Статья
8957 9 сентября 2014 10:22

Автономия или государство

Вопрос о статусе двух самопровозглашенных республик на юго-востоке Украины остается открытым. По словам Луценко, в минском протоколе идет речь не о ДНР и ЛНР.

На Украине четвертый день перемирия. Хотя СМИ сообщают об отдельных нарушениях договоренностей по прекращению огня, полномасштабные боевые действия не ведутся и в регионах медленно, но верно налаживается мирная жизнь.

Однако эксперты высказывают опасения, что хрупкий мир может быть скоро нарушен. По многим пунктам сторонам пока не удалось найти компромиссных решений.

К спорным вопросам по-прежнему относится вопрос о статусе двух самопровозглашенных республик на юго-востоке Украины.
Так, советник президента Украины Юрий Луценко рассказал, что в протоколе идет речь не о Донецкой и Луганской областях, а только о территориях, неподконтрольных Киеву.

«Минский протокол означает, что Украина является целостной. Даже временно неподконтрольные нам районы “лугандона” (ЛНР и ДНР) все равно являются частью Украины. Граница становится нашей, и мы должны изолировать эту специальную зону, взять ее под контроль, в том числе инженерными сооружениями, и предложить им соревноваться не только оружием — уровнем жизни», — цитирует Луценко «Интерфакс».

На это заявление уже отреалировали ополченцы. Есть противоречия и по другим вопросам. В  частности, много вопросов вызывает контроль над границей. Ни одна из сторон не собирается уступать в этом вопросе.

Глава ЛНР Игорь Плотницкий уже заявил, что руководство непризнанной Луганской народной республики не собирается отдавать Киеву контроль над границей между самопровозглашенной республикой и Россией.

"Изолировать и задушить нас не получится. Мы не отдадим свои границы с братской Россией под враждебный контроль. А к экономическому соревнованию с Украиной мы готовы", - цитирует МИА "Россия сегодня" Плотницкого.

Ранее вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил, что руководство Донецкой народной республики допускает возможность диалога с Киевом по социальным и экономическим вопросам после изучения законопроекта Украины об особом статусе Донбасса.

«Мы будем внимательно изучать законопроект Украины об особом статусе Донбасса. Если в нем будут положения, отвечающие задачам политического и экономического развития ДНР, мы не исключаем возможности начала диалога с Киевом о вариантах взаимодействия в сфере социальной и экономической политики», — цитирует Пургина МИА «Россия сегодня».

Киев анонсировал готовность к децентрализации власти: на прошедшем в уэльском Ньюпорте саммите НАТО президент Украины Петр Порошенко пообещал, что пойдет на серьезные шаги в этом направлении. Затем это было запечатлено в протоколе минской встречи, состоявшейся 5 сентября. Всего в протоколе 12 пунктов. Там отмечается, что Украина должна провести децентрализацию власти и досрочные выборы в Донецкой и Луганской областях. Кроме того, Киев обязан принять закон о недопущении преследования лиц в связи с событиями, которые происходили в этих регионах.

В тексте же Минского протокола говорится, что отдельные районы ДНР и ЛНР получат «особый статус», там должны пройти досрочные местные выборы.

Эксперты считают, что пока о полноценной децентрализации Украины речь не идет. Большинство из них предполагают, что ополченцы вряд ли согласятся на  «особый статус» всего лишь части территорий, так как они добивались государственной независимости.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко в беседе с «Актуальными комментариями» ранее отметил, что в протоколе много непонятных мест. По его словам, в частности, непонятно, что подразумевается под особым статусом этих республик. «Представьте себе, что вас нанимают на работу и говорят: у вас будет особый статус. Вполне естественно, вы зададите вопрос – а что он предполагает? Вам будут говорить: "особый статус в рамках законодательства"». Вот примерно так пока что отвечают на вопрос об особом статусе этих двух республик», - сказал Ищенко.

Он напомнил, что ДНР и ЛНР озвучили свое пожелание особого статуса, сказали, что они согласны, чтобы «их считали в составе Украины», но они хотят, чтобы им оставили их собственные вооруженные силы, их право на независимую экономическую, в том числе внешнеэкономическую политику. Эксперт подчеркнул, что «это фактически требование полной независимости при формальном согласии считать Порошенко президентом неизвестно чего».

Эксперты сомневаются, что Киев согласится на обозначенные ополченцами условия. В Киеве сравнивают Донбасс с Приднестровьем, а подписанный в Минске протокол – с «планом Козака».

«Независимая газета» не исключает, что цель авторов сценария может заключаться в том, чтобы сохранить неопределенность ситуации в Донбассе.

Удастся ли найти компромиссные решения и определиться со статусом двух самопровозглашенных республик? Да и каков он должен быть? Об этом «Актуальные комментарии» спросили экспертов и политологов.

Комментарии экспертов

Контроль над границей – это принципиальный и важный момент. Без этого невозможно представить независимости республик и даже полноценной автономии.

В мировой практике есть, правда, пример подобного рода независимости. Здесь можно вспомнить Сан-Марино, которая находится посреди Италии, и внешняя граница республикой не контролируется. Но всё-таки Донецкая и Луганская республики – это не Сан-Марино. Здесь вопрос контроля границы действительно является принципиальным.

Не случайно в соглашении о прекращении огня вопрос статуса практически не затрагивался. Это тот самый вопрос, который тут же разделяет противостоящие стороны. Поэтому это предмет дальнейших переговоров. Луценко озвучил позицию Киева, Плотницкий – мнение ополчения. В результате переговоров будет выработан некий компромиссный вариант.

Его решение лежит в рамках того, о чём всегда говорит Российская Федерация по вопросу суверенизации регионов Украины. Самой подходящей моделью для ДНР и ЛНР, на мой взгляд, может быть широкая автономия. То есть на предстоящих переговорах речь пойдет, скорее всего, о широкой федерализации, в том числе с правом республик осуществлять и самостоятельную внешнеэкономическую деятельность.

Ключевым фактором на сегодня надо считать не политические декларации (сколько угодно искренние или не искренние со стороны жителей или политических групп Луганска и Донецка), а сами договоренности, и в ещё большей степени - заявления двух человек об этих договоренностях, а именно - Путина и Порошенко. Эти договоренности действуют, пока в регулярных телефонных разговорах об этом говорят оба этих лидера. Они, напомню, выражают частичное или полное (это не важно) удовлетворение ходом перемирия.

На сегодня это - единственный правовой пункт, который постепенно становится центром медленной, противоречивой, обрывочной, фрагментарной стабилизации. Но только в случае, если перемирие продлится.

И это - признанный факт. Даже Евросоюз, хоть и принял решение по санкциям, пока не торопится их вводить. На этих «пока», на этих отсрочках держится сегодня не просто очень относительное перемирие (потому что и с той и с другой стороны продолжают стрелять), а будущий возможный статус этих территорий.

Сегодня никто ничего не может сказать об этом статусе. Можно делать заявления, можно провозглашать, можно мечтать, но понятно, что спор будет по всем без исключения пунктам, начиная с главного - о целостности Украины и присутствия, вхождения или не вхождения восточных территорий в её состав. Разумеется, Украина сейчас не будет обсуждать независимый статус для Новороссии, так же как и Россия не обсуждала и не собиралась обсуждать, даже потерпев поражение в 1996 году, независимость Чечни. Возникла, как мы помним, формула отложенного статуса. Но я думаю, что даже эта формула являлась бы максимальной перспективной для Новороссии. Но рассчитывать, что Киев на это сейчас пойдет, - нельзя.

С другой стороны, предложения Киева об особом экономическом, языковом, культурном статусе, о высоком уровне самоуправления означают исключения из украинской конституции. А украинская конституция не подразумевает никаких особых статусов, в ней нет этого понятия, она, в отличие от российской, жестко унитарная и жестко вертикальная.

