Статья
2741 31 января 2010 0:00

Аббас и другие

26 января 2010 года президент России Дмитрий Медведев в Сочи провел встречу с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом (Абу Мазеном). В ходе консультаций стороны обменялись мнениями по вопросам двустороннего сотрудничества. Речь, в частности, шла о реализации торгово-экономических проектов. Из актуальных вопросов международной повестки дня приоритетное внимание было уделено ситуации на Ближнем Востоке, прежде всего в контексте скорейшего возобновления палестино-израильских переговоров.
 
Двусторонняя встреча в Сочи стала политическим действием, демонстрирующим рост внимания РФ к кластеру ближневосточных проблем. С начала января с.г. Москва последовательно наращивает свою активность на направлении, стремясь добиться качественного расширения своего участия в урегулировании комплекса региональных противоречий. При этом Россия позиционирует себя не столько как одного из международных посредников, сколько как субъекта, способного предложить приемлемое решение для всех конфликтующих сторон. В основе позиции РФ лежат оригинальные предложения, разработанные в МИД РФ в 2004-2008 годах. Основным среди них является принцип многостороннего решения комплекса проблем Ближнего Востока (с учетом интересов Израиля, Палестины, Ливана и Сирии). Степень притязаний РФ заключается в достижении полномочий по продвижению своего сценарий ближневосточного урегулирования при поддержке всех остальных участников переговорного процесса.
 
Фактом переговоров с Аббасом российская сторона показала, что продолжает последовательное движение к переформатированию переговорного пространства по комплексу региональных противоречий. Основная цель данного процесса, воплощаемого по дипломатической линии, – укрепление за Россией статуса ключевого посредника, способного одновременно играть на интересах Израиля и его арабского окружения. В то же время идея переформатирования диалогового пространства подразумевает, прежде всего, ограничение эксклюзивного права США по одностороннему формированию повестки дня процесса мирного урегулирования. Эти функции, в понимании Москвы, должен взять на себя «квартет» посредников, постоянным участником которого является и Россия (кроме РФ в эту группу входят США, ЕС и ООН). Субъектные претензии Кремля на изменение баланса сил в пуле ближневосточных посредников объясняются провалом миротворческой миссии США. На протяжении 2009 года Белому дому так и не удалось добиться серьезных сдвигов в процессе решения споров на Ближнем Востоке. Причем, даже не смотря на то, что американскую позицию активно поддерживал т.н. «Арабский центр» в лице Египта, Саудовской Аравии и Иордании. По мнению Москвы, Вашингтон практически исчерпал свой односторонний кредит доверия. У США практически не осталась необходимого функционального пространства для маневра, чтобы возобновить своё одностороннее воздействие на участников конфликта. Эстафету для активных действий следует передать другим игрокам.
 
Стимулом текущего роста внимания России к ближневосточному треку стала активизация политической жизни в Палестинской автономии. Предполагается, что в первом квартале 2010 года в ПНА пройдут парламентские выборы и состоится избрание председателя автономии. Первоначально предполагалось, что голосование (которое должно состояться в Секторе Газа, на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме) должно было пройти 24 января 2010 года. Но, по предложению египетских посредников, выборы были перенесены. В этих условиях Москва постаралась не только обозначит своё присутствие в регионе, но и закрепить за собой отдельный «участок» в переговорном процессе с Тель-Авивом и Рамаллой. РФ дала понять, что обладает конструктивными возможностями для одновременного и содержательного диалога с арабской и еврейской стороной. Аналогичным потенциалом демократическая администрация Барака Обамы пока похвастать не может.
 
Содержательные итоги визита Аббаса говорят о том, что палестинское руководство согласно принять российские правила ближневосточной игры. Глава ПНА дал понять, что в текущей конъюнктуре предложения Москвы являются для него наиболее оптимальными. Они практически по всем показателям соответствуют стремлению Рамаллы начать переговоры с Тель-Авивом без каких-либо предварительных взаимных уступок. Об этом говорит тот факт, что в ходе переговоров с Медведевым Аббас поддержал российское предложение провести в феврале 2010 года министерское заседание «квартета» международных посредников. Кремль высказал намерение принять его на своей территории. Предполагается, что в ходе этой встречи международные посредники рассмотрят предложения российского плана ближневосточного урегулирования. То есть у Москвы появится реальная возможность для начала прикладной реализации своих наработок. Согласие Аббаса с позицией Кремля – это не только карт-бланш для российской ближневосточной политики, но и условие для складывания институциональной платформы, обеспечивающей рост вовлеченности РФ в процесс решения региональных конфликтов.
 
Основным ограничителем для стремления России добиться переформатирования ближневосточного переговорного процесса является системная несбалансированность израильско-палестинских отношений. У Москвы не только нет никаких гарантий того, что хрупкий мир между Тель-Авивом, с одной стороны, и Рамаллой и Газой, с другой, не рухнет в любой момент. Скорее напротив, возможность обострения двусторонних (а по сути, трехсторонних) отношений, остается весьма высокой. Между сторонами не прекращаются инциденты, способные привести к вооруженным столкновениям разной степени интенсивности. Так, 24 января палестинские боевики с северной части сектора Газы обстреляли израильскую территорию. Всего же с начала января 2010 года было зафиксировано 9 обстрелов (по израильской территории было пущено 9 ракет), которые, однако, не привели к человеческим потерям. Израильская сторона на протяжении второй половины января проводит точечные аресты арабов, подозреваемых в террористической и экстремистской деятельности.
 
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и непропорциональную невосприимчивость Израиля к исламистскому движению «Хамас». Оно рассматривается в Тель-Авиве не иначе как террористическое. Нынешнее израильское руководство отказывается вести с ним какие-либо прямые консультации. В случае победы «Хамас» на парламентских выборах 2010 года и включения его представителей в правительство ПНА, позиция израильской стороны способна привести к созданию нового узла политических противоречий. Кабинет Биньямина Нетаньяху может отказаться сесть с членами правительства ПНА от «Хамас» за один стол переговоров (что он и делал на протяжении 2009 года). Подобный сценарий способен поставить под вопрос перспективы проведения Московской ближневосточной конференции в 2010 году и существенно затормозить общую динамику урегулирования региональных противоречий даже в их двусторонней проекции.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".