Статья
2074 16 августа 2010 12:55

Боосу предложат новую работу

Президиум генсовета партии «Единая Россия» предложил президенту РФ три кандидатуры на пост губернатора Калининградской области, в числе которых не оказалось нынешнего губернатора Георгия Бооса.

Президиум Генсовета на заседании в понедельник принял решение предложить президенту РФ Дмитрию Медведеву на пост губернатора области три кандидатуры: экс-мэра Калининграда, депутата Госдумы Юрия Савенко, секретаря регионального политсовета «Единой России» в Калининградской области Николая Цуканова и мэра Калининграда Александра Ярошука.

«Этот список согласован с губернатором Калининградской области Георгием Боосом, которому будет предложена должность в федеральных органах власти», - говорится в сообщении пресс-службы «Единой России», переданном в редакцию «Актуальных комментариев».

Комментируя отсутствие в списке кандидатов от «Единой России» на должность губернатора Калининградской области действующего губернатора Георгия Бооса, секретарь президиума генерального совета «Единой России», вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин обосновал официальному сайту партии принятое решение.

Как отметил Володин, президент РФ Дмитрий Медведев не раз указывал, что уровень общественной поддержки является одним из главных критериев оценки работы губернаторов. «К сожалению, уровень поддержки нашего друга и коллеги Георгия Бооса был хоть и весьма весом, но все же недостаточен для продолжения работы. Он, может быть, был допустим для другой территории, но Калининградская область – особый случай», - заявил секретарь президиума генсовета «Единой России», подчеркнув, что «мнение избирателей для нас – закон».

«Что касается будущего Георгия Бооса, будем просить, чтобы его деловые качества и таланты были востребованы в другой сфере деятельности», - отметил Вячеслав Володин.

В свою очередь, первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов, комментируя отсутствие Бооса в списке, также отметил, что «партия считает доверие и поддержку народа ключевым фактором поддержки выдвижения кандидатур на всех уровнях, особенно на уровне глав регионов». Поддержка граждан – это основной параметр подбора кандидатов на ответственные посты, подчеркнул Неверов.

Руководитель ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев отметил, что «Георгий Боос - наш давний коллега и хороший товарищ». «Он внес заметный вклад в развитие Калининградской области. На его счету много реализованных проектов. Действительно, в список кандидатов в губернаторы Калининградской области имя Георгия Бооса не вошло. Но мы уверены, что его опыт и знания будут востребованы на одной из руководящих должностей федерального уровня», - подчеркнул Воробьев.

Георгию Боосу будет предложена работа, достойная его профессионального уровня, сообщил РИА Новости источник в администрации президента РФ.

По словам кремлевского источника, это решение было согласовано с президентом РФ и соответствует его позиции: важнейшим критерием эффективности губернаторов является уровень поддержки населения. Этим же критерием руководствуется и партия «Единая Россия», предлагая кандидатов на должности глав регионов.

«Боосу будет предложена работа, достойная его профессионального уровня, поскольку он проявил себя как хороший управленец», - подтвердил источник в администрации президента РФ. Этот вопрос предварительно обсуждался с самим Георгием Боосом, и он выразил готовность рассмотреть предложения о новой работе.

Причем, решение «Единой России» не предлагать президенту кандидатуру Георгия Бооса на пост главы Калининградской области не было для губернатора неожиданностью, он отнесся к этому с пониманием, сообщил «Интерфаксу» источник в администрации президента.

«Решение партии не было для Георгия Бооса сюрпризом. Оно основывалось на позиции президента, который рассматривает уровень поддержки населения как один из ключевых критериев эффективности работы руководителя любого региона», - сказал источник.

Он отметил, что «Единая Россия» такую позицию разделяет. «Губернатор отнесся к этой ситуации с пониманием», - подчеркнул источник.

Комментарии экспертов

Боос внес значительный вклад в развитие Калининградской области, есть проекты, которые он осуществил. Он изменил облик области, при нем, например, стали совсем другими дороги. Но ясно, что у него значительный опыт, и с учетом того, что он руководил налоговой службой, работал в парламенте, я думаю, он может быть востребован на федеральном уровне в достаточно серьезном статусе.

