Комментарий
2650 31 мая 2023 14:39

Аксиологическая война

Аркадий Недель философАркадий Недель

Аркадий Недель
философАркадий Недель
В прошлый понедельник британский премьер Сунак на встрече с Зеленским в Эйлсбери подтвердил свои намерения: «Наша позиция остается неизменной (steadfast) — мы будем помогать Украине столько, сколько потребуется». Среди европейских стран, если Англию считать таковой, она вместе с Польшей активно топит за поставки Украине самолетов F-16, хотя даже США в этом вопросе не пришли к однозначному решению. На неоднократно заданный вопрос, готова ли Америка поставить Украине эти истребители, Байден отвечал «нет», за которым эхом шло «нет» Шольца, и ситуация казалось более или менее ясной. 

Если еще месяц назад шансы поставок F-16 были минимальны, то теперь явный перевес в их пользу: Англия официально объявила о том, что открывает летние лагеря для подготовки украинских пилотов по управлению истребителями. Мало сомнений в том, что такие тренировки уже проводятся — неофициально. Понятно, что подобные британские (или тем более польские) выпады не могут происходить без предварительного согласования с нынешним доном Корлеоне, который как бы руководит США. Чьи самолеты, за тем и последнее слово. 

Журнал Politico пишет, что «США полностью стоит за своими союзниками по НАТО, которые собираются тренировать украинцев и передавать Киеву истребители».
При этом глава объединенных штабов Марк Милли напоминает, что «у русских порядка 1000 истребителей четвертого поколения, и для того, чтобы им противостоять, необходимо иметь значительное количество истребителей четвертого и пятого поколения, что мы и собираемся сделать». Министр военно-воздушных сил Франк Кендэлл, инженер по образованию, занимавшийся истребителями еще при Обаме — среди прочего он довел до ума производство F-35, упростив его дизайн и сократив стоимость — предрек: F-16, которые стоят $1 млрд штука, не станут для Украины волшебным оружием и вряд ли сильно поменяют баланс сил. 

Волшебные ли эти истребители или нет, но тренинг для украинцев планируют открыть на своих территориях, кроме Англии, также Голландия, Норвегия, Бельгия, Польша и Португалия. Контрнаступление, о котором так долго говорили в Киеве, причем говорили с различными оттенками оптимизма, само растягивается на несколько этапов. De facto, оно уже началось в форме точечных акций, вроде появления диверсантов в Белгородской области, обстрелов дронами той или иной российской территории и т. п. Однако едва ли стоит ожидать новой «Курской дуги», чья битва состоялась ровно восемьдесят лет назад, или какой бы то ни было серьезной наземной операции до того, пока Киев не получит все необходимое. 

И в этом состоит самая большая стратегическая интрига данного конфликта: коллатеральная война, которая идет сегодня между Россией и западным миром, ведется отнюдь не только — или даже не столько — как война технических средств, передового вооружения, человеческих ресурсов и т.п., а в первую очередь как война аксиологий. Именно категория ценности играет в этом конфликте центральную роль: западные ценности, эксклюзив на которые имеют только демократы в Америке — и которым угрожает не только Путин извне, но и Трамп внутри США, — это новый святой Грааль. Все, кто на него посягает, должны быть повержены. Заклинания вроде «стоять до конца, поддерживать Украину столько, сколько нужно», не имеют к Украине никакого отношения. Они описывают исключительно первую фазу Третьей мировой, смысл которой — установить жесткие аксиологические паттерны: кто принадлежит цивилизации и достоин будущего и кто принадлежит силам мрака, мешающим это будущее установить в планетарном масштабе.

Повторю: эта первая фаза носит не военный, а ценностный (аксиологический) характер, что также объясняет в целом неторопливую, если не сказать осторожную, эскалацию в плане поставок вооружений. На сегодняшний момент цель поставщиков — не обеспечить победу Украины, которая точно так же, как и Россия, относится к миру политического мрака и служит не более чем пространственным инструментом в данном конфликте, а в установлении всеобщей единой ценности (в необольшевистских терминах): кто не с нами, тот против нас, и само его существование среди нас нежелательно. 

Всеобщая единая ценность — это больше, чем просто пресловутый однополярный мир, который во многом определяется экономическими терминами; это — самовосприятие или то, что историк литературы и «новый критик» Стивен Гринблат, описывая коды и поведение правящего класса в эпоху Ренессанса, назвал self-fashioning. 

