Статья
1776 25 мая 2009 0:06

Бюджетное послание

Президент РФ Дмитрий Медведев представил правительству основные тезисы Бюджетного послания.

Как передает ИТАР-ТАСС, 10 основных тезисов бюджетной политики страны на 2010-2012 годы сформулированы следующим образом:

1. Исполнение социальных обязательств и придание им адресного характера.

2. Последовательное снижение бюджетного дефицита и повышение уровня нераспределенных резервов, чтобы реагировать на изменение ситуации.

3. Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств.

4. Поиск оптимальных путей поддержки реального сектора и банковской системы.

5. Кардинальное повышение качества публичных услуг для граждан, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов.

6. Усовершенствование механизма госзакупок, который должен стимулировать производителей.

7. Определение экономически оправданной налоговой нагрузки.

8. Ответственность властей всех уровней за расходы бюджетных средств.

9. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы.

10. Приступить к формированию системы поддержки инвалидов в соответствии с Международной конвенцией по правам инвалидов.

Первым приоритетом бюджетной политики президент  назвал "исполнение социальных обязательств и придание им более адресного характера". Он пояснил, что главным рычагом выполнения этой задачи он считает "расширение полномочий местной и региональной власти".

В Кремле на представлении документа присутствовали члены правительства во главе с премьером Владимиром Путиным и спикеры обеих палат Федерального собрания - председатель Совета Федерации Сергей Миронов и председатель Госдумы Борис Грызлов.

С посланием к Федеральному собранию Д.Медведев планирует обратиться, как и в прошлом году, осенью. Таким образом, Бюджетное послание станет первым документом в этом году, который конкретизирует задачи, стоящие перед правительством на ближайшую перспективу.

Около месяца назад президент РФ Д.Медведев заявил, что решил изменить порядок передачи Бюджетного послания. "Я принял решение изменить порядок произнесения, передачи этого послания. Сейчас мы будем это делать несколько иначе. Я хотел бы, чтобы это послание было доведено до сведения президиума правительства, и буду это делать сам", - сказал Д.Медведев 30 апреля на совещании, посвященном подготовке к проекту Бюджетного послания на 2010 год и трехлетний период. По его словам, новый порядок передачи Бюджетного послания "будет способствовать разъяснению отдельных его позиций и придаст ему более весомый уровень". Он отметил, что правительство провело подготовительную работу, создавшую фундамент для принятия принципиальных решений по будущему бюджету.

Позднее пресс-секретарь президента Н.Тимакова сообщила журналистам, что в этом году бюджетное послание, в отличие от прошлых лет, будет опубликовано до основного президентского послания, которое представит президент Федеральному собранию осенью текущего года.

Президент, по словам Н.Тимаковой, принял решение изменить сроки опубликования бюджетного послания в связи с резко изменившимися финансовыми и экономическими условиями в мире и в стране. "Если раньше бюджетное послание было как дополнительный документ к президентскому посланию, то в этом году бюджетное послание будет самостоятельным документом, в котором отражены важнейшие моменты, на которые президент обращает внимание правительства", - сказала Н.Тимакова.

Полный текст Бюджетного послания президента РФ о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах опубликован на официальном сайте президента России - www.kremlin.ru.

Комментарии экспертов

Бюджетное послание - это базовый документ для определения экономической политики. И то, что раньше он просто передавался в правительство – это просто была такая технология. Известно, что Медведев стремится акцентировать  разного рода послания, с которыми он обращается, жёстко контролировать те поручения, которые он даёт.

Я думаю, то что статус послания в данном случае поднят и то, что Медведев лично с ним обращается, означает, что он хочет создать определённую рамку, известную и обнародованную, экономической политики, прежде всего бюджетной политики.

Я думаю, что есть и некоторые другие причины, прежде всего связанные с переходом снова от трёхлетнего планирования к годичному, связанные с переходом к бюджетному дефициту. Целый комплекс этих причин диктует необходимость личного курирования этого процесса президентом.