Многие наблюдатели ожидали, что Боос будет назначен на пост губернатора. В пользу подобного решения говорили многие его достижения в должности губернатора, жесткий, волевой характер. Собственно говоря, он – достаточно крупная фигура для региона, аналогичных ему фигур не было. Но, совершенно очевидно, что к Боосу крайне негативно настроено большинство населения. Это проявилось и в ходе достаточно неудачных изменений транспортного налога, которые инициировал Боос, и в целом ряде других его инициатив. Исследования последнего времени, целого ряда социологических служб – и федеральных, и местных – показывали , что поддержка Бооса не только невелика среди граждан, но главное - у него велик антирейтинг. Сложилась достаточно устойчивая часть населения, которая не хотела назначать Бооса губернатором, крайне негативно оценивая его деятельность. Поэтому общественно-политическая обстановка в области отличалась большой нервозностью.

При этом, высокий антирейтинг Бооса вызван не непрофессионализмом последнего, а просто недопониманием со стороны большей части общества. Нельзя сказать, что деятельность Бооса не эффективна. Я думаю, что это, скорее, радикальный случай фатального недопонимания граждан и руководителя региона, такое бывает даже во вполне благоприятных ситуациях.

«Единая Россия», формируя список кандидатов в губернаторы, продемонстрировала политическую мудрость. Самым простым решением было – переназначение Бооса и предложение его президенту, поскольку он человек известный, волевой, подходит для руководства регионом. Но партия решила по-другому, и в данном случае она решила не в силу своих предпочтений, а в силу общественных настроений, которые очевидны для всех. Я думаю, что это адекватное решение, мудрое. И граждане его оценят. Какой бы ни была политика нового губернатора, ее пока трудно детально прогнозировать, но очевидно, что не будет изначального неприятия.

В ситуации с Георгием Боосом все довольно прозрачно. Решение принято в свете последних установок президента Дмитрия Медведева касательно того, что глава субъекта федерации должен быть популярным, должен иметь опору среди активных социальных слоев региона.

Таким образом, уход Бооса выглядит логично, потому что с популярностью у него были проблемы. Он был хорошим администратором, по крайней мере, не хуже многих. Но в коммуникации со средами – в том числе с бизнес-сообществами, с интеллигенцией - у него были проблемы.

Решение вопроса о властях в Калининградской области последние полгода выглядело как некая модельная ситуация, поскольку после тех протестов в Калининграде сформировались и обсуждались властью две точки зрения.

Одна состояла в том, что нельзя идти на поводу у каких-то сил, которые организуют протест у региональных и элитных группировок, которые играли против Бооса. Это может стать прецедентом для протестных групп, для всяких региональных и контрэлитных группировок и в других регионах. Пользуясь калининградской моделью, в других регионах могут начать отстаивать нечто подобное. Даже кое-какие попытки такого рода были на некоторых других территориях, как мы помним в Пензе накануне окончания срока полномочий Бочкарева были попытки тоже организовывать достаточно масштабные какие-то акции протеста. Такая позиция скорее означала, что кандидатуру Бооса нужно вносить на рассмотрение.

Другая точка зрения состояла в том, что если есть протесты, даже если в какой-то части это политтехнологи и политическая борьба, тем не менее, они говорят о недовольстве населения и свидетельствуют в значительной степени не о самой благоприятной социально-экономической ситуации в регионе и не о самом высоком качестве управления.
Вопрос заключается еще и в том, чтобы проанализировать, есть ли у людей основания быть недовольными – наверное, они есть.

Это первое, а второе: власть неоднократно декларировала, что социологические показатели, показатели доверия к власти и уровня удовлетворенности действиями властей –  будут одними из главных критериев в оценке эффективности деятельности губернаторов и деятельности региональных властей. Они будут учитываться при решении вопросов о переназначении губернаторов, поэтому это тоже важный момент. И эта позиция скорее предполагала, что если там есть проблемы в регионе, и они приводят к протестам и эти протесты во многом обоснованы. В таком случае лучше не предлагать Бооса.

Кроме того, это могло бы быть дополнительным сигналом другим региональным элитам и другим губернаторам,  что «неприкасаемых» нет, никаких индульгенций нет - не только для губернаторов, которые по 20 лет сидят и их Кремль потихоньку подталкивает на выход и проводит обновление власти, но и в других регионах, где губернаторы работают второй срок. Это не значит, что они себе гарантировали работу на 10 лет вперед независимо от того, как они работают. Качество работы имеет значение и большое. И в этом состоит вторая позиция властей.

