«ВКонтакте» следит за тобой
Администрация «ВКонтакте» анонсировала обновление, в рамках которого пользователи получили возможность отслеживать количество просмотров у всех публикаций в социальной сети.
Алгоритм «ВКонтакте» считывает именно просмотры публикации. То есть, если пользователь просто промотал пост в своей ленте, то счетчик не фиксирует такой показ. Конечно, инструмент с радостью встретили smm-менеджеры и администрации сообществ, которые теперь смогут отслеживать реакцию аудитории не только по количеству лайков, репостов и комментариев, но и по количеству просмотров того или иного материала.
Однако здесь возникает несколько этических и юридических сложностей. Люди, заклеивающие web-камеру, чтобы за ними не следили (автор тоже так делает), сразу подумают, что теперь администрация соцсети будет знать, какой контент он потребляет. И, конечно, это не безосновательно.
И до нововведения о нас можно было получить очень много информации. Часто мы и сами рассказываем о себе слишком много. Из соцсетей легко можно узнать, где вы живете, определить, какой у вас доход, где вы отдыхаете, какой контент потребляете (на основе лайков и репостов). Новые технологии распознавания лиц позволят получить информацию о человеке, который даже не зарегистрирован в социальных сетях (фотографии друзей, в клубах и на публичных мероприятиях).
Мой коллега, занимающийся анализом данных социальных сетей на конференциях всегда говорил фразу: «Никогда не лайкайте контент, за который вам может быть стыдно». Теперь, очевидно, такая формула не будет работать, так как информация о просмотре все равно попадет к администрации «ВКонтакте». Вы можете не состоять в сомнительных пабликах, не лайкать странный контент, но стоит вам немного задержаться при скроллинге своей ленты Вк на репосте своего друга, как алгоритм подхватит этот факт и запишет вас в число потребителей контента. Эта информация очень интересна рекламодателям, поэтому не исключено, что в последствии ее будут продавать, а реклама, которую вам будут показывать, будет основана не на ваших пабликах и лайках, а на том, какой контент вы просмотрели.
С юридической точки зрения здесь есть вопросы по поводу закона о блогерах, который подразумевает, что сайты и блоги с ежедневной аудиторией свыше 3000 пользователей должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Реестр таких сайтов и блогов обновляется практически ежедневно и доступен в формате открытых данных. В нем уже есть некоторые вк-сообщества, и новый инструмент позволит контролирующим структурам значительно расширить реестр. После попадания в реестр администрация паблика должна будет выполнять требования, предъявляемые к СМИ, естественно, что это налагает ряд ограничений на «свободных блогеров». Несмотря на тот факт, что закон о блогерах работает с 2014 года, реальных пострадавших от него не так много. Но это не значит, что санкции по отношению к членам реестра не могут применяться ситуативно по мере необходимости.
Пользователи с радостью встретили новость о нововведении, но пока они не знают цену, которую придется заплатить за функцию. Плата за нее – приватность, соцсети будут знать о нас еще больше и повышение ответственности – контролирующие органы смогут пополнить «реестр блогеров».
Михаил Карягин, политолог