Статья
9612 12 сентября 2009 0:03

5 лет идее Общественной палаты

Пять лет назад  в сентябре 2004 года президент России Владимир Путин на заседании правительства предложил создать Общественную палату для гражданского контроля работы госаппарата, в том числе правоохранительных органов и спецслужб.

Общественная палата РФ была сформирована через год, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года.  В 2006 году начал работу первый состав палаты, куда вошли видные представители общественности России.  Поскольку палата избирается на два года, сегодня уже второй состав ОПРФ завершает работу.

Главная цель нового института  - сформировать механизм взаимодействия граждан с органами государственной власти, обеспечить защиту прав и свобод россиян при реализации госполитики, организовать контроль за деятельностью органов власти со стороны общественности. Появление Общественной палаты стало еще одним шагом к формированию в стране полноценного гражданского общества.

В первые же годы своей деятельности ОПРФ стала опорой для некоммерческих организаций России, многие из них получили финансовую поддержку государства . Тогда же стали появляться региональные общественные палаты.

Члены ОПРФ вошли в 35 вновь сформированных общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах.  Палатой была проведена экспертиза свыше 35 законопроектов. Многие ее рекомендации были учтены при принятии законов.

На нынешнем составе ОПРФ, сформированном в 2008 году,  действуют 17 комиссий. Они определяют стратегию изучения и решения наиболее актуальных проблем по своим направлениям.

Одной из последних больших работ, проведенных Общественной палатой, стала подготовка предложений к ежегодному посланию президента РФ к Федеральному Собранию, которые касаются путей преодоления последствий мирового финансового кризиса и обеспечения социальной стабильности в обществе.

"Предложения, подготовленные Общественной палатой, были сделаны по результатам мониторинга. Мы хотели услышать мнение Общественных палат в субъектах РФ, и больше половины Общественных палат оперативно откликнулись", - сказал 9 сентября 2009 года член ОП, сопредседатель Межрегиональной общественной организации "Совет по национальной стратегии" Иосиф Дискин.

Более того, по его словам, ОП "высоко оценили социальную озабоченность исполнительной власти и поблагодарили за эффективную социальную политику".

В распространенном тексте письма Общественной палаты РФ, направленного в адрес президента России 7 августа, в частности отмечается, что "переломить ситуацию могут масштабные политические решения руководства страны, подкрепленные консолидированной и энергичной информационной политикой", а "разъяснение обществу реалий экономической ситуации способно создать атмосферу обоснованного оптимизма, вернуть доверие бизнес-сообщества к действиям правительства".

Общественная палата считает необходимым недопущение или, по меньшей мере, ослабление роста налоговой нагрузки, связанной с отказом от единого социального налога, с переходом пенсионной системы на страховые принципы.

"В этих целях предлагается использовать на цели софинасирования расходов Пенсионного фонда РФ доходы от активов, находящихся на балансе ВЭБа в результате оказания помощи предприятиям финансового и реального сектора. На базе этих активов можно было бы создать своего рода "эндаумент", растущие доходы которого, наряду со страховыми взносами, станут одним из надежных ресурсов пенсионного обеспечения населения", - отмечается в предложениях.

"Это справедливое решение - государственные деньги пошли на помощь бизнесу и вернулись к народу, к пенсионеру", - сказал И.Дискин.

Председатель комиссии ОП по экономическому развитию и поддержке предпринимательства, директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев сказал, что в качестве дополнительных источников финансирования жилищного строительства предлагается выпустить муниципальные жилищные облигации.

"Сегодня снижение строительства - один из "узлов" кризиса. Бюджетная ситуация 2010 года грозит существенным сокращением ввода жилья, объемов строительства. Для решения этих проблем целесообразно организовать выпуск консорциумом системообразующих банков среднесрочного (5-7 лет) облигационного займа, ставки купонного дохода которого будут "привязаны" к реального уровню инфляции (плюс 1-1,5 процентных пункта п.п.). Займу должны быть предоставлены государственные гарантии, при условии предоставления средств займа по ставкам, привязанным к стоимости фондирования (плюс 2-2,5 п.п.)", - подчеркивается в письме.

