Человек дня
6417 23 июня 2009 12:45

Анна Ахматова

«…Не надо мне души покорной,

Пусть станет дымом, легок дым,

Взлетев над набережной черной,

Он будет нежно-голубым…»

А. Ахматова, 1911г.

23 июня исполнилось бы 120 лет великой русской поэтессе, гениальному творцу эпохи Серебряного века Анне Ахматовой, споры вокруг творчества которой не утихают и поныне. Юбилейные торжества пройдут на родине поэтессы, в Одессе, а также в Омске, Санкт-Петербурге, Москве и т.д.

Воспевая женскую неразделенную любовь, Анна Ахматова на протяжении всей своей жизни хранила тайну, которую искусствоведы, культурологи и просто поклонники поэтических творений дивы пытаются разгадать вот уже несколько десятилетий.

 С Одессой связано рождение и ранее детство Анны Ахматовой. Будущая поэтесса родилась 23 июня 1889 года в семье отставного морского механика Андрея Горенко на одной из одесских дач в районе 11 станции Большого Фонтана. Через год семья покинула Одессу, однако Анна Ахматова, которой отец запретил подписывать свои стихи фамилией Горенко, бывала на родине еще трижды - в 1904, 1906 и 1909 годах.

Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты двое близких ей людей (муж Николай Гумилев расстрелян в 1921; Н. Н. Пунин, спутник ее жизни в 1930-е годы, погиб в лагере в 1953 г.) и единственный сын Лев Гумилев (провел в заключении более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражен в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

 

 

Комментарии экспертов

Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова увековечила в стихах не только себя, но и свою кровавую эпоху. И когда читаешь : « Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…», становится больно от того, каким сором эпохи был расстрел её первого мужа Николая Гумилева, аресты и гибель в лагере её третьего мужа – Николая Пунина и десять лет лагерей её сына Льва Гумилёва.

Жизнь жены и матери «врагов народа» были дополнена жестокой цензурой - многие её тексты были опубликованы только после смерти. В Петербурге есть несколько памятников Анне Ахматовой, но они какие-то они какие-то минималисткие и бездушные.  То, что, слава богу, спрятано во дворе дома на Большой Ордынке и называется скульптурной композицией Владимира Суровцева хорошо бы спрятать еще подальше. Потому, что смотреть на это в связи с её образом просто оскорбление чувств её читателей.

В Одессе бронзовая Ахматова сидела на  бронзовой скамейке в районе Фонтанки и стала жертвой вандалов, торгующих цветными металлами. Одним словом, лично мне хотелось бы видеть достойный памятник великой поэтессе на одной из центральных улиц Москвы. Стране  пора повернуться лицом и преклонить колени перед Анной Андреевной Ахматовой хотя бы теперь и хотя бы в такой форме.  

Жданов в своем постановлении о литературных журналах и  о творчестве Зощенко и Ахматовой старался ее припечатать. В частности, у него была такая формулировка: «мечется между будуаром и молельней». Но то, что воспринималось как отрицательная черта, мной воспринимается как черта своеобразия и как характеристика прекрасного. Ахматова действительно была противоречивой личностью, но в этом противоречии и состоит замечательная цельность ее как человека и как поэта.

Есть, пожалуй, три периода творчества Анны Ахматовой. Первый период – дореволюционный, период томления, сладкой грусти, кокетливой романтики. Именно тогда она «на правую руку надела перчатку с левой руки». Это перебирание «Четок», любование «Белой стаей», это перстень, который ей достался от бабушки-татарки. В этот период романтики она становится женой поэта Николая Гумилева.

Она была тогда воздушной, очаровательной, ломкой барышней, и этим притягивала. Притягивала своей манерностью. Известна история, когда Гумилев скакал за множество верст к ней на встречу, и, заглянув в щель забора, увидел ее в саду в белом платье…и был поражен. Увиденного ему было достаточно, он ускакал прочь, так и не заглянув в сад…

Потом была революция, Гумилева расстреляли, Ахматова решила оставаться в России. В это время произошел серьезный перелом в ее личности, она пишет стихи «Мне голос был, он звал утешно, Оставь Россию навсегда…». Но она принимает решение не оставлять свою страну. Как позже, в 30-е годы Ахматова скажет, «я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был…».

Из будуара она перемещается скорее в молельню, это происходит именно после революции. Становится больше мотивов веры, упования на высокий промысел, возникают зрелость, трагизм и чувство истории (вспомним хотя бы стихи о войне). Центральное место в этом времени занимает поэма «Реквием», где есть пронзительные строчки «муж в могиле, сын в тюрьме – помолитесь обо мне».

 Настает третий этап после смерти Сталина, когда Ахматова превращается в окруженную молодыми почитателями леди. Среди таковых – Иосиф Бродский. Для кого-то в данном случае она немножко пародийна, но на самом деле это период мудрости, царственной горделивости.

Она прошла через дореволюционный будуар, через трагическую послереволюционную молельню, и вот уже она просто царица. Царица Анна, которая раздает остроумные замечания, покойно дышит на заоблачном ледяном уровне, и сама уже стала той магической бабушкой-татаркой, которая точным элегантным движением передает перстень живой поэзии наследничку.

А если говорить о поэзии Анны Ахматовой вообще, то здесь, конечно, пушкинская традиция («золотое сечение» русской литературы, соединение классицизма и живости). И знаменитые ее строки – «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…».

Действительно, из сора мелочей росли ее стихи. Но не только из мелочей, а из трагичной русской почвы, из крови, из грязи вырастали кокетливые «анютины глазки» ранней, бедная жертвенная «куриная слепота» срединной, и белые царственные розы поздней Анны Ахматовой.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".