Статья
1403 21 марта 2009 0:01

Антикризисный круглый стол

Государственно-патриотический клуб партии «Единая Россия» провёл круглый стол, посвященный обсуждению проекта программы антикризисных мер Правительства РФ. На заседании Правительства РФ 19 марта был представлен обновлённый проект бюджета на 2009 год, макроэкономический прогноз Минэкономразвития на текущий год и антикризисная программа Правительства РФ, обобщающая опыт антикризисной работы конца 2008 – начала 2009 года и обозначающая основные приоритеты и направления антикризисной политики правительства.

Антикризисная программа опубликована на сайте Правительства РФ.

Согласно антикризисной программе, Правительство РФ намерено осуществлять свою деятельность исходя из следующих семи приоритетов:

  1. Выполнение всех публичных обязательств государства перед населением, прежде всего в социальной сфере.
  2. Сохранение промышленного и технологического потенциала будущего роста – прежде всего, антикризисная поддержка эффективных предприятий
  3. Повышение внутреннего спроса как основы посткризисного восстановления
  4. Смена экономической модели, поощрение инновационного роста экономики, инвестиции в человеческий капитал и энергосбережение.
  5. Освобождение ответственного бизнеса от избыточных административных барьеров и давления чиновников.
  6. Поддержка национальной финансовой системы.
  7. Ответственная макроэкономическая политика – поддержание курса рубля, снижение инфляции и борьба с кризисом ликвидности в финансовой сфере.
Комментарии экспертов

Тезисы, изложенные в антикризисной программе, появились не «вдруг» - любой человек, более или менее внимательно следивший за выступлениями президента и главы правительства в течение зимы, может заметить, что все основные штрихи этой программы уже были ими обозначены. Сейчас вся предшествующая работа правительства и его планы на будущее, а также поставленные перед ним задачи оказались сведены в новом идеологическом документе.

Программа вполне рациональна и не ставит каких-то несбыточных ориентиров – при этом она сохраняет в качестве своей важнейшей цели создание в России нового уклада экономики. Казалось бы, кризис и связанное с ним падение промышленного производства могут только законсервировать «петрономический», т.е. ориентированный на сырьевой экспорт уклад. Однако текст антикризисной программы и её базовые приоритеты свидетельствуют, что эта угроза осознана правительством в полной мере. Предотвращение остановки развития и диверсификации экономики – это и есть неписанный «восьмой» приоритет программы, из которого вытекают семь явных. И это – очень отрадное обстоятельство.

Слово «кризис» означает по-гречески «суд». Нынешний кризис судит проекты – отбрасывая «распилы», несбыточные воздушные замки и долгострои на десятилетия, возвращая первенство реальным и действительно нужным. Но также он судит и всю нашу систему власти – от правительства до муниципалитетов. От того, насколько будут эффективными экономический блок правительства, региональные власти и муниципалитеты, а также тесно связанные с государством системообразующие компании, зависит будущее всей действующей власти и российского государства в целом. Кризис должен быть осознан как побуждение к радикальному повышению эффективности – иначе «на выходе» можно получить и социально-политическую нестабильность, и безвозвратную консервацию «петрономики» как исторического тупика России.

Ничего из этого нельзя допустить, и я уверен, правительство не допустит. Идеология антикризисной программы даёт такой надежде веское основание.

Итоговым документом заседания Государственно-патриотического клуба стал пакет предложений по антикризисным мерам, выражающий точку зрения клуба на предложенную Правительством РФ антикризисную программу. Пакет наших предложений включает в себя антикоррупционные меры, поддержку реального сектора экономики, в том числе оборонно-промышленного комплекса и агропромышленного комплекса как стратегически важных отраслей, инфраструктурные проекты, стимулирование занятости и увеличения числа рабочих мест, общественно-политическое сотрудничество на пространстве СНГ и финансово-экономические преобразования.