Общественная палата предлагает поручить правительству РФ разработать в ускоренном порядке технические регламенты, увязанные с приоритетными направлениями инновационного развития, представителям государства в корпорациях с госконтролем проводить политику технологического импортозамещения. Для крупных государственных и частных компаний предложено разработать комплекс эффективных санкций и стимулов к закупке российских инновационных технологий.

По материалам ОПРФ и "Интерфакс".

Комментарии экспертов

Я бы не ставил никаких восклицательных знаков по поводу Общественной палаты, ни в положительном, ни в отрицательном смыслах. На мой взгляд, добра, в смысле пользы реальной, от нее больше, чем вреда, потому что вреда, по сути, никакого, а польза какая-то есть. Не нужно преувеличивать размеры этой пользы, потому что Общественная палата не в состоянии заменить собой все гражданское общество, которое у нас, к сожалению, на крайне низком уровне развития.

Тем более это институт, инициированный сверху, фактически и назначаемый сверху реально. Одна треть палаты назначается президентом, а потом две трети  - от
общественных организаций. Но фактически, они тоже попадают туда с одобрения тех людей, которые назначены президентом. То есть это реально орган, в котором нет людей не лояльных к президенту, так или иначе.

Следовательно, здесь, в любом случае, какой-то оппозиционностью даже пахнуть не может. А это скорее плохо, чем хорошо. Потому что общественный институт должен быть в какой-то мере оппозиционен. По всему по этому, конечно, ждать от общественной палаты каких-то безумных свершений не приходится. Но какие-то вещи полезные она делает. Потому что, туда попадают, тем не менее, люди, при всем при том, с нормальной, честной гражданской позицией, которые что-то пытаются делать. И поэтому я считаю, что лучше с Общественной палатой, чем без нее. В этом плане надо сказать, что идея Путина была хорошая.

Общественная палата РФ была своего рода первопроходцем. Она была созданна на базе федерального закона федерального, а не просто по инициативе людей или указом губернатора. Такие организации не имели той легитимности, тех возможностей, тех полномочий, которые есть у федеральной общественной палаты.

Сейчас  палаты существуют в 55 субъектах федерации. Я имею в виду палаты на региональном уровне. Я уже не говорю о том, что существуют палаты городские, отдельных муниципальных образований, даже и сельские палаты. То есть, этот институт получил достаточно широкое распространение.

Конечно, я не могу сказать, что палаты работают отлично. Потому что не везде, не во всех министерствах и ведомствах с нами хотят иметь дело, не за всеми документами мы успеваем уследить. Хотя у нас есть возможности по закону, мы можем вмешаться и провести какое-либо обсуждение.Часто нам не удается отслеживать результаты, правоприменительную практику действующих нормативных актов – это наши минусы.

Но плюсов гораздо больше, потому что создана реальная действующая площадка для обсуждения очень актуальных вопросов. Вдеятельности палаты, помимо её членов, участвует огромное количество неправительственных организаций всех регионов, независимых экспертов, чиновников разного уровня. Палата проводит экспертизу проектов, нормативных документов, и многие поправки, которые она посчитала необходимым внести в законопроекты, уже были приняты Государственной Думой.

В палате работает довольно большое количество рабочих групп, там где обсуждаются проекты, обсуждаются те или иные события  и по ним предлагаются какие-то решения.

Сейчас последнее самое решение – президент назначил федерального уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, его деятельность будет обеспечивать аппарат Общественной палаты России.

Мы работаем с региональными палатами. Палата, одна из её функций – это участвовать в формировании общественных советов и федеральных органов власти, и мы активно этим заняты.

Очень много из того, что не делалось раньше, было невозможно делать раньше, осуществляется палатой. Я думаю, что в течение следующего срока она сможет выйти на какой-то новый уровень.

 

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".