Статья
1235 28 декабря 2011 15:53

Африканские итоги

По итогам 2011 года на африканском направлении администрация Медведева может похвастать весьма скромными результатами. В течение года не было зафиксировано ни одной статусной акции в диалоге с субъектами Черного континента по линии президентской дипломатии. Все инициативы датируются предшествующим периодом. Летом 2009 года состоялось большое африканское турне Медведева, в ходе которого он посетил Египет, Нигерию, Намибию и Анголу. После этого на треке предпринимались лишь точечные шаги. В мае 2010 года в Кремле прошли российско-намибийские переговоры. А августом 2010 года датируется встреча президента РФ с президентом ЮАР Джейкобом Зумой. В 2011 году Медведев свёл своё внимание к Тропической Африке консультациями со всё тем же Зумой на «полях» саммита БРИКС, а также ежегодным поздравлением лидерам африканских стран по случаю Дня Африки.

Очевидным исключением на этом фоне стала встреча российского лидера с президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Обиангом Нгемой Мбасого в июне. Но она носила вынужденный характер. На момент консультаций Экваториальная Гвинея возглавляла Африканский союз (АС) – одного из ключевых посредников в решении ливийского вопроса. В ходе общения в Кремле команду Медведева интересовало не столько развитие политико-экономических связей с Экваториальной Гвинеей и другими игроками Черного континента, входящими в АС, сколько реальные возможности Малабо в мирном смещении режима Каддафи.

Президентскому тренду следовал и премьер. На протяжении 2011 года Путин в коммуникациях с африканскими игроками не участвовал. Более того, за всё время работы на посту главы правительства он ни разу не побывал на Чёрном континенте. Работа с региональными субъектами на системной основе не велась. Все необходимые решения носили эпизодический характер и принимались на уровне замов премьера и аппарата правительства. Для выгодной внешнеполитической репрезентации Африка будущему президенту России, видимо, не требовалась.

Более или менее активное «погружение» в работу на треке продемонстрировал специальный представитель президента по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов. В конце июня он посетил Экваториальную Гвинею, где принял участие в саммите АС. А уже в начале июля последовал его большой африканский вояж. Он побывал в Зимбабве, Анголе, Судане, Эфиопии. Наконец, в декабре Маргелов совершил второй африканский тур. Для посещения были выбраны Замбия, Зимбабве, Ангола, Конго, Чад, Джибути. Несмотря на высокую интенсивность, особого эффекта усилия Маргелова не дали. В силу специфики этого игрока большая часть консультаций сводилась или к зондированию настроений местного руководства или к формальной констатации стабильности двусторонних отношений. В схожем русле в Африке действовал и МИД.

Куда более эффективным на треке оказался механизм военно-технической дипломатии. Причем деятельность «Рособоронэкспорта» ознаменовалась подлинными прорывами – чуть ли не впервые с советских времен Россия начала экспорт вооружений в государство Экваториальной Африки. В мае Уганда купила у РФ истребители Су-30МК2. Опцион сделки составил порядка 8 машин на сумму в 740 млн. долл. Контракт позволил «Рособоронэкспорт» не только почувствовать себя более уверенно на треке (особенно за пределами Магриба), но и обрести нового партнера. В перспективе руководство Уганды не исключает возможности приобретения ещё одной партии истребителей. Сделка с Кампалой – чистый успех структуры Анатолия Исайкина. С момента начала своей легислатуры Медведев ни разу напрямую не контактировал с угандийским руководством. Весьма инертно по отношению к элитам республики ведет себя и МИД.

Вторым участком африканского присутствия «Рособоронэкспорта» обещает стать Ангола. В 2009 году российская монополия подписала с местными властями контракт на создание в республике системы спутниковой связи. Он предполагает поставки телекоммуникационных спутников, их запуск и создание всей необходимой наземной инфраструктуры. Соглашение предполагалось обеспечить российским целевым кредитом. В марте с.г. банки ВЭБ, «Газпромбанк», «Росэксимбанк», а также австрийское отделение ВТБ (VTB Bank) подписали с Минфином Анголы соглашение о выдаче этому государству кредита на 278,46 млн. долл. Он позволяет начать выполнение договора 2009 года, так как пойдет на оплату сделки с «Рособоронэкспортом».

Схожим динамичным курсом следовали на направлении и отечественные сырьевые корпорации. Так, «Лукойл» проводил политику точечной экспансии. «Дочка» компании Lukoil Overseas, достигла договоренности о покупке 49% в проекте разведки и добычи нефти в акватории Сьерра-Леоне. Также Lukoil Overseas намерена войти на рынок Габона. Ареалом налаженной деятельности компании в 2011 году являлся Кот-д'Ивуар. Здесь она расширяла свои производственные мощности. Позиции «Русала» на Черном континенте оказались менее крепкими. В частности, корпорация испытывала давление со стороны властей Гвинеи. Для урегулирования ситуации пришлось подключать правительство. Тем не менее, структура Дерипаски смогла сохранить позиции, как в этой стране, так и в Нигерии.

Действия «Рособоронэкспорта», а также делового сообщества на Черном континенте поставили вопрос об эффективности дипломатической поддержки торгово-экономической политики в рамках «доктрины Медведева». Идея сращивания дипломатии и бизнеса получила отражение только в случае с «Русалом». Но и там речь идет о помощи со стороны правительства, а не мининдел. «Рособоронэкспорт» же и «Лукойл» действовали, опираясь на собственные силы. Заметного участия МИД в их продвижении не наблюдалось. Более того, нельзя исключать, что знания обеих структур по Уганде, Сьерра-Леоне и Кот-д'Ивуару превосходят осведомленность ведомства Лаврова. Получается, что МИД им ничем помочь не может, а сама идея дипломатии для модернизации не имеет адекватной поддержки со стороны дипломатического корпуса.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".