Статья
9098 2 февраля 2012 14:35

100 шагов вперед

Премьер-министр РФ Владимир Путин принял участие в работе инвестиционного Форума «Россия 2012».

Путин начал свое выступление на форуме с афоризма. «Я вспомнил еще одну мудрость: для того, чтобы дальше видеть, нужно выше сидеть», - сказал глава правительства.

Он подчеркнул, что в силу своего сегодняшнего должностного положения хочет изложить видение правительства РФ о том, «как мы смотрим на процессы, происходящие в мире, в мировой экономике, где мы видим Россию, как предлагаем строить свою экономическую политику».

Премьер считает позорным для России 120-е место в мире по реальному состоянию инвестклимата.

«По оценкам большинства независимых исследований, Россия входит в пятерку стран с наибольшим потенциалом для привлечения прямых иностранных инвестиций», - сказал Владимир Путин.

Однако, по его словам, «по реальному состоянию инвестклимата мы, к сожалению, на позорном для нас 120 месте в мире, это печально».

«Бедная реализация богатого потенциала - это историческая проблема России. Мы, наше поколение должны разорвать этот замкнутый круг, в полной мере использовать свои возможности и стать одним из глобальных лидеров», - подчеркнул Путин.

Россия в ближайшие годы должна подняться на 20-е место по условиям ведения бизнеса, заявил премьер-министр.

«Нам нужно сделать 100 шагов вперед - подняться с 120-го на 20-е место по условиям ведения бизнеса», - сказал Путин.

Он пояснил, что в реальной жизни для инвесторов это будет означать, что сроки подключения к сетям энергоснабжения сократятся практически в четыре раза; бухгалтер будет тратить на заполнение налоговой отчетности в три раза меньше времени, чем сейчас; грузовая фура будет пересекать таможню в семь раз быстрее, а для получения разрешения на строительство объекта понадобится в пять раз меньше времени и в три раза меньше различных бумаг.

При этом, как подчеркнул глава правительства, нашу стратегию развития будут определять три принципа. Первый - презумпция добросовестности бизнеса.

«Исходя из стереотипа нечестности предпринимателя, государство вводит всякого рода надзоры, контроль, запреты, согласования и излишнюю отчетность, а в итоге - это не дает развиваться законопослушному предпринимателю», - отметил он.

Второй принцип, по словам Путина, - широкое внедрение лучших международных практик, доказавших свою эффективность.

Кроме того, чиновник не должен решать, что нужно инвестору. «Убежден, сами предприниматели должны формулировать требования к таможенным, налоговым, административным и другим процедурам, то есть создание благоприятной деловой среды - это партнерский проект государства, бизнеса и общества», - сказал Владимир Путин.

Как подчеркнул премьер, эта работа уже начата.

Владимир Путин намерен посвятить теме борьбы с коррупцией ряд встреч с предпринимательским сообществом.

«Мы должны воплотить отторжение и неприятие коррупции со стороны общества в конкретное, предметное участие общества в борьбе с этим злом. У нас есть предложения, как это сделать», - сказал российский премьер.

Как подчеркнул Путин, общество должно принять самое активное участие в формировании антикоррупционной повестки.

Не осталась без внимания премьера и ситуация в мировой экономике.

Россия обеспокоена ростом государственного долга США и стран еврозоны. Это создает проблемы для других крупных экономик, в частности, китайской, заявил российский премьер.

Выступая на инвестфоруме «Россия 2012», Путин отметил, что в настоящий момент консолидированный долг еврозоны составляет в среднем 90% ВВП, а госдолг США достиг 15,3 трлн долларов и превысил ВВП страны. «Страна целиком живет в долг», - подчеркнул он.

«Должен сказать, что нас это, конечно, не радует... Я здесь не в восторге от того, что мне приходится говорить, просто мы вынуждены это констатировать и должны иметь в виду», - сказал глава правительства.

Владимир Путин пояснил: «Не радует это нас потому, что эти системные риски создают угрозы для глобальной экономики, для динамики новых лидеров, таких как Китай, например, экономическое здоровье которого также на сегодняшний день зависит от развитых экономик».

