Статья
2020 20 октября 2010 6:54

Бюджетные обсуждения

Текущая неделя в Государственной думе посвящена финансовым вопросам. Депутаты Госдумы в среду, 20 октября приняли в первом чтении проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Представляя бюджет на 2011-2013 годы, перед депутатами выступил министр финансов Алексей Кудрин. Он сообщил, что общий дефицит бюджетов субъектов РФ в 2011 году составит около 300 миллиардов рублей.

«В этом году мы ожидаем более 400 миллиардов рублей дефицит, в то время как в следующем году общий дефицит субъектов РФ составит около 300 миллиардов рублей», - сказал он. По словам Андрея Кудрина, Минфин ожидает, что в 2010 году порядка 22 регионов РФ исполнят свои бюджеты с профицитом, а порядка 61 региона - с дефицитом, что меньше, чем в 2009 году. В 2011 году, по его словам, количество профицитных регионов увеличится, а дефицитных - сократится. Он также отметил, что в 2011 году федеральный бюджет планирует предоставить льготные бюджетные кредиты регионам на общую сумму 113 миллиардов рублей, из них часть будет направлена на сбалансированность бюджетов субъектов, а часть - на ремонт дорог.

«С учетом дефицита бюджета, который в следующем году составит около 3,6%, а в 2012 – 3,1%, в 2013 – 2,9%, мы главную нагрузку по покрытию дефицита возлагаем на заимствования на рынках», - сообщил Кудрин. Соответственно, заимствования эти, по словам министра, несколько возрастут, но в течение трех лет рост госдолга не превысит 18% ВВП. Этот предел Кудрин назвал безопасным уровнем, и с учетом снижения процентов по обслуживанию, и с условием снижения инфляции, при таком уровне по словам министра финансов, стране придется с каждым годом все меньше платить на тот прирост долга, который используется для покрытия дефицита.

«Наша цель к 2015-му году при умеренных ценах на нефть, которые предположительно составит 75-78 долларов за баррель выйти на бездефицитный бюджет. Мы должны обеспечить при таких ценах на нефть бездефицитный бюджет, потому что если цена будет 50 или 40 долларов за баррель, как это было в предыдущие годы», - заявил Кудрин.

При этом, министр напомнил, что в первом квартале прошлого года средняя цена на нефть была 43 доллара, и к подобным ситуациям нужно быть готовым. «Наша бюджетная политика должна обеспечивать выполнение государственных обязательств, то есть тех основных программ, начиная от обороноспособности до обеспечения дефицита пенсионной системы и социальных расходов независимо от обстоятельств», - заявил выступающий.

Он также не обошел вниманием замечания фракций, по поводу того, что цены на нефть для подсчета дефицита бюджета были взяты очень низкие. «Мы прошли мировой кризис, какого не было сто лет, - заявил глава финансового ведомства, - и никто не в состоянии предсказать циклы кризиса, ни одна фракция не предсказала кризис».

В то же время слова об окончательном завершении кризиса Кудрин считает несколько преждевременными. «Задача бюджетной политики обеспечить выполнение обязательств, каким бы не оказалось ВВП, - подчеркнул Кудрин, - в условиях выхода из мирового кризиса, нестабильности еще недостаточно качественных активов на балансах банков, и мы можем еще ожидать сюрпризов, прежде всего от мировой экономики».    

Депутаты Госдумы высказали журналистам свою позицию по бюджетным вопросам.

Бюджет на 2011-2013 годы направлен на создание финансово-экономических условий для модернизации и инновационного развития России, заявил первый зампредседателя Государственной думы Олег Морозов. Морозов, выступая перед журналистами, выделил отличия бюджета на предстоящие годы, от бюджета на год текущий. «Бюджет-2010 обслуживал оперативные антикризисные меры правительства, - пояснил Морозов, - а бюджет 2011 года – это возвращение к политике стратегического планирования, создания финансово-экономических условий для модернизации и инновационного развития нашей страны».

Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров также выразил позицию комитета относительно бюджетной политики страны. По его мнению, «для ускорения структурной перестройки и модернизации экономики на основе нового технологического уклада, стимулирования инвестиций и инвестиционной активности, необходимо при подготовке проекта федерального бюджета ко второму чтению изыскать возможность увеличения финансирования мероприятий по направлениям инновационного развития и модернизации отраслей экономики».

Как сообщил ранее парламентский корреспондент «Актуальных комментариев», в минувшую пятницу на Охотном ряду на заседании фракции «Единая Россия» также выступил глава Минфина, вице-премьер РФ Алексей Кудрин. На этом заседании депутаты-единороссы собрались специально, чтобы обсудить проект бюджета на 2011 год.

Целью финансовой политики России является выход к 2015 году на нулевой дефицит, заявил министр финансов, выступая на оюсуждении проекта бюджета. По его словам, до 2013 года дефицит федерального бюджета будет сохраняться, составив примерно 2,9%.

«Цена на нефть в ближайшие три года будет на достаточно высоком уровне, по сравнению даже с прошедшим десятилетием», - заявил Алексей Кудрин. «Если посчитать, какая нам нужна цена на нефть, чтобы жить без дефицита до 2015 года, то в 2011 году это 109 долларов за баррель, а в 2012 и 2013годах – 105 долларов за баррель», - сказал министр.

По словам главы Минфина, пока что Россия сохраняет сырьевую зависимость, в том числе нефтегазовую, и погашать эту разницу между реальными доходами и расходами придется за счет Резервного фонда и заимствований на рынке.

На пленарном заседании Госдумы РФ накануне, 19 октября, обсуждались поправки в бюджет на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Изменения в главный финансовый документ страны вносились уже в третий раз. Поправки были приняты в первом чтении и в целом.   

В этом документе предусмотрено снижение дефицита бюджета в текущем году на 47 миллиардов рублей. Согласно ему, доходы федерального бюджета на текущий год увеличатся на 91 миллиард. А расходы будут повышены на 44 миллиарда рублей. Что же касается прогноза инфляции, то он на 2010 год оказался не очень утешительным. Инфляция, согласно подсчетам Минфина, была увеличена до 8% вместо первоначального ориентира в 7%.

Как отметила замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, выступавшая в Госдуме в рамках рассмотрения законопроекта, изменение доходов бюджета в текущем году было произведено на основе пересчета макроэкономических показателей, что дало федеральному бюджету дополнительно 38 миллиардов рублей, а также за счет других факторов, в том числе пересчета общего объема собираемости налогов и налогооблагаемой базы по НДС, налогу на прибыль и акцизам, что в свою очередь пополнило государственную казну на 53 миллиарда рублей.

По разделам расходов, в соответствии с поправками, предусмотрены следующие изменения: расходы на общегосударственные вопросы сокращаются на 82 миллиарда рублей, на национальную оборону - увеличиваются на 15,5 миллиардов, на нацбезопасность и правоохранительную деятельность - увеличиваются на 10,8 миллиардов, на нацэкономику - увеличиваются на 37 миллиардов, на ЖКХ - на 24 миллиарда, на охрану окружающей среды - на 452,5 миллиона, на образование - на 3,4 миллиарда, на культуру и СМИ - на 754,2 миллиона, на здравоохранение и спорт - на 14,2 миллиарда, на социальную политику - сокращаются на 3,7 миллиарда, на межбюджетные трансферты - увеличиваются на 22,8 миллиарда рублей.

Третье изменение бюджета текущего года вызвано абсолютно объективными обстоятельствами, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Виталий Шуба, выступая на пленарном заседании. «Ход развития экономики таков, что ожидаемый прогноз по объему ВВП оказался больше, чем прогнозировалось изначально. Соответственно, увеличиваются доходы, и есть возможность увеличить и расходы федерального бюджета. При этом средства выделяются, в том числе на снижение дефицита», - рассказал Шуба депутатам.

«91,2 млрд рублей – это дополнительные доходы, полученные из не нефтегазового сектора. Значит, те антикризисные меры, которые были разработаны правительством и нашли поддержку парламентариев, работают, и наша экономика выздоравливает», - заявил он.