Я думаю, что взвешивание двух точек зрения – с одной стороны, не дать какой-то неправильный сигнал о слабости, не дать каких-то мотивов для того, чтобы кто-то разыгрывал подобные истории, а с другой стороны дать как раз сигнал региональным элитам о том, что качество работы и  оценка деятельности властей обществом имеет значение.

Эти позиции каким-то образом обсуждались, взвешивались и в конечном итоге мы видим, что определенный выбор сделан. Это не значит, что другая точка зрения не имеет значения или ее аргументы не серьезны – они серьезны. Я думаю, что Кремль все прекрасно понимает по поводу того, что потребуется предпринять еще в некоторых регионах. Если будут попытки разыграть калининградский сценарий,  то придется соответствующим образом реагировать. Но на этой чаше весов о том, «какой сигнал дать важнее», победила вторая точка зрения.


 

При принятии кадровых решений в региональной политике важнейшим приоритетом является обеспечение стабильности и управляемости ситуацией на той или иной территории. Для этого, конечно, целесообразен выбор в пользу тех кандидатур, которые обладают общественной поддержкой, высоким рейтингом доверия и способны удержать ситуацию под контролем и не создать дополнительных рисков социальной стабильности.

У Георгия Бооса, конечно, были большие политические потери, связанные с прошедшей в январе-марте волной митингов протеста. В дальнейшем Боос провел переговоры с оппозицией и ситуация в регионе успокоилась, но в целом, как показали социологические замеры, в Калининградской области был невысокий рейтинг одобрения власти. Что является потенциальным фактором дестабилизации, и этот факт повлиял на такие решения кадрового вопроса.

Что касается должности, которую может занять Боос, то сложно пока определенно ответить на этот вопрос. В некоторых СМИ прошла информация, что это могла бы быть должность и на правительственном уровне, но в нем пока нет свободных вакансий В любом случае, я не исключаю, что это такой имиджевый ход в поддержку калининградского губернатора, с тем, чтобы его ожидаемое переназначение, которое не состоялось, не выглядело бы таким уж серьезным политическим поражением. Думаю, что действительно были достигнуты предварительные договоренности о том, что Боос получит возможность трудоустройства на федеральном уровне власти.

В любом случае, у Георгия Бооса - достаточно большой опыт управленческой работы. Поэтому возможность его назначения на ответственный пост не исключена.

Вообще, аппаратная борьба за пост губернатора велась достаточно активно. Помимо Георгия Бооса, в ней были задействованы и другие участники. У губернатора была сильная оппозиция на региональном уровне (например, среди представителей бизнес структур).

В итоге, политическую победу не одержал ни Боос, ни его последовательные противники. Был выбран некий третий вариант, при котором в список вошли кандидаты, хорошо знакомые региону. Можно сказать, что это представители региональной элиты. От варианта «варяг» центр отказался. Боос в свое время был именно варягом. Его приход в регион сопровождался всплеском конфликтности, и это негативно сказалось на качестве управления.

Уход Бооса объясняется достаточно просто – он не смог договориться с гражданами региона и не смог найти с ними общий язык. Это было видно особенно ярко в рейтингах, которые у него падали до необычных для губернатора уровней, иногда до 50%, а это слишком большие цифры. Получалось, что на предстоящих выборах, к которым идет «Единая Россия», партия должна делиться своим рейтингом с губернатором, спасать его за счет понижения собственного рейтинга. Естественно, что для партии это очень тяжело.

И при том, что хотя персональное отношение к Боосу было очень хорошее и он проявил в последнее время высокую очень гибкость по взаимодействию с местным обществом и в каком-то смысле даже снял проблемы, которые у него были с местной оппозицией, ему не удалось, тем не менее, исправить положение со своим рейтингом поддержки. А это очень опасно накануне сезона региональных, а затем федеральных выборов.

Отношение к нему как к хорошему специалисту и технократу остается позитивным. Дело в том, что так очень часто бывает – человек, который является качественным технократом, оказывается неудачным политиком при работе с массами – просто это не его профиль.

Поэтому я уверен, что Боос найдет себе место в системе проекта модернизации место, ему оно будет предложено, а в данном случае, видимо, приходится признать, что его назначение было ошибкой. Кроме того, есть ряд депрессивных показателей по региону и много сошедшихся вместе неудач. Последняя история с воинским званием к Боосу не имеет прямого отношения, потому что ошибку совершило Министерство обороны, а не Боос, но это тоже легло некоторым моральным пятном на его кандидатуру и подтопило ее.
 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".