Больше всего мы говорили об антикоррупционных мерах. Это неудивительно – на наш взгляд, коррупция сведёт на нет любые, сколь угодно хорошие антикризисные программы. Антикоррупционные меры должны носить как профилактический характер, формируя обстановку нетерпимости к коррупционным явлениям, так и собственно правовой: коррупционные деяния должны влечь за собой неотвратимое наказание. В этой связи антикоррупционные инициативы Дмитрия Медведева, предусматривающие декларацию доходов и имущества не только самих чиновников, но и членов их семей, своевременны и правильны. Но по большому счёту, у нас существует удовлетворительная провавая база для пресечения коррупционных преступлений (конечно же, нуждающаяся в дополнительном совершенствовании, но вовсе не неприемлемая). Поэтому самое важное сейчас – проявить политическую волю по отношению к зарвавшимся коррупционерам.

Говоря о сотрудничестве на пространстве СНГ, мы предложили создать на базе форума-2020 площадку межпартийного и общественного сотрудничества для всего содружества, что позволит выстроить горизонтальные связи с партиями и общественными организациями стран СНГ. Это может быть очень эффективно: я буквально вчера вернулся из Украины, из Винницы и лично наблюдал, что отношение к России на уровне местной власти и общественных организаций очень хорошее – несмотря на всё давление со стороны Киева и секретариата Ющенко. Нужно налаживать взаимодействие именно с обществом стран СНГ, что позволит продолжать сотрудничество и общение наших народов несмотря ни на какие разногласия на уровне руководства наших государств.

Ещё одно важное направление – это поддержка стратегических отраслей и адресная поддержка предприятий этих отраслей. Часто либеральные экономисты говорят о принципиальной неэффективности таких вложений. Но разве применимы в полной мере критерии экономической эффективности к отраслям, от которых в буквальном смысле зависит независимость нашей страны и обеспечение продовольствием наших граждан? Те, кто предлагает прекратить поддержку этих отраслей, используя узкорыночные аргументы, ориентируются на проамериканскую идеологию младореформаторов 90-х годов.

Многие из них в своё время говорили о том, что сельское хозяйство в России в принципе неэффективно, что это «чёрная дыра» и т.п. Однако именно сельское хозяйство пострадало от кризиса в гораздо меньшей степени, чем ряд отраслей промышленности – именно за счёт поддержки государства. Благодаря национальному проекту АПК и программ по стимулированию отрасли сельское хозяйство смогло получить «начальный импульс», позволивший ему не пропасть в кризис. А это уже свидетельствует о том, что узколиберальный подход неприемлем для наших стратегических отраслей. Именно село в конечном счёте формирует облик и традиции нации и кормит её, а оборонно-промышленный комплекс – поставляет современные вооружения. Если у российской армии не будет современного оружия и военной техники, Россия рано или поздно лишится своей независимости.

Ещё одна тему, которую мы обсуждали сегодня на круглом столе Государственно-патриотического клуба – это ситуация с занятостью и миграцией. В связи с данной темой я поднял одну существенную для крупных городов, таких, как Москва и Санкт-Петербург, проблему. По моим данным, сейчас гастарбайтеры, уволенные со строительных объектов, начинают массово трудоустраиваться в сферу обслуживания и торговли – как раз те сферы, которые длительное время предоставляли возможность для «подработки» молодёжи и студентов. Работодатели, пользуясь бесправием мигрантов, грубо нарушают их права при оформлении на работу и значительно экономят на оплате рабочей силы. Такие неоформленные работники забивают свободные рабочие места – в результате молодёжь, и так испытывающая трудности в связи с кризисом, уже не может туда трудоустроиться. На самом деле, это не локальная, а достаточно серьёзная проблема, которая, если она не будет решена, может вызвать опасный всплеск социального недовольства.

Программа, которая была предложена для общественного обсуждения российским правительством – это уже работающая, живая программа. И дискуссионные площадки клуба партии «Единая Россия» ещё в конце года, заявляли пакет антикризисных мер. Для нас очень важно, что многие из предложенных Государственно-патриотическим клубом мер нашли реальное воплощение – и в антикризисной программе правительства, и в реальных действиях. Мы, безусловно, поддерживаем антикризисную программу и полагаем, что сегодня усиливается роль партий и Государственной Думы как политического института, в обеспечении реализации этой программы.

Опубликование программы продолжает политическую традицию, возникшую, что называется, с лёгкой руки Владимира Владимировича Путина, который впервые из политиков современной истории России начал открытый разговор с обществом. Он стал проводить прямые линии с гражданами, большие интернет-конференции, активизировал общение с прессой. Мы видим, что эта традиция не только прижилась, но она сохраняется даже в самых сложных экономических условиях. Потому что антикризисная программа обнародована не только для политиков и не только для депутатов. Она заявлена для общества. Она по своей структуре предложений носит очень понятный, очень доступный характер. Кроме того, когда власть действует столь открыто – это всегда свидетельствует и об открытости намерений, и об уверенности в своих действиях и прогнозируемых результатах.

Да, мировой кризис несколько изменил изначальный сценарий развития России. Но он его не отменил, не разрушил. Не разрушил его прежде всего потому, что у России есть устойчивая политическая система. Это наше главное конкурентное преимущество, которое необходимо не только сохранять, но и использовать для достижения экономических преимуществ. На площадке нашего клуба мы неоднократно говорили, говорим и теперь, что антикризисная программа правительства будет успешной только при максимальной консолидации и мобилизации общества. Без сопричастности каждого из нас к её реализации и к пониманию нашего будущего невозможно говорить о каких-либо экономических преобразованиях. Мы видим свою задачу как политики, как депутаты в том числе и в этом. И в том, конечно же, чтобы предложить дополнительные организационно-правовые формы для обеспечения реализации программы. Например, наш клуб очень заинтересован в том, чтобы предложения правительства, связанные с поддержкой агропромышленного комплекса, оборонно-промышленного комплекса и в целом реального сектора экономики, меры по миграционной политике и по инвестициям в систему образования были подкреплены эффективными управленческими решениями и эффективными институциональными преобразованиями. Поэтому мы сегодня на площадке своего клуба предлагаем проект закона о регулировании торговой деятельности. Мы вплотную работаем над федеральными стандартами качества образования. И это будет тем реальным вклад, той реальной помощью правительству в обеспечении реализации именно этих, очень практических и очень реалистичных мер.

Планируя политику по поддержке системообразующих предприятий, президент и премьер однозначно заявили, что государство не будет поддерживать неэффективных собственников, набравших огромные долги и тратившие доходы собственных компаний на предметы роскоши и личное сверхпотребление. Оно будет поддерживать системообразующие и градообразующие предприятия, реальный сектор экономики, потому, что это – будущее нашей страны. Мы не будем поддерживать издержки привыкших жить широко и богато деятелей, которые считали себя бизнес-элитой. Пусть они научатся жить по средствам. То есть, в вопросе об адресной поддержке предприятий реального сектора правительство занимает максимально ответственную позицию

Наш Государственно-патриотический клуб стоит на позициях того, что именно государство призвано обеспечивать баланс интересов в обществе. Государство должно быть беспристрастным союзником и для бизнес-сообщества, и для наших граждан. И то, что сегодня социальные приоритеты на первом месте, это подтверждает то, что для современной России последних восьми лет – это главный вектор развития. Конституционный принцип социального государства находит реальное воплощение даже в условиях кризиса. У нас 3 триллиона дефицит бюджета, мы увеличиваем социальные расходы. Почему? Да потому, чтобы каждый человек, попадая в сложную жизненную ситуацию, мог быть уверен и спокоен, знал о том, что государство на его стороне, что оно не бросит и поддержит его, защитит его интересы. Поэтому все те решения и по повышению минимальной заработной платы, и по пенсиям, и по пособию по безработице – это меры, которые сегодня позволяют гражданам чувствовать себя защищёнными. Наверное, это самое ценное и самое важное в ситуации любых проблем для человека.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".