Как пояснил первый заместителя председателя комитета, 44 миллиарда рублей – это дополнительные доходы федерального бюджета, которые направляются на ряд важных мероприятий. 25 миллиардов - на увеличение уставного капитала фонда реформирования ЖКХ, 16 миллиардов – на дополнительные дотации субъектам РФ, на дополнительные ресурсы на решение проблем сельского хозяйства из-за засухи, на улучшение состояния противопожарной безопасности в регионах.

«Вместе с тем, комитет обращает внимание правительства на необходимость более жесткого контроля над исполнением бюджета», - заявил Шуба. В частности, он обратил внимание на исполнение бюджета в части обеспечения жильем ветеранов. «Более комфортным жильем на сегодня обеспечены более 67 тысяч ветеранов. Исполнение в деньгах составляет 67 млрд. рублей - это менее 50% средств, выделенных на это в текущем году. Правительству нужно более плотно работать над исполнением этой части бюджета. Ни один ветеран не должен остаться без жилья», - отметил депутат.

«Необходимо активизировать выполнение программы, направленной на поддержку моногородов. Очень медленно осваиваются ресурсы», - также добавил он.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежда Максимова также выразила сомнения по поводу того, что все ресурсы бюджета 2010 года будут полностью использованы. «Естественно, опасения, что эти средства будут использованы не полностью есть, - заявила Максимова, выступая на пленарном заседании, - наша задача, правительства и законодателей  в том, чтобы хотя бы не ухудшать качество жизни нашего населения».  

Против поправок в бюджет 2010 года проголосовала фракция «Справедливая Россия», от которой на заседании выступила Оксана Дмитриева. По ее словам, прогноз партии по прошлому бюджету оказался намного точнее расчетов правительства РФ. Партия рассчитывала основные параметры бюджета, исходя из цены на нефть 70 долларов за баррель, а правительство прогнозировало цену 58 долларов. По факту среднегодовая стоимость барреля нефти сегодня составляет 75 долларов, отметила депутат. В итоге, по подсчетам фракции «Справедливая Россия», сбор доходов бюджета оказался равен тем цифрам, которые были представлены в их альтернативном бюджете и на 30% отличается от прогноза, сделанного Министерством финансов.

Остальные оппозиционеры также традиционно не поддержали главный финансовый документ страны. Не будет голосовать за принятие бюджета-2011 в первом чтении, в частности, фракция КПРФ.

В тот же день, 19 октября, премьер-министр Владимир Путин на встрече с лидерами парламентских фракций также затронул вопрос формирования федерального бюджета на ближайшие годы.

Как сообщает телеканал «Россия 24», глава правительства озвучил руководителям фракций цифры, которые он назвал «приемлемыми» и «говорящими о стабильности экономического положения в стране».

«Как известно, объем ВВП составит 50,4 триллиона рублей, уровень инфляции планируется на уровне 6,3 процента, дефицит бюджета составит около 3,6 процента ВВП на 2011 год», - отметил Путин. Премьер также отметил, что разница между доходами и расходами бюджета составит 1,9 триллиона рублей: 8,8 триллиона и 10,7 триллиона рублей соответственно.

В пределах этих цифр, по словам Владимира Путина, «хотелось бы остаться».

Обращаясь к лидеру коммунистов Геннадию Зюганову, Путин заявил, что рассчитывает на серьезную и критичную оценку этих данных со стороны КПРФ. Глава компартии, в свою очередь заметил, что коммунисты итак всегда серьезно подходят к вопросу бюджета. Премьер согласился с этим утверждением, однако с небольшой оговоркой: «Очень серьезно, но знаете, как в мультфильме: «А Баба Яга против».

Геннадия Зюганова беспокоит, что на закупку импортного продовольствия тратится почти 40 миллиардов долларов. Он считает, что больше денег нужно направлять на поддержку собственного сельского хозяйства. Идея модернизации российской экономики, в целом, лидеру коммунистов нравится. Однако модернизация в стране, на его взгляд, идет недостаточно энергично.