Форум «Россия 2012», в этом году организуемый Сбербанком России и «Тройкой Диалог», – одно из крупных экономических событий года, которое собирает ведущих международных инвесторов, российских и зарубежных независимых экспертов, государственных и общественных деятелей, а также руководителей крупнейших компаний.

В работе форума приняли участие министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава Минфина Антон Силуанов, министр образования и науки Андрей Фурсенко, мэр Москвы Сергей Собянин, президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф, а также представители ведущих российских и иностранных компаний, видные экономисты и эксперты.

Среди основных иностранных спикеров форума – экс-министр финансов и бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун, лауреат Нобелевской премии в области экономики Пол Кругман, известные экономисты Кеннет Рогофф, Нуриэль Рубини, Рагурам Раджан и другие.

Комментарии экспертов

Владимир Путин затронул самую болевую точку и самую сложную тему в вопросе экономического развития России, так как современная экономика в глобальном мире – это экономика, которая притягивает капиталы.

Ситуация с инвестиционным климатом является ключевой. И если здесь не совершить какого-то детального перелома, то те надежды на построение новой экономики, о чем Владимир Путин писал в своей статье в «Ведомостях», превратятся в совершенно бесплодные мечтания и иллюзии, которые довольно быстро развеятся.

Поэтому вопрос стоит ребром: либо мы сумеем в ближайшие два-три года радикально изменить ситуацию, и со своего 120-го места перейти хотя бы на шестидесятое, либо рискуем просто начать экономически деградировать. А из этого состояния трудно выбираться.

То, что Путин обратился к этому вопросу, то это - как раз свидетельство, что он вполне понимает, где то основное звено, за которое нужно браться, чтобы всю эту экономическую цепочку вытащить.

Поэтому и прозвучало предложение относительно, условно говоря, предпринимательского омбудсмена. Сама эта идея очень верна. У нас есть омбудсмен по правам человека. А предприниматель – он ведь тоже человек. Причем в экономике - человек ключевой и, действительно, нуждающийся в такой институциональной защите. Причем в такой защите, чтобы не просто периодически раздавались призывы президента перестать кошмарить бизнес, ведь на просто слова, в конечном счете, никто внимания не обращает.

Все будет зависеть, конечно, от того, кто займет этот пост, и какими юридическими, правовыми и даже силовыми полномочиями этот пост будет наделен. Но, судя по решимости Путина что-то менять, я вижу очень хорошую перспективу.

Тот факт, что кандидат в президенты сосредотачивает свое внимание на этой теме, является залогом того, что в случае его победы будут предприниматься какие-то серьезные решения.

Что еще можно сделать, помимо учреждения такого поста? Как выразился Путин, необходима презумпция добросовестности бизнеса. Действительно, вся практика постсоветского развития скорее была ориентирована на противоположную максиму. И это, кстати говоря, разными способами поддерживалось и почти приобрело статус общественного консенсуса. Бизнес в России, по разным причинам, изначально заподозрен в недобросовестности, в нечестности и даже в преступности.

Во многом в этом играют роль советские традиции, согласно которым частник и вообще собственник – это буржуй, капиталист, отрицательная фигура. Несколько поколений воспитывалось на этих мыслях. Поэтому, ничего хорошего в этом смысле ожидать не приходится. Но это - только одна часть проблемы.

Сам опыт нашего раннего бизнеса в 1990-е годы, связанного с криминалом и крышующими этот бизнес чиновниками, породил феномен системной коррупции и у очень многих оставил такой осадок, что в России честным предпринимателем быть нельзя.

Придется очень многое менять, и это очень серьезная и в чем-то даже неподъемная работа.

Реальное предложение переориентировать весь госаппарат и государство как таковое, поменять точку зрения на бизнес, признать, что презумпция добросовестности должна быть ключевым правилом в отношениях государственных органов и предпринимателей, - это революционный шаг.

