он жертвует частью своих естественных прав.

Государство должно защищать своих граждан не только от внешних врагов, что является само собой разумеющимся — это можно наблюдать ещё в догосударственных образованиях, например, племена могли защищаться от чужаков. Одной из основных задач государства является защита граждан от таких же граждан, потому что, как пишет Гоббс, в естественном состоянии «все имеют права на все». 

Другими словами, по своей природе государство не может не реагировать на угрозы своим гражданам, это его первостепенная задача. В случае бездействия властей у граждан возникают логичные вопросы: зачем нам нужно государство, которое не может обеспечить наши базовые потребности в безопасности?

Интернет в 90-х и сейчас — абсолютно разные вещи. Сегодня посредством Интернета вы можете купить или продать квартиру, машину, получить государственные услуги, использовать сложные финансовые инструменты, за последние 30 лет перечень потенциальных угроз, которые поджидают граждан в Интернете кратно вырос. Заметно увеличилась и доля тех, кто регулярно пользуется Интернетом, в развитых и в развивающихся странах сетью ежедневно пользуются более половины граждан. 

Поэтому, если власть никак не вмешивается в Интернет, не пытается установить минимальные правила и игнорирует развитие новых технологий, то у наблюдателей должны возникнуть серьезные вопросы относительно устойчивости такого образования. 2011 год наглядно продемонстрировал, к каким последствиям может приводить Интернет без государства.

Это не апология государственного вмешательства в уютный и ламповый Интернет образца нулевых, это простая фиксация факта. Все государства заинтересованы в регулировании хотя бы национальных сегментов Интернета. Страны, режимы которых предполагают доминирование государственной системы (электоральные авторитаризмы, классические авторитарные режимы и пр.), госрегулирования будет пропорционально больше в сравнении с западными демократиями. 

Ответом на растущую долю государства в Сети будет синхронный рост дарквеба, возможно, появление в ближайшем будущем новых сетевых технологий, но и до них власти рано или поздно доберутся. Виртуальный Левиафан не может игнорировать глобальные явления, иначе падет под их давлением.

Михаил Карягин, эксперт Центра политической конъюнктуры

16 мая 2024 Колонки
Кнут, пряник, компромисс
 Кнут, пряник, компромисс Ярослав Барыкин о трех подходах к обеспечению цифрового суверенитета
Цифра дняЦифра дня 49 процентов россиян считают Интернет неконтролируемым пространством, в котором много недостоверной и вредной информации 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".