ЛДПР также не планирует поддерживать проект бюджета.

«Голосовать, скорее всего, будем против», - сказал руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев.

Он пояснил, что такое решение либерал-демократы приняли после встречи с министром финансов, из ответов которого, по их мнению, не следует, что после исполнения этого проекта бюджета граждане России улучшат свое благосостояние.

Фракция «Единая Россия» принимает проект, но нельзя сказать, что безоговорочно. Ко второму чтению единороссы планируют предложить более десяти поправок.

По словам спикера Госдумы, руководителя фракции Бориса Грызлова, в основном эти поправки будут касаться вопросов социальной поддержки населения.

Комментарии экспертов

Современную бюджетную политику отличает абсолютно реалистичный, ответственный подход, понимание возможностей государства и формирование приоритетов. По сравнению с докризисным годом расходы стали значительно выше, хотя мы понимаем, что с наполнением бюджета есть определенные сложности.

Главная особенность федерального бюджета на 2011 год – это, прежде всего, восстановление трехлетнего планирования. Прогнозирование, стратегическое видение, поэтапное решение проблем позволяет более эффективно и рационально использовать бюджетные средства. Кроме того, это касается и распределения межбюджетных трансферов на 3 года в контексте перспективы региональной политики, возможностей расходов бюджетов на уровне субъектов РФ.

Если говорить о дополнительных приоритетах бюджетной политики, то это, конечно же, расходы, связанные с повышением денежного довольствия военных, и средства, закладываемые на реформу МВД (2012 год – 138 млрд. и 2013 год еще 180 млрд. руб.). Кроме того, появляются выделенные разделы по физической культуре и спорту, СМИ и межбюджетным трансферам в зависимости от отраслевой принадлежности. Приоритеты, связанные с обеспечением качества жизни – это, прежде всего, строительство дорог и увеличение страховых взносов.

Что касается увеличения налоговой нагрузки на бизнес, то она абсолютно коррелируется с теми беспрецедентными системными мерами поддержки, которые на протяжении ряда лет оказывались предпринимателям. Мы все помним, как в трудный год кризиса государство отказалось от повышения отчислений, давай возможность бизнесу пройти этот непростой финансовый период более спокойно. Сегодня для сбалансированного решения социальных вопросов, содержания пенсионного фонда, бизнес, конечно же, должен начать давать отдачу.

В 2011 году расходы на национальную оборону будут выше на 19%, увеличены расходы на образование на 16%, на культуру и кинематографию – на 10%, на здравоохранение – на 8%. На 25 процентов увеличены расходы бюджета на физическую культуру и спорт.

В целом сохраняется приоритет обеспечения качества жизни граждан. Опыт последних лет показали правильность взвешенной бюджетной политики. Порочная практика 90-х, когда обязательства бюджета превышали возможности страны в 2 раза, что в конечном итоге привело страну к экономическому падению и социальным проблемам людей, сегодня просто недопустима. И то, что сегодня взвешенно распределяются расходы бюджета, является гарантией экономической и социальной стабильности.

Последствия кризисных явлений отразились и на федеральном бюджете 2011 года. Опять главный финансовый документ страны дефицитен. Однако виден свет в конце «дефицитного тоннеля». Если в 2011 году дефицит составит 3,6% ВВП (против нынешнего дефицита в 5,7%), то к 2013 году уменьшится до 2,9% ВВП. А там и до привычного за последние годы профицита недалеко. В целом, данный документ можно охарактеризовать как «оптимистичный» и «посткризисный».

Хотя по предварительным прогнозам экономистов выход экономики России на докризисные объёмы ВВП состоится не ранее 2012 года, однако смены приоритетов не произойдет. По-прежнему социальные обязательства – главная расходная часть бюджета, которая не подвержена секвестру.

Как и в текущем году, планируется поэтапное увеличение пенсий. Уже с 1 февраля 2011 года на 8%. В результате средний размер трудовой пенсии по старости превысит 8 тыс. 800 рублей в месяц. Средний размер трудовой пенсии по старости к концу 2013 года планируется довести до 10 655 рублей в месяц.