Конечно, мошенники, жулики и просто нечестные люди никуда не денутся. Но если менять отношение к бизнесу, то я думаю, что сам бизнес, в конце концов, сможет найти меры самоочищения. Потому что бизнес-среда такова, что в ней очень важную роль играют статус, доверие и репутация. И вот все наши современные явления мошенничества, жульничества и связи с криминалом держатся именно потому, что у нас существует очень слабый инвестиционный фон. Потому что приходится терпеть тех, кто есть, а другие не идут.

А как только начнется приток капитала в Россию, то, как мне кажется, сам бизнес найдет очень эффективные средства для самоочищения и для того, чтобы мутную воду грязного сомнительного бизнеса отфильтровать или просто слить.

Так что, в общем, приятно, что Владимир Путин демонстрирует очень точное, ясное и прагматично-управленческое понимание проблемы. То есть он не просто говорит о том, что есть проблема, а тут же указывает на меры и инструменты, при помощи которых эту проблему можно решать.

Владимир Путин уже говорил про новую экономику и о том, что надо прекращать обвинительный уклон работы следователей, прокуроров и судей. Так что это - не очень большая новость.

Премьер уже подробно объяснял, что он собирается сделать для достижения этих целей. Например, он предлагает передать все экономические споры в арбитражные суды и изъять их из судов общей юрисдикции.

Но для осуществления планов премьеру нужно запустить механизм общественного контроля за тем, как рассматриваются дела и в следствии, и в суде.

При этом, на мой взгляд, важно не удариться в другую крайность. Презумпция невиновности – это абсолютно правильная позиция, но важно, чтобы она не сменилась попустительством со стороны чиновников по отношению к безответственному поведению бизнеса. Как сказал один мой коллега, «перестать кошмарить бизнес не означает, что надо начать кошмарить потребителя».

Мы видим даже сейчас, что безответственность бизнеса зашкаливает. В истории с теплоходом «Булгария» мы видели, что отсутствие задраенных иллюминаторов привело к тому, что погибла сотня человек. Вопрос - не только в том, поверит ли в действие новой экономики бизнес, но и в том, проявит ли бизнес достаточно ответственности, чтобы ответить на призывы премьера усилением общественного контроля.

Кроме этого, бизнесу стоит и самому участвовать в горизонтальном контроле для того, чтобы не было злоупотреблений доверием власти. Ведь если такие злойпотребления начнутся, то волна презумпции невиновности бизнеса довольно быстро сменится совершенно противоположной волной. И вот когда начнется эта обратная волна, то тогда бизнес начнут по-настоящему гнобить. А ведь такого шарахания из стороны в сторону быть не должно.

На самом деле, я не совсем понимаю, что такое инвестиционный климат. Инвестору нужно понимать, какую он будет получать прибыль и как он ее будет вывозить из страны. Если есть внятные ответы на эти вопросы, то остальное его мало волнует.

Если под инвестиционным климатом подразумевается то, что у нас в стране - маленькая прибыль, потому что высоки взятки и затраты на инфраструктуры (и далее - огромный список других проблем), тогда, конечно, можно попытаться улучшить для инвестора возможности получения прибыли. Хотя я не очень понимаю, почему бы в таком случае не подумать об увеличении прибыли для российских компаний и предпринимателей.

На самом деле, проблема заключается в том, что сегодня прибыли нет нигде. И задача государства состоит как раз в таких изменениях экономической модели, чтобы эта прибыль могла образоваться. Но, например, при тех зарплатах, которые получают топ-менеджеры в России, им не стоит рассчитывать, что компания сможет обеспечивать прибыль, за исключением сырьевых отраслей. Кстати, в сырьевых отраслях и нет проблем. Туда все рвутся.

Так что, на данный момент мне пока не понятны формулировки. Если премьер хочет обеспечить нам высокий экономический рост, это - другое дело. Но он же сам сказал в своей статье в «Ведомостях», что либеральные меры привели к утрате российской промышленности и, соответственно, тотальным зависимостям от внешнего мира. Что он хочет? Либеральными мерами это отменить? Так не бывает. Если либеральные меры привели к негативному результату, то нужны не либеральные меры. А вот об этом он не говорит.

