Статья
12686 10 марта 2013 20:15

11/22/63

Если ты из 2011 года попал в 1958-й и увидел там парня с желтой карточкой - беги обратно в свое время и не оглядывайся. Такой совет, возможно, дал бы читателю Джейк Эппинг, - главный герой научно-фантастического романа Стивена Кинга «11/22/63». (Издательство "АСТ", 2013 год)

Произведение написано в жанре альтернативной истории. Джейк Эппинг, обычный учитель английского языка и литературы средней школы, попадает во временную нору, которая выводит его в 9 сентября 1958 года, за 14 лет до собственного рождения. У героя есть возможность предотвратить убийство 35-го президента Соединенных Штатов Джона Кеннеди, которое произошло 22 ноября 1963 года в Далласе. Вот только прошлое упрямо, и каждое действие героя наталкивается на препятствие. Чем упорнее в достижении цели Эппинг, тем жестче противодействие. Однако все несколько меняется, когда в руки Эппинга (сменившем в прошлом свое имя на Джордж Амберсон) падает неуклюжая дылда-библиотекарша. Разумеется, можно вернуться в свое время. Но проблема в том, что каждое возвращение «обнуляет» прошлое. Сколько бы времени ты в нем ни пробыл - в твоем собственном времени пройдет всего лишь две минуты. А когда ты прожил в прошлом уже пять лет и, более того, нашел нечто, что тебе дорого - захочешь ли ты ТАКОЕ прошлое свести к нулю? 

Комментарии экспертов

Среди писателей, работающих в жанре научной фантастики, только ленивый не писал о путешествиях во времени. Но найти произведение, где бы прошлое дышало на страницах книги подлинностью, - не так-то просто. Я, пожалуй, приведу в качестве примера известный роман Джека Финнея «Меж двух времен». Сам Кинг в послесловии к «11/22/63» упомянул его, назвав «величайшей историей о путешествии во времени». «11/22/63», как и «Меж двух времен», наполнен деталями, погружающими читателя в Америку шестидесятых годов прошлого столетия.  Однако это всего лишь антураж, декорации, пусть и мастерски выполненные и созданные единственно для того, чтобы задать читателю один очень интересный вопрос: «А что, если прошлое не хочет, чтоб его меняли?»

Собственно, прошлое в романе Кинга одушевлено: в его роли выступает пьяный тип с карточкой, приколотой к шляпе. Карточка на его шляпе меняет цвет с тревожно оранжевого на спокойный зеленый. Оранжевый - быть беде. Зеленый - все не так плохо, приятель. В финале истории карточка приобретает цвет охры. Но - осторожно: охра, как известно, далека от зелёного. 

Однако и манипуляции с прошлым - не главное в романе. Какой бы цвет не показывала карточка, что бы ни случилось 22 ноября 1963 года, - всегда, во все времена, с каждым из нас это случается - мы танцуем. В этом романе Кинг играет на струнах, предлагая читателю зажигательный танец. «Танец - это жизнь», - говорит Кинг словами помудревшего Эппинга. 

«Многочисленные выборы и возможности повседневной жизни — музыка, под которую мы танцуем. Они как гитарные струны. Проведите по ним пальцем — и получите приятный звук. Гармонию. Но начните добавлять струны. Десять струн, сто, тысячу, миллион. Потому что они множатся!.. Пропойте высокую си достаточно громко и в правильной тональности — и сможете разрушить кристалл. Воспроизведите достаточно громко нужные гармонические ноты на стереосистеме — и разобьете оконное стекло. Если следовать этой логике (а по мне, она правильная), поставьте достаточно много струн на инструмент времени — и сможете разнести реальность», - размышляет главный герой. 

Король ужасов и в этом произведении, далеком от жанра «хоррор», остается верен себе - он вводит в повествование чудовище. Однако дает этому чудовищу нежное имя - «гармония прошлого». Это чудовище охраняет прошлое от изменений; реальность - от уничтожения. Оно коварно и многолико: предстает перед главным героем то в виде поваленного дерева, то в виде огня, охватившего дом, то в виде стальной трубы, обмотанной войлоком. Оно искушает и кружит в танце. Оно показывает желтую карточку. 

В конце-концов, герой отступает перед чудовищем. И в награду получает возможность станцевать в последний раз. С той, ради которой «развернул свою жизнь на пятачке». Но где гарантия, что избранница не является одним из воплощений монстра по имени «гармония прошлого»?

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".