Статья
4403 27 февраля 2018 9:47

Выборы: финишная прямая

До дня голосования остается менее трех недель. Кампания выходит на финишную прямую, и у кандидатов остаются последние возможности для изменения ситуации в свою пользу. На что делают ставки кандидаты, у кого более эффективно начался агитационный период, и кто может занять 2 и 3 места? «Актуальные комментарии» фиксируют основные параметры кампании перед заключительным этапом.

Рейтинги

Последние социологические опросы закрепляют наметившееся разделение восьми кандидатов на три группы. Есть безоговорочный лидер в лице Путина, есть условная «вторая лига», в которой развернется борьба за места со второго по четвертое, и есть «третья лига», в которой кандидаты будут бороться за преодоление важного психологического барьера в 1%.

И если имя победителя уже известно, то борьба среди остальных кандидатов ожидается довольно жесткая, так как разрывы между ними находятся в пределах статистической погрешности.



Кроме того, как отмечают эксперты, в последние дни агитационной кампании рейтинги подвергаются наибольшим изменениям, а это значит, что в предвыборной гонке еще могут произойти неожиданные повороты, серьезно улучшить свои результаты могут как минимум четыре кандидата.

По последним данным ВЦИОМ, большинство граждан знают об участии только четырех кандидатов в выборах: Путина, Грудинина, Жириновского и Собчак. По мнению политтехнолога Андрея Колядина, это говорит о том, что мы уже сейчас можем выделить фаворитов предвыборной гонки. А учитывая сильные агитационные ролики Собчак на фоне неоднозначных агитматериалов Титова, Явлинского, Сурайкина и Бабурина, отрыв может увеличиться еще больше, считает эксперт.

Следующий рейтинг ВЦИОМ, выход которого ожидается в ближайший четверг, 1 марта, покажет, насколько агитационные материалы кандидатов повлияли на мнение избирателей.

Стратегии

За прошедшее время наметились и различия в стратегиях кандидатов, которые в силу ресурсных ограничений, выбранных форматов и множества других факторов концентрируются в своих кампаниях на разных аспектах. Путин традиционно фокусируется на своей текущей работе, которая фактически замещает его предвыборную активность. Он встречается с большим количеством официальных лиц и простых граждан не по причине агитационного периода, а в силу своей должности. Критики пытаются высказать претензии: дескать кампания Путина проходит без самого Путина. Однако за счет своих действий на посту президента он полностью перекрывает активность своих конкурентов.

Среди остальных кандидатов можно выделить три основных подхода к построению кампании.

Активистский подход. Его больше всего применяют в своих кампаниях Собчак и Титов. Они пытаются продемонстрировать классический образец предвыборной агитации, в которой кандидат посещает большое количество регионов, встречается с разными людьми и проводит массовые акции. На прошлой неделе Собчак посетила Мурманскую область, а Титов побывал в Ростове-на-Дону. Конечно, все это активно освещается на ресурсах кандидатов, но импульс идет именно от событий. Данный тип кампании является довольно затратным (перелеты, организация мероприятий), поэтому другие кандидаты, не имеющие таких ресурсов, выбирают другие стратегии.

Информационный подход. Используя этот подход, кандидаты делают упор на производство агитационных материалов и информационное сопровождение кампании в СМИ и социальных сетях. Мероприятия тоже организуются, но они не выступают движущей силой кампании как в случае активистского типа. К информационному типу больше всего тяготеют кампании Жириновского и Грудинина. Жириновский является лидером по затратам на производство агитационных и информационных материалов. Грудинин, по данным ЦИК, тоже потратил на производство и распространение агитационных материалов более 120 миллионов рублей.

Имитационный поход. Кампании Явлинского, Бабурина и Сурайкина практически никак не заметны. Кандидаты от партии РОС и «Коммунистов России» на выборы потратили 3,1 миллиона и 650 тысяч рублей, соответственно. По информации источников АК, «Яблоко» тоже испытывает серьезные финансовые трудности, поэтому Явлинский не может так активно проводить мероприятия или производить агитационные материалы, как это делают его конкуренты. Бабурин и Сурайкин изначально планировали использовать кампанию для получения бесплатного эфирного времени на федеральных телеканалах и радио, поэтому проводят выборы в инерционном режиме.

Дебаты

Вчера стартовали предвыборные дебаты. В первом раунде дискуссия должна была состояться между Грудининым, Собчак, Титовым и Жириновским. Как отмечают эксперты, этот элемент предвыборной гонки также является наиболее ответственным и важным для кандидатов.

Интриги этому этапу добавлял и тот факт, что участники не до конца были осведомлены о формате дебатов и их нюансах. В телефонном разговоре с АК помощник Собчак Антон Красовский отказался комментировать стратегию кандидата на дебатах, так как «пока еще ничего неизвестно». Возможно, именно поэтому на первые дебаты, проходившие на радио, явился только Жириновский, другие кандидаты направили своих доверенных лиц.

Тем не менее, учитывая, что наиболее яркими полемистами в этой группе являются Собчак и Жириновский, именно этим кандидатам, скорее всего, удастся эффективнее других использовать формат дебатов.

Перспективы

За оставшееся время больше всего шансов изменить свою позицию в лучшую сторону, по мнению экспертов, у Жириновского и Собчак. Жириновский традиционно сильнее всего проводит заключительный этап выборов, а у Собчак, несмотря на ее высокий антирейтинг, есть хорошие агитационные материалы и опыт публичных выступлений, которые должны ее помочь.
Улучшить свои позиции может и Титов, если у него в ближайшее время выйдут новые агитационные ролики.

В дальнейшем росте рейтинга Грудинина эксперты сомневаются, так как для этого нет особых предпосылок.

Явлинский, Сурайкин и Бабурин остаются в группе кандидатов, чей итоговый результат может так и не превысить 1-2%.

Однако у всех кандидатов еще есть время, чтобы удивить своих избирателей. Сейчас наиболее важными становятся смыслы и месседжи, которые за счет федеральных каналов смогут транслировать кандидаты. Кто из них найдет новые темы и заставит конкурентов обсуждать заданные вопросы, тот и сможет максимально эффективно выступить на финише.

Данные представлены на основании инициативного всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник». В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Объем выборки в декабре — 1800 респондентов, в январе — 3000 респондентов. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает в 2,5% (данные за декабрь) и 1,8% (данные за январь). Вопросы являются закрытыми.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".