Для того, чтобы экономика росла, нужно, по крайней мере, себе представлять, что и как, какую экономическую модель вы собираетесь развивать.

У нас, между прочим, у правительства имеются сотни миллиардов долларов, хранящихся на Западе. Подумайте сами: инвестор смотрит и думает - сами в себя вкладывать не хотят, но хотят, чтобы мы вложились… То есть, если само руководство страны считает, что те полпроцента, которые они получают в иностранных ценных бумагах, лучше, чем доходы внутри страны, то кого можно переубедить? Если правительство России считает, что в России доходность ниже, то  почему инвестор должен думать по-другому?

Предлагается начать работу «бизнес-омбудсмену». Бога ради, какой омбудсмен? Давайте выполнять те законы, которые написаны. Откровенное рейдерство у нас происходит на любом уровне. Нужно просто, чтобы суды исполняли свои обязанности. Они их исполняют? Нет. Значит, надо не закон менять, а судей. Вот в чем проблема. И никакой омбудсмен здесь не поможет.

Я не совсем понимаю, что такое презумпция добросовестности бизнеса. Если человек – вор, и ворует у своих клиентов и акционеров, то его надо ловить и судить. Если он - честный человек, то его нужно защищать от разного рода рейдеров и ябедников. Но главное, чтобы суд при этом был независимым и честным.

Уже сегодня идут обещания делать работу регулирующих органов более дружественной и менее обременительной к бизнес-структурам. И появились попытки скорректировать законодательство в интересах бизнеса. Но главный вопрос, все-таки, заключается в правоприменительной практике, а она нам нужна такая, которая минимизировала бы рейдерство и, прежде всего, административное давление.

Речь идет даже не столько о том, что государство всегда воспринимается бизнесом как источник угрозы (таким образом воспринимаются и чиновники, и госаппарат в целом). Речь идет о том, что государство может быть инструментом в руках недобросовестной конкуренции.

Поэтому, главное, на что ориентируются инвесторы и предприниматели - это качество институтов судебной системы, как и правоохранительной системы в целом.

И даже несовершенные законы, при условии доверия к этим системам, не будут критическим препятствием для инвестиционной деятельности.

Введение поста «бизнес-омбудсмена» - замечательная идея. Такого рода должности вводились во многих странах мира. Один из самых успешных примеров – Мексика в 1990-х годах.

Действительно, полномочия такого человека должны быть примерно такие, как сказал Владимир Путин. Если на эту должность будет назначен человек, который понимает проблемы бизнеса, то он сможет сделать очень много хорошего. Я на самом деле горячо поддерживаю эту идею. Еще в 2006 году я написал целую статью про то, что России нужно это сделать. И я рад, что не прошло и шести лет, как эта идея может реализоваться.

Думаю, что подняться со 120-го на 20-е место рейтинга инвестклимата абсолютно реально. Многие страны прошли этот путь, включая соседние государства. Другое дело, что многие участники форума задавались вопросом, почему этого не было сделано до сих пор. И может ли то же самое правительство достичь такого результата сейчас? На мой взгляд, может, если захочет. Но пока не очень понятно, захочет ли.

Что кается презумпции добросовестности бизнеса, то дело не в недоверии бизнесу, а в судебной системе, которую Владимир Путин справедливо критиковал в своей статье в «Ведомостях» несколько дней назад. Я думаю, что идея презумпции – это пока абсолютно неконкретная идея. И я надеюсь, что она получит более четкое описание.

Предложение о внедрении в России лучших международных практик – очень своевременное. Я считаю, что это отличная идея. В ней есть, о чем подумать, что обсудить и чему научиться. Но опять встает вопрос, почему этого не было сделано раньше.

Например, одним из важных шагов в этом направлении я считаю ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Также необходимо принять принципы корпоративного управления, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития. Кое-что можно перенять и в Евросоюзе.

И главное, чтобы все эти действия осуществлялись профессионалами.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".