С 1 января будут проиндексированы детские пособия. Например, пособие при рождении ребенка в будущем году составит 11 700 рублей. На жилищные программы в общей сложности выделяется 207 млрд рублей. Направления расходования этих средств традиционные: предоставление жилья ветеранам, военнослужащим, северянам, другим категориям граждан.

Принципиально новым направлением в бюджете двух ближайших лет станут программы модернизации здравоохранения общей стоимостью 460 млрд. рублей. И я как медик искренне рада этой финансовой победе «Единой России». В 2011 году предполагается использовать из этой суммы 216 млрд. рублей, в 2012 году - 244 млрд. рублей. Причем 300 млрд. рублей будут направлены на ремонт, модернизацию медицинских учреждений, оснащение их необходимым оборудованием; 136 млрд. рублей - на повышение финансовой обеспеченности стандартов оказания медицинской помощи и ещё 24 млрд. рублей - на информатизацию здравоохранения в целом. В настоящее время от субъектов Федерации требуется детальные и хорошо просчитанные планы использования этих средств, чтобы уже в будущем году граждане смогли почувствовать реальные перемены к лучшему в качестве медицинского обслуживания. Тем более, что сейчас 60% россиян недовольны качеством оказания медпомощи.

Еще одна важная статья расходов в бюджете – выделение 2 млрд. рублей на развитие сети детских садов. Почему-то сложилось стереотипное представление, что рождаемость в стране низкая из-за бедности населения. Но это заблуждение. Как раз в бедных регионах рождаемость высокая. На самом деле 35% населения отказываются от рождения детей из-за отсутствия детских садов, из-за боязни потерять работу. Именно эту социальную проблему и предстоит решить.

Представленный правительством РФ Прогноз может служить основой для формирования федерального бюджета на 2011 г. и на период до 2013 г. Документ сбалансированный, в прогнозе содержится необходимый минимум показателей, требующихся для расчета основных параметров федерального бюджета на трехлетнюю перспективу.

В проекте федерального бюджета восстановлено трехлетнее бюджетное планирование, обеспечивающее большую предсказуемость динамики бюджетных показателей на все годы планируемой трехлетки, усилен программно-целевой подход при формировании бюджетных расходов, обеспечена среднесрочная сбалансированность федерального бюджета за счет государственных заимствований.

Проект федерального бюджета свидетельствует, что правительством выбран путь приоритетного финансирования социальной сферы. Такое решение можно только приветствовать. Сохранение социальных обязательств повышает уверенность населения в завтрашнем дне, стимулирует потребительский спрос.

Комитет поддерживает выделение в разделе «Национальная экономика» межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на господдержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2011 году в сумме 16 000,0 млн. рублей (в 2010 году - 14 970 млн. рублей), в 2012- 2013 годах – 4 000,0 млн. рублей ежегодно. В то же время, Комитет считает необходимым рекомендовать правительству принять дополнительные меры по повышению доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе, за счет улучшения качества таможенного и налогового администрирования; активизации работ по сокращению задолженности по налогам и сборам, повышения эффективности использования госсобственности, развития глубокой переработки леса, увеличения глубины переработки энергоресурсов, наведения порядка в землепользовании.

По мнению Комитета, чтобы уменьшить дефицит федерального бюджета, надо увеличить доходы от приватизации госимущества путем продажи принадлежащих государству пакетов акций в уставных капиталах хозяйствующих субъектов.

Для ускорения структурной перестройки и модернизации экономики на основе нового технологического уклада, стимулирования инвестиций и инвестиционной активности при подготовке проекта федерального бюджета ко второму чтению изыскать возможность увеличения финансирования мероприятий по направлениям инновационного развития и модернизации отраслей экономики.

Сохранение социальных гарантий российских граждан и увеличение объема расходов бюджетных средств на социальные нужды в 2011 и последующих годах – это необходимое для граждан страны решение фракции «Единая Россия».