Self-fashioning — это принятый властными структурами код поведения, от одежды и придворных манер до литературной нормы и политических взглядов. Но в отличие от Ренессанса, где такие коды устанавливались для узкого круга знатных людей и тех, кто его так или иначе обслуживал, включая литераторов, сегодняшняя всеобщая ценность обладает важнейшим свойством — она нелокальна. Другими словами, самовосприятие людей эпохи первой фазы Третьей мировой должно касаться всех без исключения, с этой задачей справляются современные медиа. 

Нелокальность проявляет себя не только горизонтально, захватывая максимальное большое количество пользователей соцсетей, потребителей новостей и проч., но и уходит в глубину — сознания и бессознательного, как и элит, так и масс. Последние должны «понимать», что мир разделен на светлое и доброе начало, на западный рай, как сказал глава евродипломатии Жозеп Боррель, и все остальное. Когда на только что прошедшей встрече с Зеленским, на реплику последнего о том, что «мы умрем или будем свободными, и сейчас мы свободны», сенатор Линдсей Грэм с улыбкой на устах говорит: «Умрут русские» — это не реверанс в сторону украинского вассала, а элемент всеобщей ценности. Умрет тот, кто ее не разделяет. И об этом должен знать каждый.

Первая фаза Третьей мировой — увеличение политической нелокальности этой ценности. Рискну предположить, что военные действия на этом этапе являются вторичными, и экзистенциальный режим, в котором поддерживается Украина — ни проигрыша, ни победы — полностью отвечает надобностям момента. Смысл не в том, чтобы Украина выиграла, в терминах Зеленского или даже Байдена, а в том, чтобы с ее помощью создать новую, как кажется ее авторам, концепцию постоднополярного мира: если последний не удержать таким, каким он существовал последние тридцать лет, то необходимо сменить экономический и военный формат на ценностный, этический, переведя однополярность в аксиологическое измерение. 

Думать иначе — значит быть против цивилизации, свободы и человеческого как такового. Только испорченное сознание варваров, эдаких шэнманей, если использовать древнекитайский термин, может считать по-другому, или rouge people, по аналогии с устоявшимся понятием rouge countries, стремящихся вернуть нас к Средневековью. В политическом языке Средневековье, по необразованности политиков или их консультантов, давно стало символом мрака и беззакония, что, разумеется, далеко от исторических реалий.

Официальные медиа повторяют аксиому: «Россия начала неспровоцированную агрессию против Украины», где акцент сделан на слове «неспровоцированную». В формате всеобщей ценности это определение относится не столько к факту агрессии, сколько к варварской природе самой страны, представление о которой уходит на столетия в историю. Если не обращаться к очень давним временам Карла Великого, который заставил верующих и понтификов на подвластных ему территориях принять фелиокве («и от Сына», добавление к латинскому Никео-Константинопольскому символу веры), что было чуждо Византии, и таким образом вбил кол между католической Европой и православной Россией, то представление о России как стране «лжи и обмана», идущее как минимум от де Кюстина и Мишле, прочно застряло в нынешнем западном политическом и академическом уме. Так, например, Ален Безансон, сорбонический (от университета Сорбонны) французский историк, открывает главу своей книги «Святая Русь» так: «Искусство лжи старо, как сама Россия». Он же еще в самом начале нулевых ставил вопрос: «Можно ли включить Россию в мировое устройство? Надо понимать, что до того она в нем не была. 

Идея «России как экспансии» была введена в политический контекст т. н. «Завещанием Петра I», сфабрикованным в 1760-х гг. в дипломатических кругах Польши, Венгрии, Украины не без участия Европы. В «Завещании» Петр наказывает своим приемникам расширить российские территории за счет завоевания европейских соседей. Эту фальшивку многие принимали всерьез: от Наполеона до Трумэна. В 1812 году, в преддверии наполеоновской кампании, выходит сочинение Шарля-Луи Лезюра, историка и дипломата, успевшего послужить в министерстве Талейрана, которое называется «Политика и прогресс российской власти от ее возникновения до начала XIX века». В нем Лезюр, демонстрируя немалое для своего времени знакомство с российской историей, приходит к выводу, что «русские не знают и не признают другого правления, кроме наиболее деспотичного. Примечательно, что книга открывается цитатой журналиста и роялиста Жака Малле дю Пана: «То, что мы знаем сегодня под именем московитов, является сегодня ничем другим, как татарами». И если в Европе, которая тоже прошла через периоды деспотизма, этот политический режим был преодолен, то в России, наоборот, он «ухудшился и превратился в постоянный благодаря национальному характеру». 