Поэтому появление такой зоны исключения создает встречный вопрос: а что позитивного будет предложено с этой стороны, чем будет заполнено, какими культурными, экономическими, политическими, реальными, а не декларативными институциями сможет насытить это пространство новая власть, если она там возникнет?

Ополченцы не создали никаких институтов, которые могут функционировать в мирное время. Всё, что мы видим даже через крайне односторонние, если взять российские, средства массовой информации, - это полностью разрушенные социальные, административные и политические территории. Происходящее сравнивают иногда с Украиной времен гражданской войны и Гуляйполе Махновского.

Но на Украине этого времени существовали советы, в том числе и в условиях имеющейся власти. Здесь же нет управления, ополченцы не сформировали никакой альтернативной позитивной и обращенной в будущее жителей этих мест власти. Было много пафосных заявлений о борьбе против олигархов, о национализации. Но это всё сталкивалось с реальностью, когда не было даже элементарного полицейского порядка на улицах. А это - мучительно для жителей.

Поэтому сегодня людям на востоке Украины надо обсуждать не химеры каких-то республик, империй и т.д., а альтернативу; обсуждать, в чем заключаются донецкая и луганская альтернативы тому порядку, который существует на Украине. Если альтернативы не будет, то не будет ничего, кроме прикрытия этой территории Россией. А это очень непрочно, - тогда альтернатива будет всё время оставаться: украинский порядок, какой ни какой. То есть, сейчас мы переходим из конкуренции оружия - к конкуренции мирных, социальных, административных, правовых альтернатив. Вот здесь основное поле.

И это поле на данный момент защищено только согласием Путина и Порошенко считать соглашение исполняющимся. У каждого из них свои причины на это. Но делать ставку на оружие опасно. Сегодня можно представить, экстраполируя, какой-то потолок возможного для Новороссии, и этот потолок будет внутри украинского государства. Пробить этот потолок может не оружие, а политическое, социальное творчество, ответственное, но смелое. Если, конечно, там будут группы, которые способны на это. Если возникнет реальная, устойчивая, жизнеспособная альтернатива власти на этой территории, которая будет поддержана населением в этих местах, (а на данный момент это совершенно не очевидно, – население пока не высказалось ни за что). Только тогда может возникнут государственная перспектива. 

Cовершенно очевидно, что ополченцы, которые воевали в Донецке и в Луганске, а также огромное количество их сторонников по всей Украине, не согласятся ни на какое существование в рамках единого государства с нынешней украинской властью, которая господствует в Киеве.

Если власть в Киеве изменится, вполне возможно будут договоренности, и не исключено, что это будут шаги, чтобы сохранить Украину в нынешних границах или наоборот обозначить ее в нынешних границах без Галиции.

Но в любом случае никаких долгосрочных серьезных договоренностей о существовании в рамках единого государства не будет до тех пор, пока у власти находится нынешний режим, либо, наоборот, не уничтожены полностью Донецкая и Луганская республики.

Всё остальное – это только промежуточные этапы, которые не могут долго продержаться, потому что экономически нынешнее украинское государство существовать без Донбасса при сложившихся экономической системе не может. И это одна из причин, почему они так держатся именно за эту территорию, в отличие от Крыма. Обратите внимание, что вопрос о Крыме сейчас ушел на задний план. Поэтому перемирие – это только этап в гражданской войне.

Гражданские войны очень редко заканчиваются компромиссом. Они могут быть завершены только победой одной из сторон. Но другой вопрос в том, что победа ополчения, если они, как грозятся, дойдут до Киева, как раз может иметь своим результатом восстановление территориальной целостности Украины, но уже на совершенно на других основах. То есть тогда реальный баланс сил, реальное соотношение между регионами будет совершено другим, и это будет Украина не киевская, а харьковская.

Не исключено, что через какое-то время власть Порошенко ограничится территориями Киева и, возможно, еще некоторыми регионами вокруг Киева, но не более того.

Одно из многочисленных обещаний киевских властей – проведение «свободных демократических выборов», в том числе на Донбассе, который вроде бы как является частью «единой неньки», хотя де-факто это совсем, конечно, не так.

Показательно в этом плане выступление «героя майданов» Юрия Луценко, который призвал выделить народные республики в «специальную зону, взяв ее под контроль в том числе инженерными сооружениями» – иными словами, отгородиться стеной. Позже он предлагает «накопить силы и ударить, так, чтобы за часы смести сепаратистов с Украины». Вместе с тем он четко подтвердил прежнюю позицию киевских унитаристов, что они готовы принять мятежные регионы лишь в статусе областей, не более. Луценко является советником президента, наверняка он озвучил то, что у Порошенко на уме.

Весьма занимательны также его предложения «организовать соревнование в уровне жизни». И тут он уже весьма рискует сесть в лужу, ведь если посмотреть на социально-экономическое развитие страны, то все весьма и весьма плачевно. Евромайдан и пришедшее за ним правительство прозападных олигархов резко обвалили уровень жизни: цены на ЖКХ, одежду, продукты и все необходимое выросли в разы, доходы снизились, социальные выплаты прекращены.

В стране нет денег, кредиты быстро «проедаются», и скоро элементарно нечем будет платить за газ. Правительство активно агитирует за экономию всех и всего (сами «агитаторы» естественно, терпеть лишения не будут) готовятся веерные отключения электроэнергии (при том, что олигархи продолжают ее экспортировать). Впереди зима, а горячая вода и теплые батареи на Украине станут роскошью. Я убежден, что в таких условиях народные республики смогут быть конкурентноспособными – они смогут восстановить разрушенные объекты инфраструктуры, о поставках газа с Россией они договорились, поэтому холодные батареи им не угроза, а уровень социальных выплат сделают не ниже, чем до майдана на Украине.

Единственное, что может стать серьезной помехой на пути к нормальной жизни – массированные обстрелы населенных пунктов. Однако вернемся к выборам. Еще до их проведения в «унитарном» варианте Порошенко хочет возобновить деятельность местных органов власти. Каких органов? Различных областных и городских советов, дискредитировавших себя полностью в глазах людей и полностью утративших легитимность. Ведь те же Донецкий и Луганский областные советы сначала отказывались признавать легитимность постмайданной власти, просили помощи у РФ, а затем из столицы рассказывают о «сепаратистах» и «боевиках».

Назначений губернаторов из столицы, призванных контролировать процесс, в народных республиках явно не потерпят. Без признания специального статуса республик (фактически конфедеративного), на чем настаивают их руководители и ополченцы, выборы там явно обречены на провал, ведь правительство банально не пустит на них «сепаратистов» и «террористов». Выбирать людям будет предложено из ненавистного местному населению майданного политикума. Народ скорее проголосует ногами или, пуще того, уничтоженными избирательными участками, как это было на выборах президента Украины 25 мая.

В условиях демократических выборов совершенно ясно, что ни одна партия майдана и ни один кандидат не имеют никаких шансов на избрание. А любой самый простой ополченец или полевой командир с легкостью одолел бы самого обеспеченного денежными мешками кандидата. Ибо после пережитого ужаса в людях изменилось сознание и возврата к прошлому не будет. Нишу опостылевших «регионалов», оккупировавших регион десятилетиями, займут новые политические силы. Силы с непосредственным низовым народным представительством, с новыми лицами и незапятнанной репутацией. Они будут отстаивать следующие приоритеты: суверенитет Донбасса (Новороссии), деолигархизация, социальная справедливость, вступление в Таможенный Союз.

В случае получения «специального статуса» Донбасса в составе Украины, фактически может быть узаконено нынешнее его руководство. Тогда оно будет проводить выборы под международным контролем, гарантом чего должны быть Россия и ЕС. Киев, естественно, согласия на это не даст. Альтернативой этому будет только продолжение войны и уже проведение выборов без согласия Украины и Запада самостоятельно (когда ситуация позволит), благо опыт проведения народных референдумов 11 мая уже есть. В глазах «международного сообщества» они не будут легитимными, но самое главное – их признает народ Донбасса.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".