Анализируя оглашенные президентом тезисы Бюджетного послания, можно сказать следующее. Во-первых, виден абсолютно жёсткий приоритет бюджета - это выполнение социальных обязательств, при любых обстоятельствах.

Во-вторых, понятно, что президент сделал выводы из кризиса и хочет иметь большую финансовую стабильность, то есть нераспределённые резервы. Это тоже очень понятно.

В-третьих, президент как бы вновь открыл дискуссию в области налоговой сферы. Он сказал, что необходимо определить оптимальный уровень налоговой нагрузки. Это означает, что сейчас начнётся серьёзная дискуссия. Это значит, что предмет дискуссии обозначен. И он обратился по существу к влиятельным социальным группам с тем, что он готов это обсуждать. Одно время было сказано, что всё, мы это не обсуждаем, вопрос закрыт и т.д. Нет, как выяснилось, вопрос не закрыт. Революции не будет, но ясно, что этот вопрос будет активно обсуждаться.

Что у меня вызвало удивление, это оценка президента, что показатели будут хуже прогнозируемых. Ничто из той информации, которую я знаю, вероятно, президент знает больше, не указывает, что мы выйдем на уровень падения больше 6% ВВП. Но здесь, видимо, президент придает политический импульс для того, чтобы не сидеть в ожидании того, что пронесёт само собой, а что надо упорно и энергично работать.

Среди обозначенных пунктов Бюджетного послания особенно нового ничего нет. Про социальные обязательства мы уже слышали, про оптимизацию налоговой нагрузки тоже очень много идет разговоров в последние полгода. Но ключевых вопросов нет – какой будет дефицит бюджета, на какой дефицит правительство готово пойти, на какой  - не готово, в связи с какими аргументами. Эти вещи лежат за пределами обозначенных тем.

Озвучены обязательства в номинальном выражении, а представляют ли участники бюджетного процесса реальный прогноз экономического развития?  Какой, например, процент инфляции будет в этом году, какой будет безработица к концу года. Как пальцем в небо попали наши министерство финансов и министерство экономического развития с экономическим прогнозом, когда падение в первом квартале текущего года к первому кварталу 2008 года – уже составляет 9,6 процента. И это, на мой взгляд, ускоряющаяся и усиливающаяся динамика.

Есть сомнения что в бюджетный процесс заложены адекватные прогнозы. Вряд ли кто-то себе представляет, какой например должен быть масштаб пособий по безработице или мероприятия по организации общественных работ, чтобы этих безработных занять общественно-полезным трудом и дать им заработать на хлеб насущный.

Бюджетное послание президента оказалось весьма незаурядным документом. Масштаб и долгосрочность озвученных Медведевым планов не могут не впечатлять, особенно в современной России, где и трехлетнее планирование бюджета в свое время воспринималось просто как радикальная мера.

Медведев обозначил два основных приоритета бюджетной политики на период своего правления — поддержание социальной стабильности и обеспечение модернизации экономики. Президент тем самым решительно высказался против иной линии, связываемой с министром финансов Кудриным. Судя по обозначенным приоритетам, глава государства делает ставку на инновационный рывок, а не на тактические меры с целью переждать кризис.

Впрочем, достижение поставленных амбициозных целей в реальности будет делом очень сложным. Российская бюрократия в целом не отличается высоким качеством управления, не говоря уже о коррупции. Поэтому внедрение социально-экономических инноваций на практике будет сталкиваться с множеством затруднений.

Изложенная президентом программа действий требует очень значительного увеличения расходов на социальные нужды и на программы модернизации. Очевидно, что бюджетная политика, с точки зрения Медведева, предполагает очень большие дефициты — но не ясно, каким образом будет обеспечиваться их покрытие.

Пока были названы только отдельные меры вроде введения налога на жилье по рыночным ценам или улучшения налогового администрирования. Эти шаги могут дать неплохой фискальный эффект, но вряд ли достаточный для финансирования столь масштабной программы действий, которую представил президент.

21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".