Вот еще несколько цитат из книги: «Ложный гений и глубинная коррупция русских купцов примечательны на всех уровнях». Там же Лезюр цитирует пословицу, которую он нашел у британца, капитана Джона Перри, жившего столетием раньше, строителя каналов и мостов, тоже оставившего для современников книгу о России: «Если вы хотите знать, честный ли перед вами московит, поищите волосы на его ладони. Если вы их не найдете, то перед вами обманщик». В случае с Перри, впрочем, который прослужил в России без малого пятнадцать лет, имели место стычки с российскими чиновниками, на которых капитан жаловался самому Петру, отсюда, видимо, и его «пословица». «Русские, — пишет Лезюр, — испытывают ужас перед своими соседями...», и далее следует вывод: «тупое невежество, слепые предрассудки, презренная сервильность, спесь варваров, похотливый и свирепый темперамент — отличительные черты русских».

Эти свои откровения Лезюр параллелит с выводами английских современников и предтеч. Кроме Перри, автор ссылается на английского поэта Джорджа Турбервилля (1540-1587), побывавшего в России с миссией Томаса Рэндольфа, посла Елизаветы I в России. В своих «письмах» Турбервилль описывает страну своего пребывания в тех же терминах: «мужчины коварны, женщины распутны (wanton), храмы полны идолов, которыми они поклоняются <...> обычаи удивительны». В XIX веке, на заре рождавшейся науки этнологии, примерно так европейские авторы описывали африканские племена, когда сталкивались с их бытом и жизнью.

Но если в случае с Африкой за минувший век случился значительный сдвиг в сторону непредвзятости и научной объективности, то в случае с Россией за истекшие пятьсот лет в плане политической репрезентации не поменялось почти ничего. Если бывший американский посол США в России Майкл Макфол требует, чтобы «ни один русский не имел права отдыхать в свободном мире. Это привилегия, особенно сегодня», то это прямая отсылка к наполеоновскому духовнику аббату Доминику Дюфуру де Прадту, который в своих сочинениях не раз призывал «закрыть все двери» перед русскими: «Россия развивалась по деспотичной модели <...> Европа должна сомкнуть ряды и не вступать ни в какие политические отношения с государствами, которые не имеют с ней непосредственных общих интересов». Упомянутый выше маркиз де Кюстин позже посоветует выстроить «китайскую стену» между Россией и Европой — своего рода «ковидное» разграничение территории цивилизации и пространства варваров. 

Слова аббата на удивление современны: под ними подписался не только Макфол, но и все последнее мюнхенское собрание, не говоря о Зеленском, Подоляке или Дуде. Как и этнология Лезюра, так и «Завещание Петра» (наподобие «Протоколов Сионских мудрецов», придуманных зоологическим антисемитом Нилусом), несмотря на то, что в 1879 году фальшивка была разоблачена, она оказала существенное влияние на дальнейшую внешнюю политику Европы и США в отношении России. После Второй мировой войны Трумэн ссылался на этот текст в обсуждении концепции «сдерживания» СССР, которую продвигал Джордж Кеннан.

Другой аббат и астроном, Жан Шапп д’Отрош в своем «Путешествии в Сибирь в 1761 году с описанием Камчатки» иллюстрирует свое сочинение бесчисленными примерами пьянок, потасовок, жестокостей и пыток, которые он наблюдал, смело проводя параллели между русской жизнью и сценами из романа де Сада, своего современника. До того, среди прочих, о бесконечной жестокости русских и их любви к деспотизму писал в своих знаменитых «Записках о Московии» польский дипломат Сигизмунд Герберштейн. Последний вообще отказывает русским в чувствительности, свойственной европейцам и, разумеется, полякам, поскольку они терпят деспотизм власти и всегда находятся в состоянии раболепия перед ней. 