Продолжается выделение средств на реализацию приоритетных национальных проектов в социальной сфере. Увеличивается финансовая поддержка нацпроекта «Здоровье», модернизируется система медицинских учреждений, повышается качество медицинского обслуживания. Дополнительные средства будут направлены на диспансеризацию работающих граждан и детей-сирот. Более 14 млрд. рублей будет выделено в следующем году на реализацию нацпроекта «Образование». 126 млрд. рублей государство выделит на обеспечение граждан жильем, а также более 100 млрд. рублей – на обеспечение служебным и постоянным жильем военнослужащих.

В следующем году планируется увеличение размеров социальных выплат. Почти на тысячу рублей повысится размер пособия при рождении ребенка, более чем на 20 тысяч рублей – материнский капитал. Почти на тысячу рублей повысится средний размер пенсии. Увеличится денежное содержание военнослужащих.

Принимая этот законопроект, депутаты «Единой России» выполняют взятые перед людьми обязательства, защищая интересы российских граждан, нуждающихся в соцподдержке со стороны государства.

Бюджет, который внесен правительством на 2011-2013 годы, по своим задачам имеет существенные отличия от бюджета текущего года. Бюджет-2010 обслуживал оперативные антикризисные меры правительства. Бюджет 2011 года – это возвращение к политике стратегического планирования, создания финансово-экономических условий для модернизации и инновационного развития нашей страны.

Отказываясь от бюджетного обслуживания оперативных мер, переходя к стратегическому планированию, мы возвращаемся к трехлетнему планированию, процедуре трехлетнего бюджета. В нем есть ответы на вопросы о том, каковы будут финансовые и экономические параметры развития страны и в 2012, и в 2013 году.

В бюджете 2011 года предусмотрены решения серьезных социальных вопросов. Это индексация заработной платы военнослужащим, повышение стипендий студентов, индексация зарплаты работников федерально-государственных учреждений. Обращаю внимание, что расходы на здравоохранение и образование в рамках тех программ, которые предложены, в 2011 году существенно выше, чем в 2010.

Особенностью бюджета является также то, что мы планируем за трехлетку в два раза сократить бюджетный дефицит, который накопился за кризисный период. Предлагается целый ряд новых федеральных программ, которые призваны решить серьезнейшие инфраструктурные проблемы. В частности, мы, фактически, возвращаемся к созданию дорожных фондов для того, чтобы на 26% уже в текущем году увеличить финансирование дорожного строительства. Таковы основные отличия принимаемого бюджета страны.

Социальные расходы планируются от потребностей. Можно резать что угодно, но социальные расходы (и это правительство подтвердило) трогать не будут. Поэтому рассчитали, сколько нужно. И сколько нужно дали. Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы пенсия увеличилась в 10 раз, чтобы росли другие выплаты, дотации и т.д. Но на сегодняшний день такой возможности нет реально. Бюджет дефицитный. Для того, чтобы выполнить обязательства перед пенсионерами, мы заложили кратное увеличение налогов.

Но другой вопрос как получить эти доходы? Учитывая то, что Интернет сегодня полон предложениями и вариантами схем ухода от налогов. И я не уверен, что весь объем налогов будет собран. Думаю, расходы федерального бюджета на обеспечение пенсионных обязательств возрастут, потому что собственных доходов Пенсионного фонда не хватит.

Сегодня Минфин на большинство предложений повысить расходы в других сферах отвечает отказом. Потому что нужен «неприкосновенный запас». Мы заложили такой рост социального налога, а если не получится?

Важнейшее политическое завоевание власти последних лет - гарантированное, стабильное решение пенсионных вопросов. Давно мы слышали последний раз что-то по поводу задержек выплаты пенсий? А ведь еще 10 лет тому назад это была ключевая проблема. Регионы гордились тем, что у них задерживаются выплаты только на полтора месяца. Это давно ушло в прошлое.

Так что с уверенностью можно сказать, что и в ближайшие три года все социальные обязательства гарантированно будут исполнены. Но мы должны понимать, что это означает дополнительную нагрузку на бюджет, а значит, возможно, какие-то другие проекты не пойдут.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".