Статья
19517 25 октября 2018 10:04

Банды Telegram

Политические телеграм-каналы часто становятся инициаторами различных информационных кампаний и атак на конкретных политиков. Мы уже рассказывали о том, как топ-10 самых популярных политических телеграм-каналов задействуют в своей работе сторонних авторов. На этот раз мы включили в анализ еще больше каналов, а также построили кластеры, в которых видны группы авторов, которые чаще всего взаимодействуют друг с другом.

doc_2018-10-25_10-33-19.gif
Для увеличения графа нажмите на изображение. Размер узла говорит о количестве ссылок на телеграм-канал, его цвет — принадлежность к тому или иному кластеру, интенсивность стрелки — число ссылок одного телеграм-канала на другой. С направленным графом, где бы были видны направления ссылок, вы можете ознакомиться по ссылке.

Кластеры

Предыдущий материал мы опубликовали 15 августа, и за это время расстановка сил заметно изменилась. Если раньше в топе по цитируемости был телеграм-канал «Футляр от виолончели», то теперь самым мощным телеграм-каналом в сетке стал «Незыгарь». Причем на «Незыгаря» стали чаще ссылаться не только как на источник инсайдерской информации, но и делать репосты для инициирования дискуссии или же как знак одобрения позиции автора.

Заметно увеличилось число ссылок на телеграм-канал «Кремлевский БезБашенник». Несмотря на то, что оранжевый кластер отделен от зеленого кластера «Незыгаря», связи между участниками двух сеток также плотные. «Незыгарь» часто ссылается, как на «Кремлевского БезБашенника», так и на «Пяр во время чумы» и другие каналы.

Важно, что кластеры, обозначенные зеленым и оранжевыми цветами чаще остальных делают дружественные репосты, в которых частично или полностью соглашаются с позицией первоисточника. Также они вместе отстаивают «своих» в случае каких-либо медиа-конфликтов. Например, «Пяр во время чумы» хоть и относится к дружественному кластеру, во время постов Кононенко с деанонимизацией «Незыгаря» активно защищал своего старшего коллегу: «Политмаргиналы телеграма не сдаются. Быть как Незыгарь им интеллекта не хватает, вот и устраивают публичные доносы на Шойгу и Громова». Аналогичной была реакция и других крупных участников этих кластеров.

Однако не во всех объединениях есть столь плотные горизонтальные связи. Примечательно, что некоторые узловые телеграм-каналы находятся на периферии и ссылаются на авторов, которые не задействованы другими крупными телеграмерами. Например, «Политджойстик», «Мышь в овощном», Кононенко.

Работа с инфоповодами

В этот раз мы отметили, что авторы крупных телеграм-каналов стали использовать релевантные, пусть и не массовые телеграм-каналы. За период, который нами анализировался, произошло несколько громких инфоповодов, главные из них: трагедия в Керчи и процесс получения независимости УПЦ КП. Реакция на них крупных телеграмеров была иной. В этот раз было много ссылок на телеграм-каналы с оперативной информацией о происшествиях, а также ключевых спикеров по религиозной тематике, здесь выделяется телеграм-канал председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойды.

Аналогичная ситуация с региональными конфликтами, связанными с выборами. Крупные телеграм-каналы чаще ссылаются на региональные первоисточники с аудиторией 1-2 тысячи подписчиков, которые могут предоставить информацию «с поля». Данную практику можно было бы списать на сезонность, так как после выборов 9 сентября как минимум в 4 регионах, где должны были состояться вторые туры, обострилась политическая конкуренция, а инфопоток стал заметно сильнее. О том, продолжат ли телеграм-каналы и дальше ориентироваться на качество информации, а не популярность ее источника, станет известно уже после завершения всех региональных кампаний.

Свой-чужой

В политических телеграм-каналах границы между «бандами» становятся все отчетливее. Они продвигают общую повестку, защищаются в случае атак на членов «банды», а также совместно инициируют различные информационные кампании. Массовость достигается как за счет простых репостов, так и при помощи инициирования дискуссии, которая зачастую носит побочный характер, главная цель — распространение информации.

Некоторые «союзы» являются ситуативными. Например, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов особенно часто в этом месяце ссылался на «Незыгаря», но раньше этого практически не делал. Другие связи являются более устойчивыми и, возможно, имеют под собой финансовое основание. Эти факторы следует учитывать при анализе развития различных информационных кампаний в политических телеграм-каналах.

Михаил Карягин, политолог

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".