Если русофобские эскапады во Франции и Европе в целом имели этнологический характер, где акцент ставится на «национальном характере» русских, то эксперты по России в Англии гораздо более прагматичны и, как правило, не размениваются на такие сентиментальные мелочи. Ненависть Англии к России — чисто политическая, ее истоки уходят к эпохе наполеоновских войн и к первой Большой игре 1830-х гг. (вторая началась уже при Байдене, о чем у меня есть специальная статья), когда в результате индустриальной революции Англия сильно рванула вперед и довольно быстро превратилась в империю с четкими интересами на Востоке (Индии, Афганистане, Тибете), а также Средней и Центральной Азии, что и по сей день входит в сферу ее интересов. 

Английская политическая русофобия — это одновременно имперский проект, оправдывающий «защиты интересов короны» по всей британской ойкумене — от Варшавы и Афин до Ладакха, Кабула и Бомбея, — и способ решать конфликты между партиями, конфликтующими Тори и Вигами. Когда в 1791 году, после захвата русскими войсками турецкой крепости Очаков, британский премьер Уильям Питт-младший предложил организовать морскую экспедицию, чтобы заставить Россию отступить, его предложение было воспринято как курьез. Общественность и парламент выступили против, и Питту пришлось быстро отказаться от этой затеи. Однако урок был вынесен: прежде чем предлагать какой-либо масштабный проект, кампанию или любую политическую авантюру, необходимо подготовить общество. Никто ни тогда, ни сейчас не отменял важность всеобщей ценности и ее нелокального влияния: газеты делали эту работу тогда, СМИ делают ее сегодня.

Империалистические притязания России, storytelling, который с тех пор никогда не подводил, был необходим тогда, как и сейчас: в 1820-х газеты долго и наперебой предупреждали о русской опасности для интересов Англии в Центральной Азии и Индии, как раз в то время Британская Корона брала эти территории под свой контроль. Россия — враг, потому что хочет забрать у Британии то, что ей «принадлежит по праву». Газеты, симпатизировавшие Вигам, писали, что русские собираются стать «правителями мира», и от них исходит экзистенциальная (современное словечко) угроза нашим интересам.

Сегодня — ditto. Путинский империализм якобы начал неспровоцированную войну против Украины, re: storytelling, смысл которого, как и двести лет назад, сфокусировать общественное мнение на одной единственной угрозе мирового масштаба. Если двумя веками ранее Россия хотела захватить всю Центральную Азию, то сегодня — европейские страны, начав с Украины, которой пока что юридически отказано в статусе «европейской» страны или тем более в членстве в Альянсе.

Тот факт, что конфликт был спровоцирован долгим покером, который начался еще до всякого Крыма, признают некоторые адекватные эксперты, чьи голоса в общем политическом хорале почти не слышны, даже на Западе и в США. Так, Джеффри Сакс, один из ведущих сегодня в мире экономистов, с которым мы обсуждали эти темы, говорил мне, что в момент Майдана он был на Украине и сам «видел, как протестующие были непосредственно поддержаны американскими НПО, которые, в свою очередь, были всячески стимулированы администрацией Обамы» (об этом же писал канадский политолог украинского происхождения Иван Качановский). Недавно Сакс опубликовал статью «Война на Украине была спровоцирована — и почему это важно в достижении мира» (The War in Ukraine Was Provoked—and Why That Matters to Achieve Peace), в которой более детально поясняет свою точку зрения: «нНа самом деле было две основные провокации США. Первым было намерение США расширить НАТО за счет Украины и Грузии, чтобы окружить Россию в Черноморском регионе странами НАТО <...> Второй была роль США в установлении на Украине русофобского режима путем насильственного свержения пророссийского президента Украины Виктора Януковича в феврале 2014 года. Стрельба в Украине началась со свержения Януковича девять лет назад, а не в феврале 2022 года, как Правительство США, НАТО и лидеры G7 хотят, чтобы мы поверили».

Сакс не слышен на официальных американских каналах, потому что он один из редких интеллектуалов, идущих вразрез всеобщей единой ценности. Что еще раз доказывает: первая фаза Третьей мировой не военная, а ценностная, этическая. Сегодня союзники по НАТО — кто, как Англия и Польша, по зову сердца, а кто, как Германия, после шоковой терапии — решили выиграть у России именно аксиологическую войну. Украина — только разминка для такой ценностной схватки, чье продолжение, скорее всего, последует в китайском направлении.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".