Комментарий
1162 24 августа 2023 16:07

Выборы в Нижегородской области: «крейсерская» стратегия Никитина

Евгений Семенов эксперт ФоРГОЕвгений Семенов

Евгений Семенов
эксперт ФоРГОЕвгений Семенов
Предвыборные кампании глав регионов близятся к финишной прямой. Журналист «Актуальных комментариев» спросил руководителя Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгения Семенова о том, какую стратегию использует действующий губернатор региона Глеб Никитин и насколько она эффективна.

— Избирательная стратегия, которую использует Глеб Никитин с самого начала кампании, не менялась, и вряд ли стоит ждать ее изменения. В методичках по избирательным технологиям такая стратегия называлась «крейсерской». Кандидат здесь уподоблялся тяжелому крейсеру, контролирующему значительную часть «избирательной акватории». Подобную стратегию, как правило, мог себе позволить только инкумбент, обладающий значительными ресурсами и серьезным электоральным капиталом. Образный язык политтехнологов описывал кампанию такого кандидата как движение мощного боевого корабля в окружении мелких суденышек — других кандидатов. 

В случае с кандидатом в губернаторы Нижегородской области и действующим губернатором региона — Глебом Никитиным избирательная кампания реализуется как по учебнику. Он спокойно, без суеты, уверенно двигается к собственной победе. Выбор такой стратегии обусловлен значительными достижениями по развитию региона, которые есть в активе у Никитина. Именно эти достижения являются основой его электорального капитала. Доверие населения действующему губернатору легко конвертируется в голоса избирателей и обеспечивает ему безусловное преимущество перед другими кандидатами.

В публичном и медийном пространстве эта стратегия получила воплощение в виде слогана «Вместе мы можем больше». Стоит заметить, что именно с этим слоганом Никитин шел и на первые выборы в 2018 году. Тогда была принята Стратегия развития Нижегородской области, реализация которой дала хорошие результаты. Избирательный штаб Никитина, видимо, решил, что если механизм работает, то нет смысла его менять. Поэтому в основу кампании 2023 года были положены уже апробированные подходы, напоминающие соционические методы и типирование. Как правило, такие методы применяются в тех случаях, когда авторитет представителя власти высок, а взаимодействие с обществом конструктивно. Соционика помогает выявить интегральные типы (социотипы) — как больших, так и малых социальных групп и строить взаимодействие с ними с учетом их интересов и потребностей, получая взамен необходимое мотивированное голосование. 

Эти методы и определили тактику избирательной кампании Никитина. В основу коммуникации с различными целевыми аудиториями избирателей была положена задача обсуждения и коррекции «Стратегии развития Нижегородской области». В ходе избирательной кампании запланировано провести 13 отраслевых и 58 территориальных стратегических сессий, на которых будут обсуждаться самые разные вопросы — от здравоохранения и образования до предпринимательства и социальной защиты. Особое внимание здесь уделяется вопросам развития территорий и общественных пространств. Итогом этой масштабной работы станет региональный форум «Вместе мы можем больше», где губернатор и кандидат в губернаторы Глеб Никитин примет от нижегородцев интегрированный «избирательный наказ».

Несмотря на консервативный характер стратегии и тактики кампании Глеба Никитина в коммуникативном обеспечении его кампании присутствуют все инструменты и технологии — от традиционных СМИ и агитпропагандистских материалов до работы новых медиа. В соцсетях и мессенджерах реализуется тот же подход, что и в офлайн-коммуникациях. Например, в его Telegram-канале, где у него 41 тыс. подписчиков, последовательно постятся тексты о встрече с Патриархом, о торжественном пуске стройки, негодование по поводу невывоза мусора, сообщение об участии в юбилее района. Далее видим пост о встрече с нижегородцами-участникам СВО, доклад на Президиуме Госсовета РФ и информацию о старте реализации нового инвестпроекта и т.д. Мы видим, что он остается верен методам, неоднократно доказавшим свою эффективность. Видимо, это и есть «крейсерская» стратегия, без всякой экзотики гарантирующая победу на выборах.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".