Бюджетные думы
Основным трендом недели стало обсуждение бюджета-2011 в Госдуме. Финансовый документ страны рассчитан на осторожный рост экономики и предполагает значительные резервы для развития. Фактически увеличены основные статьи бюджета, связанные с госзаказом. Традиционно данные направления индексировались на размер инфляции, однако на этот раз рост по большинству направлений превышает 10%. Так, значительные объемы заложены на «Охрану окружающей среды», «Физкультуру и спорт» и «Национальную оборону». Первое и второе направления относятся к двум федеральным проектам – экологическому (президентскому) и олимпийскому (премьерскому). «Национальная оборона» отдельная инициатива, пролоббированная Минобороны Анатолия Сердюкова и «Ростехнологиями» Сергея Чемезова.
Параллельно с увеличением госфинансирования оборонки выросли расходы на инвестиционные проекты. С началом кризиса именно эти статьи Минфин резал в первую очередь. Неудивительно, что финансирование долгосрочных проектов в 2010 году снизилось более чем на 15%. Падение госрасходов серьезно ударило по частным инвесторам, которым пришлось замораживать строительство на стратегических объектах из-за отсутствия денежных средств.
В среднесрочной перспективе ситуация должна измениться. Согласно утвержденным в первом чтении параметрам бюджета, на реализацию инвестпроектов в 201 году планируется направить 551,8 млрд рублей в рамках 54 ФЦП, в 2012 году - 457,6 млрд рублей (50 ФЦП), в 2013 году - 419,7 млрд рублей (41 ФЦП). При этом сокращение количества федеральных целевых программ будет происходить параллельно с введением Минфином государственных долгосрочных целевых программ (ГДЦП). На последние с 2012 года будет приходиться до 90% расходов федерального бюджета.
Помимо расширения проектно-целевого финансирования правительство рассчитывает поддержать отдельные госкомпании, работающие в стратегических регионах.
Серьезные преференции в рамках бюджета-2011 предоставят «Газпрому». Документ предусматривает субсидии монополии в размере порядка $800 млн. Субсидии газовой монополии предоставлены на покрытие разницы между ценой приобретения газа у оператора проекта «Сахалин-2» и установленной ценой газа на входе в газотранспортную систему Сахалин—Хабаровск—Владивосток в целях его поставки энергосбытовым организациям Дальневосточного региона. Фактически это компенсация разницы между закупочной ценой газа у подконтрольной «Газпрому» Sakhalin Energy и тарифами Федеральной службы по тарифам (ФСТ), по которым планируется продавать этот газ Владивостокской ТЭЦ-2. Сумма субсидий разбита по годам: на 2011 год - 1,885,7 млрд рублей, на 2012 год - 11,162 млрд рублей, на 2013 год - 11,494 млрд рублей.
Финансовая поддержка окажется своевременной для «Газпрома». Особенно в контексте требований правительства обеспечить газом энергосистему Дальнего Востока. При этом работать в регионе для отечественной монополии было крайне невыгодно. Бюджетные преференции гарантируют «Газпрому» сбыт своего газа с Сахалина по экспортным ценам до 2013 года с возможностью пролонгации, если региональные и экспортные цены не выровняются.
Параллельно с принятием бюджета Минфин подготовил ряд инициатив по изменению Бюджетного кодекса, которые осенью подписал Дмитрий Медведев. Соответствующий закон был принят Госдумой 24 сентября и одобрен Советом Федерации 29 сентября. Фактически изменения сохраняют действующую систему «ручного управления» федеральной казной. Так, поправки в Бюджетный кодекс РФ продлевают до 2014 года норму о приостановке формирования из нефтегазовых доходов государства резервных фондов и направление этих средств в полном объеме на покрытие дефицита бюджета. Новые поправки также продлевают до 1 января 2014 года действующее приостановление норм, которые устанавливают предельный размер общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в размере одного процента прогнозируемого ВВП. Таким образом, до начала 2014 года размер общего объема финансирования дефицита не будет ограничен одним процентом ВВП.
Фактически предложения Минфина позволят правительству сохранить значительные объемы госдоходов за счет Резервного фонда, региональных бюджетов и прибыли ЦБ. Несмотря на наличие экономического роста, правительство оставит под контролем рычаги антикризисного управления. Таким образом, государство пытается перестраховаться в предвыборный период от ухудшения экономический конъюнктуры. И при незначительном резервировании ужесточает само администрирование федеральной казны.
Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев