Комментарий
4113
26 июня 2020 16:52
Власти Украины суетятся перед местными выборами
политологОлег Игнатов Участники контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины впервые начали обсуждение «Закона об особом статусе» Донбасса в четверг на видеоконференции. От сторон конфликта давно ждали начало диалога по политическому урегулированию. Кроме того, декабрьском саммите «нормандской четверки» в Париже была оговорена разработка документа с включением в него «формулы Штайнмайера».«Политическая подгруппа приступила к детальному обсуждению закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», кратко называемому «Законом об особом статусе», — объявил полпред РФ Борис Грызлов 25 июня. По словам Грызлова, «основная задача, предусмотренная минскими договоренностями, — придать особому статусу Донбасса постоянный характер, а также закрепить его в конституции Украины». И хотя, по мнению полпреда, «ни один представитель Украины не может внятно объяснить, чем это плохо для страны», украинская делегация опять отказалась от закрепления особого статуса в своей конституции.
Корреспондент «Актуальных комментариев» обсудил с политологом, экспертом Центра политической конъюнктуры Олегом Игнатовым переговоры по закону о статусе Донбасса.
— Я думаю, что сейчас речь идет о том, чтобы состоялся саммит «нормандской четверки». Предыдущий саммит должен был состояться в апреле, но был отменен из-за пандемии, и из-за того, что участники переговоров не были готовы к проведению этого саммита, потому что решения парижского саммита, который был 9 декабря, не были выполнены. Одно из обязательств, которое приняли на себя стороны по итогам парижского саммита, как раз состояло в том, что нужно представить поправки в «Закон об особом статусе». Во-первых, в этот Закон нужно было инкорпорировать «формулу Штайнмайера», потому что в нынешнем действующем Законе Украины об особом статусе условия вступления в силу особого статуса — одни, а в «формуле Штайнмайера», которую Киев подписал в прошлом году — другие. Нужно это привести в соответствие. Во-вторых, речь идет о Парижском коммюнике, которое было принято по итогам саммита. В нем говорилось о том, что нужно согласовать постоянный особый статус и то, как он будет работать на постоянной основе. Поэтому появление обсуждения «Закона об особом статусе» — это и есть процесс, который идет в рамках исполнения решения парижской встречи «нормандской четверки», потому что, если не будет достигнут прогресс по этому вопросу, и если бы Украина не представила поправки в этот Закон, то речь о саммите не шла бы.
25 октября на Украине должны состояться местные выборы, и Украина очень заинтересована, чтобы саммит «нормандской четверки» состоялся до местных выборов, потому что президент Зеленский говорил о том, что он хотел бы провести эти выборы одновременно по всей территории Украины, в Донбассе тоже, как это говорится в Минских соглашениях. Поэтому нужно какое-то решение «четверки», касающееся этого вопроса. Украина сейчас реально заинтересована, чтобы встреча состоялась, и это видно. Поэтому она будет предлагать законы, другие проекты в рамках исполнения Парижского коммюнике. Я считаю, что будут попытки согласовать еще три участка для разведения войск, что тоже зафиксировано в решении Парижского коммюнике.
Другой вопрос, что сохраняются очень серьезные разногласия между Украиной и неподконтрольными территориями, между республиками, в том числе касающихся особого статуса Украины. Подчеркну, что она готова говорить о постоянно действующем «Законе об особом статусе», но не готова закреплять особый статус в Конституции. Проблема в том, что Закон можно отменить простым большинством голосов, а для того, чтобы изменить Конституцию, если в ней будет зафиксирован особый статус Донбасса, нужно конституционное большинство. Закрепление особого статуса в Конституции было бы серьезной гарантией того, что этот статус будет сохранен и не будет изменяться. Сохраняются реальные противоречия наполнения особого статуса, то есть какие полномочия будут у районов Донецкой и Луганской областей, которые прописаны в Минских соглашениях. Понятно, что Украина хочет меньше полномочий, республики хотят больше. Вокруг этого идет торг, и никакого продвижения и сближения сторон пока нет. Я думаю, что этот процесс затянется надолго. Не факт, что стороны успеют прийти к какому-то согласию по поводу «Закона об особом статусе», а также по другим вопросам, до того, как будет запущен процесс подготовки к местным выборам на Украине. Перспективы того, что местные выборы пройдут в Донбассе, как и на всей территории Украины, равны нулю. Будет продолжаться сложный диалог.
КомментарийКомментарий
политологМихаил Карягин
За более чем два года в конфликте на Украине
было несколько поворотных моментов, которые изменили динамику противостояния, баланс сил или непосредственно линию соприкосновения.
8 июня 2024
Анонс
Новая стратегия США на Украине
К 8 июня Госдеп и Пентагон должны представить
новую украинскую стратегию.
20 мая 2024
Анонс
Истечение срока полномочий Зеленского
20 мая истекает срок президентских полномочий
Зеленского.